Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 мая 2019 года N ИП-520/06

О направлении методических рекомендаций

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2020 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 5 декабря 2019 года N Р-122
____________________________________________________________________



В соответствии с федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Минпросвещения России направляет для работы согласованные Образовательным Фондом "Талант и успех" (далее - Фонд) методические рекомендации по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Фонда.

Заместитель министра
И.П.Потехина



УТВЕРЖДАЮ
заместитель министра
просвещения
Российской Федерации
И.П.Потехина
21 мая 2019 г.



Методические рекомендации по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"



Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - региональные центры), создаются в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. (пр-2346, пункт 46) в соответствии со Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации) и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва), а также в целях достижения результата 1.8. "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 г. N 3).

В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", включенного в национальный проект "Образование", к 2024 году региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации.

Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение организационного, аналитического и методического сопровождения мероприятий по созданию и развитию региональных центров, реализуемых за счет средств софинансирования из федерального бюджета.

Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

1. Общие положения


Образовательная деятельность региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены:

- Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;

- Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);

- Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики);

- Стратегией научно-технического развития Российской Федерации;

- Концепцией подготовки спортивного резерва.

Основными целями создания и развития региональных центров являются:

- выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;

- координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и(или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;

- разработка и реализация образовательных программ для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;

- обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;

- формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;

- проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта Российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации;

- информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации;

- иная деятельность, направленная на развитие системы выявления, сопровождения и развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи.

Основными задачами региональных центров являются:

- консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организаторов мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;

- реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ;

- разработка и дальнейшая реализация образовательных программ, в том числе в формате интенсивных профильных образовательных программ, с использованием собственной (переданной в управление) инфраструктурой и программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- участие в формировании региональной образовательной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;

- взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;

- реализация дополнительных профессиональных программ педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;

- создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;

- анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";

- создание инфраструктуры для дальнейшего развития образовательных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;

- анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, других образовательных программ на территории субъекта Российской Федерации;

- мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;

- обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.

С учетом целей и задач основными видами деятельности регионального центра являются:

- реализация дополнительных образовательных программ для детей;

- организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта.

Региональным центром также могут быть реализованы другие виды деятельности, в том числе реализация дополнительных образовательных программ для взрослых, основных образовательных программ (в том числе в качестве партнера при сетевой форме реализации); проведение научных исследований и другие.

При разработке образовательных программ регионального центра необходимо использовать имеющийся региональный опыт реализации образовательных программ и мероприятий с детьми, проявившими выдающиеся способности, опыт Образовательного Фонда "Талант и успех" и других ведущих образовательных организаций. Обязательным условием является привлечение экспертного совета регионального центра к разработке и экспертизе образовательных программ. К разработке программ могут привлекаться также ведущие образовательные и научные организации, в том числе образовательные организации высшего образования, организации культуры и спорта.

Методические рекомендации включают:

- типовую форму соглашения между руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации, включая создание регионального центра (приложение 1);

________________

Приложения 1 и 2 при данной публикации не приводятся. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу www.ovd.com.ru. - Ред.

- типовой проект плана ("дорожной карты") создания регионального центра (приложение 2);

- таблицу индикаторов эффективности деятельности региональных центров (приложение 3);

- примерный перечень категорий и должностей регионального центра (приложение 4).

2. Формирование плана ("дорожной карты") создания регионального центра


В целях реализации мероприятий по созданию регионального центра высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается заключение соглашения о сотрудничестве между субъектом Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение).

Решением высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется региональный координатор по созданию регионального центра - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивать реализацию Соглашения, создание и функционирование регионального центра, включая его финансовое обеспечение, а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью регионального центра на территории субъекта Российской Федерации (далее - региональный координатор).

План ("дорожная карта"), соответствующий типовой форме согласно приложению к настоящим рекомендациям, разрабатывается региональным координатором и утверждается актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем в тридцатидневный срок с момента заключения Соглашения.

В случае включения в план ("дорожную карту") мероприятий, не включенных в типовую форму согласно приложению к настоящим рекомендациям, и (или) в случае существенных изменений плана относительно типовой формы план ("дорожная карта") согласовывается с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" и Образовательным Фондом "Талант и успех".

Обязательством субъекта Российской Федерации является открытие регионального центра в финансовом году, являющемся годом предоставления соответствующей субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

3. Коллегиальные органы управления регионального центра


Обязательством субъекта Российской Федерации является формирование не менее трех коллегиальных органов управления, сопровождающих процесс создания и функционирования регионального центра:

- рабочей группы по созданию и развитию регионального центра (под руководством не ниже уровня заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - рабочая группа);

- попечительского совета регионального центра,

- экспертного совета регионального центра.

Персональный состав рабочей группы, а также порядок ее деятельности определяются руководителем рабочей группы. В число постоянных членов рабочей группы входит руководитель (кандидат на должность руководителя) регионального центра. Другие члены рабочей группы привлекаются к ее деятельности по мере необходимости.

Основной функцией рабочей группы является обеспечение эффективного процесса принятия решений, в том числе межведомственного характера, решение проблемных вопросов, требующих участия (принятия решений, актов) высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Попечительский совет регионального центра является ключевым органом управления развитием регионального центра, поэтому руководителем попечительского совета определяется руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Наличие и полномочия попечительского совета отражаются в уставе организации, на базе которой создается региональный центр.

В состав попечительского совета могут входить:

- представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- ведущие ученые, педагоги, спортсмены и спортивные тренеры, деятели культуры, руководители научных и образовательных организаций различных типов;