Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2018 года N 2245-р

[Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации]

(с изменениями на 29 апреля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 1140-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года;

план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года.

2. Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции и плана, утвержденных настоящим распоряжением, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Минспорту России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом, утвержденным настоящим распоряжением.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2018 года N 2245-р

     

Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года

I. Введение


В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).

Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


В СССР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.

В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.

Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия муниципалитетов и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.

Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.

В связи с этим назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.

Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016-2017 годы.

На основании информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в 2018 году 2672 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 84,6 процента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций станет основой для реализации положений Концепции.

Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 3385855 человек, из них 3290626 человек являются спортсменами и 95229 человек - тренерами.

Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 758862 спортсмена на спортивно-оздоровительном этапе, 1504616 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 953873 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 55258 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 18017 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.

Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 63,4 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 5,8 процента спортсменов.

В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.

Принятие в субъектах Российской Федерации, осуществляющих подготовку спортивного резерва, дорожных карт, направленных на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2017 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 13,5 млрд. рублей (со 132,1 млрд. рублей до 145,6 млрд. рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 8 млрд. рублей, спортивную подготовку - на 1 млрд. рублей).

Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение в первую очередь региональных и муниципальных расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 4 раза, а на тренировочном этапе - в 2 раза. Данная мера позволяет субъектам Российской Федерации набирать дополнительные группы или увеличивать финансирование уже существующих групп.

Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом субъекты Российской Федерации имеют недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва.

Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Российской Федерации в 2017 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 71,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - немногим больше 10 процентов, а 18,3 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.

Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.

Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.

Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.

В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.

Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, когда большинство субъектов Российской Федерации провели плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, привели законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации и теперь готовы к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.

Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.

III. Цели и задачи Концепции


Приоритетными целями Концепции являются:

повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;

повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;

повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Российской Федерации мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.

Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:

совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;

завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва;

развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва;

развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;

совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;

совершенствование системы спортивных соревнований;

укрепление международных связей;

создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных ведомств, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслевых организаций и общероссийских спортивных федераций.

IV. Механизмы реализации Концепции

     

     
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва


Управление системой подготовки спортивного резерва осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в рамках полномочий совместного ведения в области физической культуры и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта реализует единую государственную политику в области физической культуры и спорта, включая подготовку спортивного резерва.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируют региональные системы подготовки спортивного резерва, включая развитие центров спортивной подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, обеспечивают подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координируют деятельность органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, по подготовке спортивного резерва.

Органы местного самоуправления создают условия и участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и заинтересованными организациями.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта выстраивает систему подготовки спортивного резерва на базе подведомственных организаций во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, общероссийскими спортивными федерациями и заинтересованными ведомствами с учетом особенностей видов спорта.

В систему управления подготовкой спортивного резерва входят организации, отвечающие за координацию деятельности и организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд России" во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в спортивных мероприятиях единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в части тренировочных мероприятий и международных соревнований (далее - единый календарный план).

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" и созданный на его базе единый методический центр обеспечения спортивной подготовки во взаимодействии с общероссийскими спортивными федерациями обеспечивают координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва и координацию деятельности по разработке программ спортивной подготовки по видам спорта, принимают участие в реализации единого календарного плана, а также совместно с другими организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта, оказывают содействие деятельности федеральных экспериментальных (инновационных) площадок, статус которых закреплен в установленном порядке.

Центры спортивной подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивают участие спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляют координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, участвуют в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.

В целях повышения эффективности управления в системе подготовки спортивного резерва необходимо формирование механизмов совместного участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ресурсном обеспечении организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе механизмов совместного использования организациями объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки.

2. Завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку