Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 ноября 2011 года N 2074-р

[Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года]

(с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1505 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, N 0001201501040032).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и заинтересованными организациями представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.

5. Минэкономразвития России обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1505. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2011 года
N 2074-р


Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года

I. Общие положения

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты - сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических проектов.

Стратегия разрабатывалась исходя из принципиальных подходов к развитию Российской Федерации, в том числе изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также в отраслевых и территориальных стратегиях.

II. Оценка исходной ситуации и базовые положения Стратегии

1. Анализ тенденций и ключевых проблем социально-экономического развития

Северо-Западный федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв. километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г.Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ. К округу примыкает арктическая зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации.

На территории Северо-Западного федерального округа функционируют 159 муниципальных районов, 40 городских округов и 1497 муниципальных образований поселенческого уровня.

Территория Северо-Западного федерального округа представляет собой социально-экономическое пространство, которое является общностью природно-экономических, демографических, геополитических и иных условий, в рамках которого формируется общерегиональный социально-экономический комплекс, включающий объекты инфраструктуры федерального значения, обеспечивающий удовлетворение общих интересов и потребностей субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.

Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного федерального округа в экономике Российской Федерации. Сформировалась главная функция округа - обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономических связей.

Увеличилось значение Северо-Западного федерального округа как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливается его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к Российской Федерации.

Северо-Западный федеральный округ, и прежде всего г.Санкт-Петербург, остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России, производства высокотехнологичной продукции и средств современного транспорта. Сохраняется значение округа в развитии лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав округа, динамично развиваются как туристические центры. Северо-западная часть России является одной из привлекательных территорий страны, притягивающих население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Существенен вклад субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в общий экономический потенциал Российской Федерации. На их долю приходится 10 процентов общего объема валового внутреннего продукта страны, 12 процентов промышленного производства и 10 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве России.

Планомерное формирование отраслевой пространственной структуры хозяйства Северо-Западного федерального округа, в том числе территориально-производственных комплексов, сменилось к середине 90-х годов преобладающим воздействием рыночных факторов при существенном ослаблении государственного управления. В результате произошло изменение функционально-отраслевой и пространственной структуры социально-экономического комплекса округа, в том числе субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.

Функциональная структура социально-экономического комплекса Северо-Западного федерального округа включает следующие группы хозяйствующих субъектов:

отрасли и комплексы международной специализации;

отрасли и комплексы внутрироссийской специализации;

экономика, ориентированная на локальные рынки, формирующиеся в рамках субъектов Российской Федерации и межрегионального обмена;

производственная инфраструктура общерегионального значения и инфраструктурные объекты государственного и международного значения.

В структуре экономики выделяется наибольший по удельному весу в занятости комплекс отраслей и объектов социальной сферы, развивающийся преимущественно в рамках субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа.

Северо-Западный федеральный округ отличается повышенным удельным весом элементов хозяйства международной специализации, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры. Среди таких элементов хозяйства выделяются объекты трубопроводного транспорта, портового хозяйства, терминалы и таможенная инфраструктура, объекты химической промышленности, металлургии и лесопромышленного комплекса. Усиливается международное значение нефтегазовой промышленности, судостроения и туризма.

К объектам внутрироссийской специализации относятся автомобилестроение, деревообработка, энергетика, научно-проектная сфера и инжиниринг, консалтинг и менеджмент-обслуживание, предоставление организационных и финансовых услуг.

Хозяйство, ориентированное в основном на локальные рынки, представлено сельским хозяйством и пищевой промышленностью, местной производственной инфраструктурой (внутренний транспорт, энергосети, объекты водоснабжения и водоотведения и др.), финансовой инфраструктурой и системой отраслей и объектов социальной сферы.

Для Северо-Западного федерального округа характерны общероссийские тенденции экономического, социального и пространственного развития, проявившиеся за последние два 10-летия. Это касается институциональных изменений, экспортной ориентации экономики, трансформации структуры хозяйства и появления новых элементов экономики.

