ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2020 года N 434
О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554, от 10.02.2020 N 44
Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 2-2 постановления изложить в следующей редакции:
"2-2. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1-8 подраздела 9.3.1 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга".
1.2. В пунктах 3-1 и 3-2 постановления число "8.4.1" заменить числом "8.3".
1.3. В пункте 4.3 постановления слова "в подразделе 9.4.2 подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" заменить словами "в подразделе 9.3.1".
1.4. Изложить приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2020 N 44 "О Порядке предоставления в 2020 году субсидии некоммерческой организации "Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в виде имущественного взноса на осуществление уставной деятельности", заменив в пункте 1.1 приложения к постановлению слова "пунктом 5-1.1 таблицы 5 подраздела 8.4.1" словами "пунктом 3.3 таблицы 7 подраздела 8.3.2".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КППИТ (до 01.08.2019 КРППР) |
2 | Соисполнители государственной программы | АР |
3 | Участники государственной программы | Управление Роспотребнадзора |
4 | Цели государственной программы | 1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. |
5 | Задачи государственной программы | 1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, повышение общественной значимости малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Санкт-Петербурге. |
6 | Основания разработки государственной программы | Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | 1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности. |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" (далее - подпрограмма 1). |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Государственная программа финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования государственной программы составляет 10684303,7 тыс.руб., в том числе: |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В количественном выражении: |
Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга является основой для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения качества городской среды, развития человеческого капитала, обеспечения эффективности управления и развития гражданского общества. В рамках развития экономики обеспечивается занятость населения, формируются поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга, удовлетворяются потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Устойчиво развивающаяся экономика является базой для создания благоприятной среды и условий комфортного проживания населения. Фундаментом такой экономики в том числе является динамичное развитие таких ее сфер, как МСП, добросовестная конкуренция и потребительский рынок.
Малый и средний бизнес в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр) на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 369,4 тыс. субъектов МСП, из них 63,4% являются юридическими лицами и 36,6% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 94,8% субъектов МСП, на долю малых предприятий - 4,8% субъектов МСП и на долю средних предприятий 0,4%.
За 2018 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в Едином реестре, выросло на 2,6% (в целом по Российской Федерации рост составил 0,03%).
По результатам 2018 года наблюдается положительная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 369,4 тыс. ед. субъектов МСП 20,9% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 77,1 тыс. единиц, что на 1,0 тыс. единиц (1,4%) больше аналогичного показателя по результатам 2017 года.
По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 01.01.2019 субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1086,4 тыс. человек, что на 2,8 тыс. человек (0,3%) меньше аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2018.
Снижение количества рабочих мест произошло за счет уменьшения числа МСП и составило 8,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в то время как количество занятых в сфере микропредприятий по сравнению с 2017 годом увеличилось на 8,7%.
В отраслевой структуре малых предприятий (без микропредприятий) преобладают предприятия оптовой и розничной торговли (32% от общего количества субъектов МСП). Данная сфера деятельности является ведущей как в целом, так и в разрезе категорий субъектов МСП.
Создание добросовестной конкурентной среды благоприятно повлияет на одну из важнейших сфер деятельности хозяйства Санкт-Петербурга - потребительский рынок, который выполняет важную роль в создании рабочих мест (каждый пятый занятый работник трудится в этой сфере), формирует практически пятую часть валового регионального продукта (17,5%) и значительные поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2019 осуществляют деятельность порядка 24,0 тыс. предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей более 6,8 млн.кв.м, более 8,3 тыс. предприятий общественного питания и 10,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, включая бани.
Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2018 года составил 1412,4 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 3,4% больше, чем в январе-декабре 2017 года.
Ежедневно жители и гости Санкт-Петербурга приобретают товаров в среднем на 3,9 млрд.руб.
По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации.
В целях повышения качества сервисного обслуживания потребителей, престижности профессий сферы торговли и услуг, содействия обеспечению квалифицированными кадрами предприятий сферы потребительского рынка регулярно проводятся профессиональные конкурсы и фестивали.
Вместе с тем анализируя сложившуюся ситуацию в сфере торговли и услуг, можно выделить следующие существующие проблемы:
неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, а также сокращение доли несетевой розницы в обороте товаров повседневного спроса за счет увеличения доли торговых сетей;
дороговизна отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и услуг.
Важным сегментом потребительского рынка является оказание таких социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, как банные и ритуальные услуги. В черте Санкт-Петербурга расположено 88 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) требуется особое внимание к благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также к сохранению историко-мемориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями. Кроме того, в Санкт-Петербурге насчитывается 33 общественные бани, оказывающие услуги населению Санкт-Петербурга по социальным тарифам: 45 руб. и 60 руб. за 1,5 часа помывки.
Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни населения Санкт-Петербурга, является эффективная система защиты прав потребителей.
Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.
Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона горячей линии по защите прав потребителей. Получить информационно-консультационную поддержку по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг в рамках этого проекта горожане могут на бесплатной основе. Отдельно указанным проектом предусмотрена возможность бесплатного проведения экспертизы приобретенных товаров и услуг для малообеспеченных категорий горожан.
Проводится мониторинг обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Результаты мониторинга используются при планировании мероприятий по защите прав потребителей.
Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, контактирующих с пищевым продуктом композитных упаковочных материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.
С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к появлению на рынке фальсифицированной продукции, поступающей в том числе в учреждения социальной сферы в рамках госзакупок (особенно детские дошкольные и образовательные учреждения).
Можно выделить следующие проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге:
низкий уровень взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей;
низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей;
низкий уровень удовлетворенности петербуржцев количеством продовольственных товаров (менее половины).
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей является организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиления профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение эффективного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей.
Основными приоритетами государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу являются:
вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки МСП;
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
совместная с ведущими предпринимательскими объединениями работа по популяризации и значимости предпринимательства;
реализация мер по увеличению интереса молодежи к началу и ведению собственного дела, а также по поддержке и развитию молодежного предпринимательства;
формирование предпринимательских компетенций граждан;
обеспечение и поддержание конкурентных возможностей Санкт-Петербурга;
снижение административных барьеров в экономике;
развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста;
поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости;
повышение эффективности работы в сферах продовольственной безопасности на территории Санкт-Петербурга;
создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге;
создание условий для повышения качества и безопасности потребительских товаров и услуг на рынке Санкт-Петербурга;
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений в сфере развития предпринимательства и защиты прав потребителей.
При реализации мероприятий в сфере развития предпринимательства и потребительского рынка на период до 2024 года можно прогнозировать:
рост доли предпринимателей, удовлетворенных условиями ведения бизнеса в Санкт-Петербурге с 51,7% в 2019 году до 55,7% в 2024 году;
увеличение численности занятых в сфере МСП, (включая индивидуальных предпринимателей) до 1561 тыс. человек в 2024 году;
увеличение количества субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Санкт-Петербурга с 68,4 единиц в 2019 году до 71,2 единиц в 2024 году;
увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов на 1 тыс. жителей с 1270,0 кв.м в 2019 году до 1470,0 кв.м в 2024 году;
увеличение обеспеченности населения Санкт-Петербурга посадочными местами на предприятиях общественного питания в Санкт-Петербурге на 1 тыс. жителей со 110 в 2019 году до 122 в 2024 году;