ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 мая 2020 года N 274
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 452
В целях приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" в соответствие с Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 452 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 1-1 постановления изложить в следующей редакции:
"1-1. Осуществлять реализацию мероприятий, указанных в пунктах 2.1-2.6 таблицы 6 раздела 8.3.1 приложения к постановлению, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга".
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Потехину И.П.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
13 мая 2020 года
Регистрационный N 27123
Государственная программа Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КМПВОО |
2 | Соисполнители государственной программы | АГ, |
3 | Участники государственной программы | - |
4 | Цель государственной программы | Концентрация усилий государственной системы для достижения общественного согласия и позитивного настроя граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в отношении общественно-политических и социально-экономических вопросов жизнедеятельности Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе; |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 193); |
постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"; | ||
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты) | Региональные проекты: |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограмма 1 "Повышение уровня социализации и самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе" (далее - Подпрограмма 1); |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы - 35770698,1 тыс.руб., |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Повышение уровня социализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе; |
Одной из основных стратегических задач исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга является поддержание социального благополучия и общественного согласия.
Население Санкт-Петербурга является многонациональным и высокообразованным, Санкт-Петербург всегда в своем развитии придерживался общепризнанных мировых ценностей развития общества. В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано достаточно развитое гражданское общество.
Государственная программа, призванная создать условия для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге, представляет собой совокупность мер и факторов, способных обеспечить позитивное общественное мнение и положительный идеологический настрой жителей Санкт-Петербурга.
Реализация государственной программы осуществляется в нескольких сферах социально-экономического развития Санкт-Петербурга:
в сфере молодежной политики с акцентом на становление подрастающего поколения и формирование у молодежи правильных ценностных ориентиров;
в реализации патриотического воспитания граждан;
в сфере регулирования миграционных потоков, укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге в целях снижения напряженного отношения между жителями Санкт-Петербурга и трудовыми мигрантами и всплесков недовольных настроений у них.
Государственная программа получает свое воплощение в позиционировании деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в СМИ, в обеспечении жителей Санкт-Петербурга социально значимой информацией и в позиционировании Санкт-Петербурга на региональном, федеральном и международном уровнях.
Государственную политику в сфере реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге осуществляет КМПВОО, который разрабатывает и реализует мероприятия для успешной социализации и самореализации граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в том числе молодежи, в современном обществе.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 425-62 молодежь - это граждане от 14 до 30 лет, проживающие на территории Санкт-Петербурга. По данным на январь 2019 года в Санкт-Петербурге проживает более 1026 тыс. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 19,1 процента от общей численности населения. Прогнозное значение на 2024 год - 764,1 тыс. человек, что составит 13,7 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга.
Безусловно, для того чтобы максимально эффективно охватить такую многочисленную категорию, необходимо выстраивание на городском уровне системного взаимодействия различных субъектов: исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных учреждений, негосударственных организаций и общественных объединений.
В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:
резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет 19,7 млн. человек (2014 год) до 13,9 млн. человек (2035 год) почти на 6 млн. человек (или на 29,2 процента). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). Данная тенденция обязывает органы государственной власти не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков, формировать так называемый "человеческий капитал". Формирование образованного, социально и экономически активного, воспитанного в духе традиционных для российской культуры ценностей, патриотичного молодого человека - одна из приоритетных задач государства в ближайшее десятилетие;
трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, в том числе экстремистского характера, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля за процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой стороны, делают этот риск еще более значимым. С учетом этого необходимо сосредоточить усилия государственных органов на создании условий для реализации творческого и спортивного потенциала молодых людей, их культурного роста;
процессы миграции наиболее активной части молодежи в другие страны. В связи с активным развитием рыночной экономики, ее активной глобализацией, а также развитием информационных, коммуникационных и транспортных технологий, постоянной потребностью в высококвалифицированных кадрах все активнее наблюдается тенденция перемещения трудовых ресурсов в крупные экономические центры. Для Российской Федерации характерен так называемый "западный" вектор, при котором экономически активное население в поисках лучших условий труда и качества жизни переезжает в страны Европы, США, а также в западные регионы страны: Москву, Санкт-Петербург. Естественно, что большую часть этих людей составляет молодежь, так как она мобильна, экономически активна и готова к быстрой ресоциализации.