Падение промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов жилищного строительства, произошедшее к 2000 году, не компенсировалось их ростом в последние 10 лет. Увеличились объемы деятельности в сфере транспорта, торговли и общественного питания, а также финансово-кредитных услуг. Среди структурных изменений в экономике Северо-Западного федерального округа следует отметить быстрое перераспределение производства при сокращении выпуска в легкой промышленности, машиностроении, промышленности строительных материалов, а также объемов деятельности и занятости в сфере науки и научного обслуживания. В целом сохранили свои позиции сферы высшего образования и здравоохранение.

Наиболее серьезны проблемы социально-экономического развития муниципальных образований в сельской местности практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Они связаны с оттоком из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет в округе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.

В лесопромышленном комплексе обозначился сдвиг лесозаготовок в зоны, прилегающие к крупным населенным пунктам и автомобильным дорогам общего пользования. В то же время уменьшилось использование запасов древесины в традиционных районах лесодобычи и перестойных лесах.

Демографическая ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем в целом по России. Это выразилось в опережающем сокращении населения (с 1990 года население уменьшилось на 11,2 процента, в то время как по России в целом - на 3,6 процента). В Мурманской области население уменьшилось на 33,2 процента, в Республике Коми - на 18,6 процента, в г.Санкт-Петербурге - на 2,8 процента. Наименее благоприятная обстановка с рождаемостью сложилась в Калининградской и Ленинградской областях.

Усилилась неравномерность развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Так, например, средняя заработная плата в Псковской области уступает средней заработной плате в г.Санкт-Петербурге в 2 раза, ввод жилья в расчете на 1 жителя - в 4 раза. Заметно снизился показатель обеспеченности населения работой в местах своего проживания, в частности в некоторых муниципальных районах он составляет лишь 30-40 процентов.

Оценка сложившейся ситуации свидетельствует о наличии ряда устойчивых дисбалансов в развитии Северо-Западного федерального округа. В числе основных дисбалансов можно отметить следующие:

сложившаяся структура подготовки кадров не соответствует структуре спроса на рабочую силу;

социально-профессиональные и ценностные ориентации населения не соответствуют структуре спроса на квалифицированные рабочие места;

складывающееся размещение рабочих мест, в том числе новых, не соответствует существующей системе расселения населения;

объем и структура инвестиционных предложений не соответствуют уровню развития территориальной инфраструктуры, особенно автомобильных дорог и энергетических систем;

потребность в сельскохозяйственной продукции населения округа не соответствует уровню развития местной продовольственной базы;

возможность производства инновационных продуктов не соответствует низкой заинтересованности хозяйствующих субъектов в нововведениях;

высокие требования к стандартам проживания не соответствуют способности сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства к коренному повышению качества услуг;

высокие требования населения малых и средних городов и сельской местности к занятости и условиям жизни не соответствуют имеющимся возможностям развития соответствующих территорий.

2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа

Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо-Западного федерального округа, показывает, что до 2020 года большинство таких условий и факторов сохранит характер и степень своего влияния, но часть из них будет оказывать сдерживающее воздействие и представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития округа.

К 2020 году при проведении активной демографической политики может быть достигнут положительный баланс естественного движения населения. Вместе с тем к концу 2020 года обозначится сокращение доли лиц трудоспособного возраста. Продолжится восполнение нехватки кадров массовых рабочих профессий за счет мигрантов, однако масштабы привлечения к концу 2020 года снизятся.

Экономико-географическое и геополитическое положение не претерпит изменений и будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Западного федерального округа. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа Российской Федерации и экономическое использование арктической зоны.

Основные компоненты природно-ресурсного потенциала сохранят свое значение для социально-экономического развития. Увеличится роль нефтегазовых ресурсов, а также ресурсов химического сырья и металлорудных месторождений. Потребуются мероприятия по восстановлению качества земельных ресурсов и их более эффективному использованию для сельского хозяйства.

В целях строительства территориальные ресурсы в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа (исключая г.Санкт-Петербург), будут вполне достаточны для реализации крупных инвестиционных проектов и развития инфраструктуры. Проблемой, которая потребует решения, является снижение стоимости освоения земельных участков и минимизация административных барьеров. Также необходимо полностью завершить проектно-планировочное обустройство территорий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработав соответствующие документы территориального планирования.

Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.

Показатели уровня насыщенности территории Северо-Западного федерального округа объектами производственной инфраструктуры превосходят среднероссийские показатели. Однако в целом состояние инфраструктуры округа характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения и магистральные коммуникации. В перспективе следует уделить повышенное внимание улучшению таких элементов производственной инфраструктуры, как автомобильные дороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.

По уровню социальной обустроенности населенных пунктов Северо-Западный федеральный округ в целом является привлекательным для населения, в том числе приезжего. Однако в северной части округа в силу климатических и экономических причин соответствующие показатели существенно уступают среднероссийским. Проблемой является чрезмерная концентрация социальных объектов (особенно образовательных и медицинских) в наиболее крупных населенных пунктах, что ограничивает возможности их использования значительной частью населения и обусловливает длительные поездки для получения социальных услуг.

Научно-технический потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два 10-летия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.

По ряду видов продукции, производимой на территории Северо-Западного федерального округа (лесная промышленность, химия, металлургия), ожидается сохранение внешних рынков сбыта и возможный их рост при умеренной конкуренции. По продукции нефтегазовой группы, как идущей транзитом на экспорт, так и производимой на территории округа, можно прогнозировать стабилизацию и возможное уменьшение спроса на традиционном европейском рынке и его рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важной стратегической задачей являются меры воздействия на внешние рынки в целях обеспечения прогнозируемых уровней спроса и ценовой ситуации, а также создание маршрутов поставки продукции на новые рынки, в том числе за счет развития Северного морского пути.

Спрос на продукцию, производимую на территории Северо-Западного федерального округа на российских рынках в перспективе будет расти прежде всего по такой продукции, как нефть, газ, лесопродукция, удобрения и машиностроение. Важным фактором перспективного развития будет стимулирование внутреннего спроса в рамках округа и развитие региональных и локальных рынков.

Культурно-исторический потенциал является одним из серьезных преимуществ большинства субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Культурно-исторический потенциал способствует повышению привлекательности округа для населения и инвесторов. Сохранение и укрепление культурно-исторического потенциала связано с необходимостью решения проблем защиты исторических центров, памятников архитектуры от нерегулируемого нового строительства, а также с распространением культурного влияния г.Санкт-Петербурга и других центров на те территории округа, где уровень культурно-исторического потенциала еще низок, а имеющиеся возможности не используются.

Преимуществом Северо-Западного федерального округа является значительная концентрация квалифицированных организационно-управленческих кадров как в системе государственного и муниципального управления, так и в менеджменте организаций. Это представляет собой потенциал по реализации задач в сфере экономики и социального развития, сопровождения стратегических проектов и программ, эффективного государственного регулирования. Важной задачей является подготовка менеджмента по новым направлениям развития округа, сити-менеджеров, менеджеров для зон опережающего развития, а также руководителей для реализации стратегических проектов.

Значение для перспективного развития имеют определенная компактность территории Северо-Западного федерального округа, общность инфраструктуры, конфигурация коммуникаций, взаимодополняющий характер экономических структур и природных условий субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также исторически сложившиеся взаимосвязи. Указанные факторы определяют значительные возможности развития сотрудничества субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, в решении экономических и социальных вопросов, развитии специализации регионов и межтерриториальной кооперации, а также в реализации совместных программ и проектов. Развитию социально-экономического комплекса округа способствуют координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации, а также значение г.Санкт-Петербурга как крупного организационно-хозяйственного центра округа. Сотрудничество субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, развитие общих элементов инфраструктуры и функциональное разделение экономик создают возможность получения дополнительного синергетического эффекта и экономии ресурсов.

4. Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа

Стратегические цели социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа определялись на основе анализа проблем развития округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, а также хозяйствующих субъектов и населения. Внешним стратегическим фоном при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития округа являются ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, и могут быть реализованы на основе их экономического взаимодействия.