ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2020 года N 116
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2019 N 614-132 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:
"5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И.".
1.2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Внесен в Реестр
нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга
12 марта 2020 года
Регистрационный N 26884
Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КТЗН |
2 | Соисполнители государственной программы | ИОГВ |
3 | Участники государственной программы | ГИТ, |
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы (далее - региональные проекты) | Региональные проекты: |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограммы: |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2019-2024 гг. составляет 13959565,5 тыс.руб., |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского, но не более 2 процентов численности рабочей силы. |
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
КТЗН регулярно осуществляет мониторинг сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга, результаты которого показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга характеризуется как стабильное и устойчивое с низким уровнем безработицы и одним из самых высоких в Российской Федерации уровнем занятости населения (таблица 1).
В 2016 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2970,5 тыс. человек, что составило 73,5 процента от численности населения в возрасте от 15 до 72 лет (в 2017 году - 2990,5 тыс. человек, 73,8 процента; в 2018 - 3010,0 тыс. человек и 73,7 процента соответственно).
В сложных условиях макроэкономической нестабильности экономика Санкт-Петербурга демонстрирует устойчивую положительную динамику показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Динамика большинства показателей производства товаров и услуг в Санкт-Петербурге была положительной по сравнению с 2016 годом: индекс промышленного производства составил в 2017 году - 105,7 процента, в 2018 году - 105,0 процента (в 2016 году указанный показатель составлял 103,9 процента относительно предыдущего года); оборот розничной торговли в 2017 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2018 году - 103,4 процента (в 2016 году - 100,1 процента к уровню 2015 года), оборот оптовой торговли составил в 2017 году 106,6 процента к предыдущему году, в 2018 году - 105,1 процента (в 2016 году он составлял 131,5 процента относительно 2015 года).
Ряд показателей социального развития указывает на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2016 году составлял 105,2 процента, в 2017 году - 103,7 процента, в 2018 году увеличился до 103,9 процентов относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2016 году составила 103,0 процента к предыдущему году; в 2017 году - 105,8 процента; в 2018 году - 109,1 процента. При этом в 2018 году реальные денежные доходы показали рост: в 2016 году они составили 97,2 процента относительно предыдущего года, в 2017 году - 96,9 процента, в 2018 году - 100,4 процента.
Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2017-2018 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге один из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2017-2018 годах находился в пределах 1,4-1,8 процента (Северо-Западный федеральный округ - 4,4-3,7 процента, Российская Федерация 5,6-4,6 процента). Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга отличается стабильно низким уровнем безработицы по сравнению с европейскими городами (по данным Статистической службы Европейского союза, уровень безработицы в 2017 году: Лондон - 5,3%, Амстердам - 4,5%, Париж - 8,7%, Берлин - 7,0%, Вена - 10,4%, Мадрид - 13,4%).
В 2017-2018 годах в экономике Санкт-Петербурга продолжился рост численности занятых, уровень занятости достиг в 2017 году исторического максимума - 73,8 процента. Высокий уровень занятости обеспечивался за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. В 2017-2018 годах было создано 67060 рабочих мест.
В Санкт-Петербурге отмечалось повышение миграционного прироста вплоть до 2017 года. В 2016 году миграционный прирост в Санкт-Петербурге составил 44,7 тыс. человек, в 2017 году - 64,5 тыс. человек, в 2018 году - 27,8 тыс. человек.
Существенных изменений в структуре занятости в 2017-2018 годах не произошло. В 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдалось увеличение занятых административной деятельностью и сопутствующими дополнительными услугами; государственным управлением и обеспечением военной безопасности, социальным обеспечением; транспортировкой и хранением (таблица 2).
Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2018 года составила 0,53 человека на вакансию (в конце декабря 2017 года - 0,62 человека на вакансию).
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2017 год) на конец декабря 2018 года составил 0,40 процента (на конец декабря 2017 года этот показатель составлял 0,39 процента).
Несмотря на стабильное развитие, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга | Единица измерения | Источник данных | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность рабочей силы | тыс.чел. | Росстат. | 3020,3 | 3040,8 | 3055,0 |
2 | Численность занятых в экономике | тыс.чел. | 2970, 5 | 2990,5 | 3010,0 | |
3 | Уровень участия в рабочей силе | % | 74,7 | 75,0 | 74,8 | |
4 | Уровень занятости населения старше 15 лет | % | - | 66,5 | 66,6 | |
5 | Уровень безработицы | % | 1,6 | 1,7 | 1,5 | |
6 | Уровень регистрируемой безработицы | % | КТЗН | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
7 | Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс.чел. | Росстат. | 290,5 | 128,6 | 154,2 |
8 | Среднемесячная заработная плата | руб. | Петростат | 48684,0 | 54353,0 | 60421,0 |
(источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)
Таблица 2
N п/п | Наименование показателя | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 3179,4 | 3186,9 | 3151,6 |
2 | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 15,4 | 18,0 | 18,3 |
3 | Добыча полезных ископаемых | 1,6 | 2,3 | 2,6 |
4 | Обрабатывающие производства | 438,2 | 462,7 | 456,8 |
5 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 39,2 | 36,8 | 37,2 |
6 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 22,0 | 23,9 | 23,2 |
7 | Строительство | 295,9 | 319,1 | 313,2 |
8 | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 681,5 | 664,9 | 652,7 |
9 | Транспортировка и хранение | 208,7 | 273,2 | 274,9 |
10 | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 122,0 | 108,1 | 108,5 |
11 | Деятельность в области информации и связи | 90,8 | 96,5 | 97,7 |
12 | Деятельность финансовая и страховая | 75,5 | 73,4 | 71,7 |
13 | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 112,6 | 115,4 | 112,6 |
14 | Деятельность профессиональная, научная и техническая | 219,2 | 225,4 | 216,9 |
15 | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 202,6 | 106,6 | 109,3 |
16 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 86,5 | 86,0 | 87,8 |
17 | Образование | 233,7 | 236,3 | 235,5 |
18 | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 162,8 | 167,2 | 164,6 |
19 | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 75,6 | 65,3 | 65,8 |
20 | Предоставление прочих видов услуг | 90,7 | 100,4 | 96,8 |
21 | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 4,6 | 5,2 | 5,1 |
22 | Деятельность экстерриториальных организаций и органов | 0,3 | 0,3 | 0,3 |