ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2020 года N 561
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 489 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 4-1 постановления изложить в следующей редакции:
"4-1. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1-16 таблицы 11 подраздела 11.3 и пунктах 1-4 таблицы 14 подраздела 12.3 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга".
1.2. В пункте 6 постановления слова "Говорунова А.Н." заменить словами "Пикалёва В.И.".
1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Пикалёва В.И.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КВЗПБ |
2 | Соисполнители государственной программы | АР, |
3 | Участники государственной программы | - |
4 | Цели государственной программы | Обеспечение в Санкт-Петербурге национальных интересов Российской Федерации в сфере государственной и общественной безопасности; |
5 | Задачи государственной программы | Ежегодное снижение количества преступлений, в том числе на улицах, в местах общего пребывания и отдыха граждан; |
6 | Основания разработки государственной программы | Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Информационная безопасность" |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограммы: |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2019-2024 гг. составляет 72298061,3 тыс.руб., |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Реализация мероприятий государственной программы позволит улучшить криминогенную обстановку в Санкт-Петербурге, остановить рост преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым создать условия для повышения реального уровня безопасности жизни в Санкт-Петербурге, обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры Санкт-Петербурга. |
2. Характеристика текущего состояния в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем
Санкт-Петербург - один из самых динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обеспечение безопасности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации и как одного из крупнейших регионов с более чем пятимиллионным населением является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, Санкт-Петербургского хозяйства, транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.
По данным Главного Управления Министерства внутренних дел (далее - ГУ МВД), на территории Санкт-Петербурга в 2018 году общее количество преступлений составило 51420, что на 1,4 процента ниже, чем за аналогичный период предыдущего года; на 22,9 процента снизилось количество квартирных краж; на 15,9 процента - хищений транспортных средств; на 9 процентов - грабежей; на 5,2 процента - разбойных нападений; на 24,6 процента уменьшилось количество преступлений, совершенных с использованием оружия. Раскрываемость грабежей увеличилась на 5,3 процента; разбойных нападений - на 6,7 процента. Статистика показывает значительное снижение количества правонарушений и повышение раскрываемости совершенных преступлений на территориях создаваемых "зон безопасности". "Зона безопасности" представляет собой участок территории с массовым нахождением граждан, оборудованный современными системами видеонаблюдения с более высоким разрешением, устройствами экстренной связи. В настоящее время на территории 13 районов Санкт-Петербурга действуют 25 "зон безопасности". Работу на данном направлении необходимо продолжать и в последующие годы.
Число несовершеннолетних участников преступлений снизилось на 9,6 процента.
В 2018 году в результате выполнения совместного с правоохранительными и надзорными органами Санкт-Петербурга комплекса антинаркотических мероприятий по сравнению с 2017 годом удалось добиться снижения на 10,2 процента (11497) числа зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, сильнодействующими веществами (2017 год - 12802). Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, в общей структуре преступности - 51420 составил 22,4 процента (24,5 процента в 2017 году).
Наибольшее количество наркопреступлений зарегистрировано в Калининском (1189), Невском (1070), Выборгском (920), Фрунзенском (852) районах Санкт-Петербурга.
На территории Санкт-Петербурга установлено 5087 (2017 год - 5921) лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (по оконченным предварительным расследованием уголовным делам). Из них: 4363 (2017 г. 4973) являются потребителями наркотических средств и психотропных веществ, 91 (2017 год - 144) несовершеннолетний. Выявлено 1378 (2017 г. 3188) лиц, совершивших общеуголовные преступления в состоянии наркотического опьянения.
Правоохранительными органами выявлены 5557 (2017 г. 5313) административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров или аналогов.
В 2018 году районными судами и мировыми судьями рассмотрены 4873 (2017 г. 4058) дела об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров или аналогов.
Осуждено 927 (2017 г. - 833) человек за преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения или под воздействием психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, по вступившим в законную силу приговорам районных судов Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге в 2019 году зафиксировано 10977 пожаров, в результате которых погибли 130 человек, травмировано 233 человека, прямой материальный ущерб от пожаров составил 277697974,00 руб.
Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности остаются: повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара, а также выполнение установленного нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова.
Для обеспечения пожарной безопасности и в целях своевременного реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера в Санкт-Петербурге сформирован территориальный пожарно-спасательный гарнизон. В состав гарнизона входят в том числе: 43 территориальных подразделения Федеральной противопожарной службы и 21 подразделение Противопожарной службы Санкт-Петербурга.
Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к увеличению числа пожаров и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Масштабы возникающих и прогнозируемых пожаров и чрезвычайных ситуаций создают предпосылки для отставания материально-технической базы сил противопожарной службы от уровня материально-технического обеспечения, необходимого для решения новых задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
Принимаемые меры в рамках реализации мероприятий государственной программы позволили сохранить положительную динамику снижения тяжести последствий от пожаров.
В результате проводимой работы стало возможно достижение в 2015-2019 годах основных показателей государственной программы.