Снижение негативного влияния указанных тенденций является одной из базовых задач молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.
Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующие элементы:
нормативная обеспеченность (принятие федерального закона о молодежной политике, государственной программы);
кадровая обеспеченность отрасли "Молодежная политика" соответствующими специалистами;
инфраструктура отрасли "Молодежная политика" (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).
Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на преодоление негативного влияния обозначенных выше тенденций:
на развитие "человеческого капитала" молодежи Санкт-Петербурга, страны;
на социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;
на содержательное и инфраструктурное развитие отрасли "Молодежная политика".
Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Ключевую роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития Санкт-Петербурга. С этой целью ежегодно будет реализовываться ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития Санкт-Петербурга. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.
В Санкт-Петербурге работают 32 учреждения по делам молодежи, которые реализуют на своих территориях все направления молодежной политики:
28 учреждений, находящихся в ведении АР (в том числе 8 районных домов молодежи (далее - ДМ). В их состав входят 334 подростково-молодежных клуба (далее - ПМК), на базе которых работают более 5000 студий, секций и мест свободного общения;
4 учреждения, подведомственные КМПВОО.
Ежегодно в ПМК и ДМ на постоянной основе занимаются более 78 тыс. человек.
К датам праздничных, юбилейных и памятных событий истории России в Санкт-Петербурге исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга проводятся тематические мероприятия.
Еще одно направление, связанное с развитием гражданского общества в Санкт-Петербурге, - проводимая в Санкт-Петербурге национальная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, формирование и укрепление межкультурного согласия. Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многих народов, людей, принадлежащих к разным национальностям, религиозным и этническим группам, отличающихся друг от друга темпераментом, нравами, обычаями. Но основной проблемой в деле поддержания гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге в последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов. Привлекая огромное количество трудовых мигрантов, Санкт-Петербург не в достаточной мере создает условия для их адаптации и социализации. Продолжающееся увеличение потока мигрантов обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения.
Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, являются:
несоблюдение мигрантами действующего законодательства;
нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;
нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;
нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;
низкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения вплоть до полного игнорирования традиций и обычаев местного населения.
Без решения этих проблем усилия, направляемые Санкт-Петербургом на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам и у мигрантов - уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бесполезными.
Залогом успеха и основой эффективного сотрудничества органов государственной власти с медиасообществом является развитие партнерских взаимоотношений на паритетных началах и принципах социальной ответственности и взаимного уважения. В Санкт-Петербурге осуществляется поддержка СМИ, которые информируют жителей Санкт-Петербурга о событиях, происходящих на территориях районов Санкт-Петербурга. Все 18 АР тесно взаимодействуют с местными кабельными телевизионными каналами и печатными изданиями. АР поддерживаются трансляции на кабельном телевидении с районными охватами от 50000 до 90000 абонентов, а также небольшие печатные издания, выпускаемые два раза в месяц по восемь полос тиражами до 20000 экземпляров.
Приоритеты государственной политики в сфере развития гражданского общества в Санкт-Петербурге определены на основе положений правовых актов, в том числе федеральных и региональных документов стратегического планирования Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также иных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, указанных в паспорте государственной программы.
Одной их основных целей развития Санкт-Петербурга является поддержание социального благополучия и общественного согласия, формирование общества, основанного на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным институтам.
Для достижения указанной цели необходима реализация комплекса мер по следующим стратегическим направлениям:
содействие воспитанию гражданственности и патриотизма, привлечению общественности к взаимодействию с Губернатором Санкт-Петербурга и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, активному участию общества в подготовке, реализации решений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и оценке эффективности их деятельности;