Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2020 года N 354

О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039, от 23.06.2014 N 496, от 30.06.2014 N 551



В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" следующие изменения:

1.1. Абзац третий пункта 2.3 приложения N 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"В проектную часть перечня мероприятий включаются расходы развития и мероприятия, предусмотренные региональными проектами. Проектная часть перечня мероприятий формируется в том числе с указанием информации о мощности объекта капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга, видах и сроках осуществляемых в отношении объекта капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга работ (далее - работы), сметной стоимости работ или предполагаемой (предельной) стоимости работ и об остатке сметной стоимости работ".

1.2. Пункт 11 приложения N 2 к постановлению изложить в следующей редакции:

"

11

Экономика знаний в Санкт-Петербурге

Комитет по науке и высшей школе

".

2. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

2.1. В названии и пункте 1 постановления слова "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге" заменить словами "Экономика знаний в Санкт-Петербурге".

2.2. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Комитету по науке и высшей школе:".

2.3. Дополнить постановление пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий государственной программы".

2.4. Пункт 3.2 постановления изложить в следующей редакции:

"3.2. Ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Комитет по науке и высшей школе отчет о выполнении мероприятий государственной программы и предложения для включения в план-график реализации мероприятий государственной программы на текущий финансовый год".

2.5. В пункте 5 постановления слова "вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И." заменить словами "вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.".

2.6. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

3. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга" следующие изменения:

3.1. Пункты 3-4 и 3-5 постановления изложить в следующей редакции:

"3-4. Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.1-1.3 подраздела 18.1 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в период с 2019 по 2024 год.

3-5. Осуществить реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2 подраздела 10.1 государственной программы, путем предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства акционерному обществу "АВЕНАРИУМ+" в 2019 году".

3.2. В пункте 6.2 постановления слово "очередной" заменить словом "текущий".

3.3. В пункте 6.3 постановления слова "Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга" заменить словами "Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга".

3.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие пунктов 2, 2.1-2.6, 3, 3.1-3.4 распространяется на правоотношения, связанные с реализацией мероприятий государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496, и государственной программы Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551 (далее - государственные программы), начиная с мероприятий государственных программ на 2020 год.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И. по принадлежности вопросов.

Губернатор
Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение N 1
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 29.05.2020 N 354

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"

(далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

КНВШ

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АГ

КВС

КГИОП

КДА

КИ

КИО

КК

КМПиВОО

КПВСМИ

КППИТ (до 01.08.2019 - КППИ)

КСП

КТ

КЭПиСП

3

Участник(и) государственной программы

-

4

Цели государственной программы

Создание условий для формирования в Санкт-Петербурге экономики, основанной на новых знаниях

5

Задачи государственной программы

1. Внедрение эффективной системы подготовки квалифицированных специалистов в Санкт-Петербурге.

2. Повышение научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга.

3. Укрепление экономического сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации для устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга

6

Основания разработки государственной программы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".

3. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

4. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

5. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

-

8

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

1. Формирование благоприятных условий развития экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1).

2. Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 2).

3. Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге (далее - подпрограмма 3).

4. Развитие системы подготовки кадров и обеспечение квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 4).

5. Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации (далее - подпрограмма 5)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 4101067,4 тыс.руб., в том числе по годам реализации:

2019 г. - 1458156,7 тыс.руб.;

2020 г. - 680571,2 тыс.руб.;

2021 г. - 470354,1 тыс.руб.;

2022 г. - 486123,0 тыс.руб.;

2023 г. - 492698,0 тыс.руб.;

2024 г. - 513164,4 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация государственной программы должна обеспечить к 2024 году:

В количественном выражении:

рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Санкт-Петербурга до 41,6%;

рост объема внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга до 55,7 млрд долл. США.

В качественном выражении:

расширение позиций организаций Санкт-Петербурга на региональных и мировых рынках;

обеспечение экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами;

повышение научного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем


Санкт-Петербург обладает благоприятными условиями для того, чтобы стать лидером среди городов и регионов Российской Федерации по формированию экономики знаний, которая сможет обеспечить выход Санкт-Петербурга и Российской Федерации на передовые рубежи мирового развития. Экономика знаний - это инновационная экономика, характеризующаяся постоянным развитием человеческого капитала, быстрым внедрением инноваций и передовых технологий во все сферы жизнедеятельности и повышением уровня интеграции всех элементов экономической системы в целях обеспечения ее сбалансированности и повышения уровня эффективности ее функционирования.

Формирование экономики знаний во многом обеспечивается за счет эффективного использования возможностей сектора науки и образования и производственной базы в конкурентоспособных наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики. Помимо этого, для упрочения позиций экономики знаний важное значение имеют активизация инновационных процессов, создание новых высокотехнологичных производств, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий, улучшение делового климата и обеспечение экономики Санкт-Петербурга высококвалифицированными кадрами. Укрепление связей между наукой и производством, использование нового высокотехнологичного оборудования, применение передовых технологий будут сопровождаться ростом производительности труда, снижением энергоемкости, увеличением объемов выпускаемой продукции.