В связи с особенностью географического положения Санкт-Петербурга на берегу Невской губы Финского залива, а также наличием большого количества внутренних водных объектов в административных границах Санкт-Петербурга ежегодно количество граждан - любителей отдыха на воде увеличивается на 6-8 процентов. Увеличивается с каждым годом поток туристов - любителей отдыха на воде, а количество маломерных судов растет на 5-7 процентов в год. В связи с открытием внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под иностранным флагом количество отдыхающих на воде будет дополнительно увеличиваться. Таким образом, объективно существующее положение дел требует постоянного повышенного внимания к обеспечению безопасности людей - любителей отдыха на воде и остро ставит вопрос организации оперативного оказания помощи людям и маломерным судам, терпящим бедствие.
В целях обеспечения безопасности людей как в зимнее, так и в летнее время и для оказания помощи людям, терпящим бедствие, спасателями Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга" (далее - ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга") в 2019 году совершено 8583 выезда к месту чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на воде, спасено и оказана помощь 671 гражданину, извлечено из воды 45 тел людей, погибших при различных обстоятельствах.
Количество выездов спасателей ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга" с каждым годом увеличивается, и хотя количественные показатели гибели людей в Санкт-Петербурге остаются высокими, количество утонувших в рекреационных зонах и на пляжах, территории которых прикрыты зонами спасания спасательных станций и спасательных постов ГКУ "ПСС Санкт-Петербурга", с каждым годом уменьшается.
В результате выполнения мероприятий Подпрограммы 5 за 2015-2019 годы все целевые показатели и индикаторы Подпрограммы 5 были выполнены на 100%.
Одной из гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является судебная защита, которая занимает особое место в системе гарантий прав граждан. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную законом процессуальную форму, является одним из основных правовых способов разрешения любых споров, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина. Судебная власть не отрасль или ведомство, а такая же опора государства, как законодательная и исполнительная ветви власти. Только сильное и авторитетное правосудие обеспечит эффективность усилий остальных ветвей власти, а главное - действительную защиту прав граждан.
Совершенствование и развитие судебной системы согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 (Стратегия национальной безопасности), является одним из механизмов обеспечения национального приоритета повышения качества жизни российских граждан.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в судебном порядке права и свободы личности находит свое выражение в закреплении порядка формирования корпуса мировых судей, их компетенции, материально-технических и иных гарантий деятельности мировых судей. Зафиксированные в федеральном и региональном законодательстве положения относительно организации и деятельности мировых судей также служат гарантией соблюдения и восстановления прав граждан. Они обеспечивают определенные стандарты в области прав человека и прежде всего права на судебную защиту, которое является гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", на основании которого принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации".
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и финансируются из бюджета Российской Федерации Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отделами) в субъектах Российской Федерации. Все мероприятия по материальному и организационному обеспечению осуществляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Санкт-Петербург является одним из крупнейших промышленных центров Российской Федерации и отнесен к особой группе территорий по гражданской обороне. В Санкт-Петербурге зарегистрировано 17 химически опасных и 1 радиационно опасный объект, при аварии на большинстве из которых в зону заражения аварийными химическими опасными веществами попадает около 1 млн. жителей.
Согласно Федеральному закону "О гражданской обороне" обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и предоставление возможности укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗС ГО) являются задачами гражданской обороны по защите населения при военных конфликтах и ЧС природного и техногенного характера. Накопленные запасы СИЗ на данный момент позволяют обеспечить защиту 83 процентов взрослого неработающего населения Санкт-Петербурга и 59 процентов детей в возрасте от 1 года до 18 лет. Обеспеченность всех установленных категорий населения ЗС ГО, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, составляет около 2 процентов.
Подготовка должностных лиц гражданской обороны и Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), ИОГВ и организаций Санкт-Петербурга в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера является первостепенной задачей при подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Санкт-Петербурга от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, и осуществляется на базе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" (далее - ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС").
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1246 "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга" создан городской резерв материальных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности населения, пострадавшего при ЧС, и ликвидации последствий от ЧС.
3. Приоритеты и цели государственной политики, прогноз развития в сфере законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге на 2019-2024 годы, планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения безопасности населения на период 2019-2024 гг. определены по каждой из соответствующих подпрограмм.
Стратегией национальной безопасности в числе стратегических целей государственной и общественной безопасности определены защита конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Среди главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности названы: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями.
Достижение национальных интересов в данной сфере согласно Стратегии национальной безопасности обеспечивается путем совершенствования единой государственной системы профилактики преступности в первую очередь среди несовершеннолетних и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753, в перечень основных задач государственной политики в сфере противодействия экстремизму включена консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма, а также разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
Перспективным результатом исполнения мероприятий Подпрограммы 1 является повышение уровня криминальной безопасности, защиты прав и свобод граждан от экстремистских и террористических угроз, стабильное и последовательное снижение количества зарегистрированных преступлений, в том числе на улицах, в местах общего пребывания и отдыха граждан, а также преступлений, совершенных несовершеннолетними, лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения тяжести последствий ДТП, числа погибших в них отражены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Данным Указом определена цель - снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 2024 году до уровня, не превышающего 4 человек на 100 тыс. населения.
Незаконные оборот и потребление наркотиков являются острейшей проблемой современности, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье населения, негативные социально-экономические последствия распространения наркомании, в том числе влияющие на состояние трудовых ресурсов региона, распространение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, требуют принятия комплексных и сбалансированных мер по противодействию этим негативным явлениям. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Генеральной целью указанной Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Одним из направлений организационного обеспечения антинаркотической деятельности является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков и противодействия их незаконному обороту.