(с изменениями на 16 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 19.02.2021 N 47, от 08.02.2022 N 32, от 14.02.2023 N 50, от 16.02.2024 N 32)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2023 N 50)
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2036 года.
2. Признать утратившими силу:
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.ХАБИРОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА
(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 19.02.2021 N 47, от 08.02.2022 N 32, от 14.02.2023 N 50, от 16.02.2024 N 32)
Бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Башкортостан на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2015 года N 203 (с последующими изменениями).
Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период до 2036 года, а также показатели финансового обеспечения из бюджета Республики Башкортостан государственных программ Республики Башкортостан на период их действия.
В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочной перспективе, повышению способности бюджета Республики Башкортостан справляться с временными макроэкономическими колебаниями.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.02.2024 N 32)
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).
Таблица 1
Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к валовому региональному продукту Республики Башкортостан)
Наименование показателя | Годы | ||||||
2017 (отчет) | 2018 (отчет) | 2019 (отчет) | 2020 (отчет) | 2021 (отчет) | 2022 (отчет) | 2023 (отчет) | |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан | |||||||
Доходы - всего, в том числе: | 13,5 | 13,8 | 13,3 | 15,3 | 14,1 | 14,2 | 14,6 |
налоговые и неналоговые доходы | 11,1 | 11,5 | 10,4 | 9,6 | 9,8 | 9,9 | 11,1 |
безвозмездные поступления | 2,4 | 2,3 | 2,9 | 5,7 | 4,3 | 4,3 | 3,5 |
Расходы | 12,7 | 12,4 | 14,2 | 17,5 | 14,6 | 15,4 | 15,4 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | 0,8 | 1,4 | -0,9 | -2,2 | -0,5 | -1,2 | -0,8 |
Бюджет Республики Башкортостан | |||||||
Доходы - всего, в том числе: | 11,3 | 11,6 | 11,0 | 12,8 | 11,9 | 12,0 | 12,2 |
налоговые и неналоговые доходы | 8,9 | 9,3 | 8,1 | 7,2 | 7,6 | 8,0 | 8,7 |
безвозмездные поступления | 2,4 | 2,3 | 2,9 | 5,6 | 4,3 | 4,3 | 3,5 |
Расходы | 10,5 | 10,3 | 11,9 | 15,1 | 12,4 | 13,2 | 13,0 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | 0,8 | 1,3 | -0,9 | -2,3 | -0,5 | -0,9 | -0,8 |
Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан | |||||||
Доходы - всего, в том числе: | 6,2 | 5,9 | 6,6 | 7,1 | 6,3 | 6,9 | 6,9 |
налоговые и неналоговые доходы | 2,2 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | 2,2 | 2,2 | 2,4 |
безвозмездные поступления | 3,9 | 3,8 | 4,3 | 4,6 | 4,1 | 4,7 | 4,5 |
Расходы | 6,2 | 5,8 | 6,6 | 7,0 | 6,3 | 6,9 | 6,9 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | 0,1 | 0,1 |
Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан, бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов Республики Башкортостан за анализируемый период отражают:
1) достижение плановых значений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р;
2) укрепление экономического взаимодействия с федеральным центром в сфере межбюджетных отношений, наращивание объемов финансовой поддержки из федерального бюджета, ориентированной на достижение национальных целей развития. Кроме того, республика получила дополнительную финансовую помощь, связанную с расходами по профилактике и устранению последствий коронавирусной инфекции, по минимизации влияния геополитической и экономической ситуации, что позволило частично компенсировать снижение собственных доходов, исполнить принятые обязательства и направить необходимые средства в здравоохранение, сохранить объемы финансирования и темпы реализации национальных проектов;
3) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств республики, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона, повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, в том числе с использованием механизма государственных программ Республики Башкортостан. Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан за анализируемый период позволили обеспечить выполнение всех первоочередных расходных обязательств, своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходов в полном объеме;
4) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов: консолидированный бюджет Республики Башкортостан и бюджет Республики Башкортостан по итогам 2017 и 2018 годов исполнены с профицитом, в последующих годах - с дефицитом, который обеспечен источниками финансирования в полном объеме;
5) снижение процентных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2018 - 2020 годах с последующим ростом в 2021 - 2023 годах, а также снижение государственного и муниципального долга в 2017 - 2019 годах с последующим ростом в 2020 - 2023 годах.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.