Важнейшим направлением развития Санкт-Петербурга должно стать повышение эффективности реализации потенциала инновационного развития экономики и системы генерации знаний. Для этого необходимо формирование региональной инновационной экосистемы, способствующей тесному взаимодействию научных и образовательных организаций, делового сообщества, органов государственной власти и структур гражданского общества.

Весомый вклад в экономическое развитие вносят сектор науки и инновационная активность организаций. Санкт-Петербург является вторым после Москвы научно-техническим центром России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В 2018 году объем научных исследований и разработок, научно-технических услуг, выполненных организациями Санкт-Петербурга, составил 140,1 млрд руб. и вырос по сравнению с 2017 годом (136,6 млрд руб.) на 3,6%. В 2018 году научные исследования и разработки выполняли 75,0 тыс. работников в 294 организациях, в том числе 5,7 тыс. человек в 37 организациях высшего образования. Высокая концентрация образовательных и научных организаций, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, а также многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга, способная обеспечить благоприятную среду для внедрения результатов научных исследований и инновационных продуктов на их основе, являются важнейшими конкурентными преимуществами Санкт-Петербурга.

В 2017 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП Санкт-Петербурга составила 3,12% (2016 год - 3,12%, 2015 год - 3,24%) и была почти в полтора раза выше, чем в Москве (2,28%) и более чем в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (1,36%).

Индекс технологической инновационной активности организаций Санкт-Петербурга в 2017 году составил 14,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 14,8%.

В 2018 году Санкт-Петербург занял первое место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России, а также занял 93-е место из 500 в рейтинге инновационных городов мира по данным портала "Innovation cities Program".

Важным фактором, определяющим развитие научно-технологического и инновационного потенциала Санкт-Петербурга, является создание благоприятных условий для обеспечения квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург имеет развитую сеть образовательных организаций, способную предоставлять все виды образовательных услуг (от общего до высшего образования). Система среднего профессионального образования Санкт-Петербурга в 2019 году включала 115 образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена - 85,5 тыс. чел.; 73 образовательных организации высшего образования, численность обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки - 319,9 тыс. человек.

Большинство организаций высшего образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, находятся в ведении федеральных органов государственной власти, поэтому возможности влияния исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ) на функционирование организаций высшего образования ограничены. В сфере высшего образования существует тенденция укрупнения образовательных организаций высшего образования (далее - вуз) и, как следствие, сокращение числа вузов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют диспропорции между потребностями экономики и структурой выпуска специалистов образовательных организаций. Популярность гуманитарных направлений обучения у студентов не увязывается с реально существующими потребностями предприятий и организаций Санкт-Петербурга в подготовленных кадрах по техническим и инженерным специальностям.

В 2018 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 49,2 млрд долл. США. Экспорт составил 26,5 млрд долл. США, импорт - 22,7 млрд долл. США. Санкт-Петербург в значительной мере является реципиентом импорта товаров, которые впоследствии перераспределяются по европейской части Российской Федерации. Отношение экспорта к ВРП Санкт-Петербурга (в текущих ценах) в 2017 году составило 32,9%, что показывает высокую вовлеченность Санкт-Петербурга во внешнюю торговлю.

В 2018 году Санкт-Петербург осуществлял торговлю с 206 странами мира (в 2017 году - с 204 странами). На долю десяти стран - основных торговых партнеров - приходится 62% товарооборота Санкт-Петербурга, при этом тройка лидеров не изменилась: Нидерланды, Китай, Германия, их суммарный удельный вес в товарообороте Санкт-Петербурга - 37%. При этом Китай является крупнейшим импортером, а Нидерланды - экспортером. Во внешнеторговых операциях с партнерами из Германии преобладают экспортные операции.

В изменении структуры внешнеторгового оборота продолжается тенденция увеличения доли экспортных поставок и сокращения удельного веса импорта. По итогам 2018 года доля экспорта составила 53,8% (2017 год - 48,8%, 2016 год - 42,6%), импорта - 46,2% (2017 год - 51,2%, 2016 год - 57,4%).

При этом товарная структура внешней торговли отличается от реальной производственной структуры промышленности Санкт-Петербурга. В 2018 году основу экспорта составили минеральные продукты (69,2%), основу импорта - машины, оборудование и транспортные средства (47,6%), продовольственные товары (19,4%), а также продукция химической промышленности (13,4%).

Таким образом, реализация мероприятий государственной программы позволит создать условия для устойчивого развития профессионального образования и внешнеэкономической деятельности в Санкт-Петербурге.

3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге, прогноз развития соответствующей сферы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены на основе положений правовых актов, в том числе документов стратегического планирования Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-р;

государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316;

Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";