БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 369-ФЗ (Российская газета, N 293, 27.12.2010);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 41 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ);

Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2012);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, N 0001201412290016);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 493-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310021) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 264-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040041);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040020);

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 487-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310022) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 272-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300061) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 272-ФЗ);

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280038);

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018, N 0001201812250092) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 500-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300014).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых настоящим федеральным законом и заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ) до 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие настоящему Федеральному закону (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ), признаются утратившими силу - см. часть 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Условия договоров поставки продовольственных товаров и иных договоров, заключение которых регулируется настоящим федеральным законом и которые были заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ) в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ - см. статью 3 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ.

____________________________________________________________________

Принят
 Государственной Думой
 18 декабря 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2009 года


Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

     

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) деятельности по проведению организованных торгов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

4_1. Положения статьи 13 (за исключением подпункта "д" пункта 4 и пункта 6 части 1) и статьи 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

(Часть дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2018 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 446-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

6. Установленные главой 3 настоящего Федерального закона антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции").

(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ)

Комментарий к статье 1

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем  Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7) площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

8) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;

10) услуги по продвижению товаров - услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров;

(Пункт дополнительно включен с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 273-ФЗ)         

11) товары, маркированные средствами идентификации, - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

12) товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

13) средство идентификации - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

14) код маркировки - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки;     

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

15) код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

16) код проверки - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)     

17) технические средства проверки кода проверки - программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты кодов маркировки, в том числе фискальный накопитель, обеспечивающие возможность выявления корректировки или фальсификации кода идентификации в результате его проверки с использованием кода проверки и ключевого документа, предназначенного для проверки кода идентификации;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

18) технические средства формирования кода проверки - программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты информации, которые обеспечивают формирование кода проверки в результате криптографического преобразования кода идентификации и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности выдан документ об их соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты кодов маркировки;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)

19) участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров.     

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 488-ФЗ)



Комментарий к статье 2

     

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой  деятельности

1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

3. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 3

     

     

Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности

1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;