РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 декабря 2019 года N Р-122
(с изменениями на 13 декабря 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 13 декабря 2021 года N Р-339
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Минпросвещения России от 13 декабря 2019 года N Р-128.
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г.* N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 26 декабря 2017 г.". - Примечание изготовителя базы данных.
приказываю:
2. Признать утратившими силу Методические рекомендации по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Потехиной И.П. от 21 мая 2019 года.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 года.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель
Министра
П.С.Зенькович
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 5 декабря 2019 года N Р-122
Методические рекомендации по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
(с изменениями на 13 декабря 2019 года)
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1295 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 и признании утратившими силу абзацев второго, четвертого и пятого пункта 13 изменений, которые вносятся в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. N 1519", в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. от 5 декабря 2019 г.* N Пр-2346, Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации), и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва), а также в целях достижения результата 1.8. "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех"" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного 18 марта 2019 г. N 3 протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, и направлены на обеспечение организационного, аналитического и методического сопровождения мероприятий по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - региональные центры), создаваемых за счет средств софинансирования из федерального бюджета.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", включенного в национальный проект "Образование", к 2024 году региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в конкретном регионе. Численность детей, охваченных мероприятиями регионального центра, будут рассчитывать относительно данных численности детей (контингенте), обучающихся по общеобразовательным программам 5-11 классов в общеобразовательных организациях, расположенных на территории региона, на отчетный год, предшествующий отчетной дате.
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Образовательная деятельность региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены:
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики);
Стратегией научно-технического развития Российской Федерации. Деятельность региональных центров по направлению "Спорт" осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей порядок работы со спортивно одаренными детьми и направленной на формирование в Российской Федерации единой системы подготовки спортивного резерва:
Концепция подготовки спортивного резерва до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва);
федеральные стандарты спортивной подготовки.
Основными целями создания региональных центров являются:
выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов и спортивных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, уровня результатов и достижений в избранном виде спорта, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
________________
По направлению "Спорт" в региональных центрах могут реализовываться профильные программы только по признанным в Российской Федерации видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.
разработка и реализация программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт" для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
________________
Интенсивные программы по направлению "Спорт" являются модулями программы спортивной подготовки, реализуемыми на основе кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки (п.60 Приказа Минспорта России от 30 октября 2015 года N 999).
обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта Российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации.
Основными задачами региональных центров являются:
консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;
разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт", в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
участие в формировании региональной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;
взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";
создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории субъекта Российской Федерации;
мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.
С учетом целей и задач основными видами деятельности регионального центра является:
реализация интенсивных профильных образовательных программ по направлениям "Наука" и "Искусство", а также профильных интенсивных программ по направлению "Спорт", для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи (далее - программы по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт");
организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Региональным центром также могут быть реализованы другие виды деятельности, в том числе: реализация дополнительных образовательных программ для взрослых; основных образовательных программ (в том числе в качестве партнера при сетевой форме реализации), программ спортивной подготовки или их модулей; проведение исследований, в том числе научных, и другие.
При разработке программ регионального центра по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" необходимо использовать имеющийся региональный опыт реализации образовательных и спортивных программ и мероприятий с детьми, проявившими выдающиеся способности, опыт Образовательного Фонда "Талант и успех" и других ведущих образовательных организаций, организаций культуры и спорта. Обязательным условием является привлечение экспертного совета регионального центра к разработке образовательных программ и интенсивных спортивных программ. К разработке и реализации программ также могут привлекаться ведущие образовательные и научные организации, в том числе образовательные организации высшего образования, организации культуры и спорта.