В рамках проводимой в республике работы по наращиванию темпов роста поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан реализуется комплексный план мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2022 года N 926-р. Регулярно проводятся совещания межведомственной комиссии по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, на которых рассматриваются вопросы улучшения качества администрирования доходов, повышения эффективности реализации доходных полномочий, разработки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Проводятся рабочие совещания по вопросу применения с 2023 года особого порядка уплаты налогов в форме единого налогового платежа, ведется работа по совершенствованию информационного обмена между налоговыми и финансовыми органами Республики Башкортостан в условиях внедрения института единого налогового счета.
С 2019 года в республике проводятся мероприятия, направленные на популяризацию концепции ответственного налогоплательщика Республики Башкортостан среди организаций и индивидуальных предпринимателей.
Продолжается работа по выявлению и поощрению успешных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые отличаются высоким уровнем налоговой дисциплины, прозрачным ведением бизнеса, принявших участие в ежегодном республиканском конкурсе "Налогоплательщик года".
В соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в Республике Башкортостан проводится ежегодная оценка эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам). По итогам проведенной оценки эффективности налоговых расходов республики по неэффективным налоговым льготам приняты решения об их отмене либо об уточнении условий (критериев) и внесении изменений в законодательство Республики Башкортостан.
Ключевой задачей бюджетной политики Республики Башкортостан, как и в предыдущие годы, остается содействие достижению национальных целей развития с акцентом на приоритетное финансирование мер социальной поддержки населения, направленное на повышение качества жизни, сбережение здоровья и благополучие людей, формирование комфортной и безопасной среды, а также на развитие и поддержку инфраструктуры региона при сохранении сбалансированности и устойчивости бюджета.
Несмотря на серьезные финансовые вызовы и эпидемиологические риски, введенные против Российской Федерации масштабные санкции, благодаря принимаемым мерам удалось сохранить стабильность выполнения всех первоочередных обязательств бюджета Республики Башкортостан и не допустить ухудшения экономической ситуации в республике. Во многом это результат принятых антикризисных мер поддержки граждан, бизнеса и реального сектора экономики.
Приоритетные задачи в области государственных финансов, направленные на обеспечение безусловного исполнения принятых расходных обязательств Республики Башкортостан, реализовывались в 2022 - 2023 годах в рамках государственной программы "Управление государственными финансами Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2021 года N 736, с периодом реализации в 2022 - 2027 годах. В 2023 году в связи с переходом на новую систему управления государственными программами Республики Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2023 года N 771 утверждена государственная программа "Управление государственными финансами Республики Башкортостан" с периодом реализации в 2024 - 2030 годах.
Бюджетная политика Республики Башкортостан на протяжении ряда последних лет была ориентирована на концентрацию бюджетных средств для решения ключевых проблем развития региона.
Важнейшими задачами остаются обеспечение сбалансированности бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов, реализация долгосрочных, стратегических планов, национальных и региональных проектов, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей, развитие предпринимательства, цифровую трансформацию ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
В 2020 году с учетом необходимости преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" продлены до 2030 года сроки достижения целей и целевых показателей реализации национальных проектов с пересмотром их содержания.
В 2022 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 628 "Об особенностях реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов, ведомственных проектов и региональных проектов в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики" установлены особенности разработки, реализации и мониторинга реализации национальных, федеральных и ведомственных проектов в условиях санкций. Приостановлено действие ряда норм Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность с учетом установленных особенностей.