____________________________________________________________________
Утратил силу с 19 февраля 2020 года на основании Постановления Правительства РБ от 19.02.2020 N 100.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 15 февраля 2019 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 89)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 38.1 Закона Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан", статьей 11 Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2035 года.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2017 года N 18 "Об утверждении бюджетного прогноза Республики Башкортостан на период до 2030 года".
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 89)
Бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки бюджетного прогноза Республики Башкортостан на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2015 года N 203 (с последующими изменениями).
Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период до 2035 года, а также предельные объемы расходов бюджета Республики Башкортостан на финансовое обеспечение государственных программ Республики Башкортостан на период их реализации.
В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочной перспективе, повышению способности бюджета Республики Башкортостан справляться с временными макроэкономическими колебаниями.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019 N 89)
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).
Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к валовому региональному продукту Республики Башкортостан)
Наименование показателя | 2015 год отчет | 2016 год отчет | 2017 год отчет | 2018 год оценка |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан | ||||
Доходы - всего, | 13,4 | 14,0 | 14,2 | 15,1 |
в том числе: | ||||
налоговые и неналоговые доходы | 10,8 | 11,5 | 11, 7 | 12,5 |
безвозмездные поступления | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,6 |
Расходы | 13,5 | 13,3 | 13,4 | 14,9 |
Дефицит/профицит | -0,1 | 0,7 | 0,8 | 0,2 |
Бюджет Республики Башкортостан | ||||
Доходы - всего, | 10,9 | 11,7 | 11,8 | 12,7 |
в том числе: | ||||
налоговые и неналоговые доходы | 8,3 | 9,2 | 9,3 | 10,2 |
безвозмездные поступления | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Расходы | 10,9 | 10,8 | 11,0 | 12,4 |
Дефицит/профицит | 0,0 | 0,9 | 0,8 | 0,3 |
Анализ показателей исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан и регионального бюджета за период 2015 и 2016 годов отражает:
1) положительную динамику доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан: за 2015 год их объем составил 177,8 млрд. рублей, за 2016 год - 195,2 млрд. рублей (с ростом к 2015 году на 9,8 процента). Общий объем доходов бюджета Республики Башкортостан за 2015 год составил 144,5 млрд. рублей, за 2016 год - 163,0 млрд. рублей (рост к 2015 году на 12,8 процента);
2) достижение в 2016 году одной из стратегических целей в области государственных финансов - обеспечение темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан не ниже темпа роста валового регионального продукта (далее - ВРП). Налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2015 году поступило 143,9 млрд. рублей, в 2016 году - 160,3 млрд. рублей. Темп роста поступлений (111,4 процента) превысил темп роста ВРП (105,6 процента) на 5,8 процентного пункта. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Республики Башкортостан в 2015 году исполнены в сумме 110,4 млрд. рублей (рост к 2014 году составил 10,7 процента), в 2016 году - 127,8 млрд. рублей (рост к 2015 году на 15,8 процента);
3) сохранение на достигнутом уровне и увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан: за 2015 год их объем составил 33,9 млрд. рублей с ростом на 3,6 процента (в бюджет Республики Башкортостан - 34,1 млрд. рублей с ростом на 3,6 процента), за 2016 год - 34,9 млрд. рублей, что выше уровня 2015 года на 2,9 процента (в бюджет Республики Башкортостан - 35,2 млрд. рублей с ростом на 3,2 процента). Размер финансовой помощи из федерального бюджета Республики Башкортостан за 2016 год составил 32,6 млрд. рублей с ростом на 0,2 млрд. рублей за счет увеличения объема поступлений дотаций из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан на 14,8 процента;
4) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств республики, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона, повышении эффективности и результативности бюджетных расходов. За 2015 год расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 179,7 млрд. рублей с ростом на 0,1 процента (расходы бюджета Республики Башкортостан - 144,6 млрд. рублей с ростом на 0,7 процента), в 2016 году - 185,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2015 года на 3 процента (расходы бюджета Республики Башкортостан - 150,5 млрд. рублей с ростом на 4 процента). Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2015 и 2016 годы позволили обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходных обязательств в полном объеме. Социальная составляющая консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2016 году сложилась на уровне 73,6 процента всех расходов, или 136,2 млрд. рублей;
5) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов: впервые за последние восемь лет консолидированный бюджет и бюджет Республики Башкортостан по итогам 2016 года исполнены с профицитом 10,1 млрд. рублей и 12,5 млрд. рублей соответственно (за 2015 год консолидированный бюджет исполнен с дефицитом 1,9 млрд. рублей, бюджет Республики Башкортостан - с минимальным дефицитом 144,9 млн. рублей);
6) сохранение на экономически безопасном уровне объема государственного долга Республики Башкортостан, соблюдение установленных бюджетным законодательством требований и ограничений по параметрам государственных заимствований Республики Башкортостан, долга и расходов на его обслуживание. Объем государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, по итогам 2015 года составил 34,1 млрд. рублей со снижением к уровню 2014 года на 0,9 процента, что связано с уменьшением объема как государственного, так и муниципального долга. По итогам 2016 года долг вырос к уровню 2015 года на 3,8 процента и составил 35,4 млрд. рублей, что связано с ростом объема муниципального долга. При этом процентные расходы консолидированного бюджета выросли с 1,5 млрд. рублей в 2014 году до 2,2 млрд. рублей в 2015 году (почти в 1,5 раза) за счет роста процентных ставок и необходимости обслуживания накопленного объема долга и до 2,3 млрд. рублей в 2016 году (с ростом на 4,5 процента) за счет роста процентных ставок и объема муниципального долга. Долговая нагрузка сохраняется на низком уровне. Объем государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, к ВРП по итогам 2016 года составил 2,5 процента и сохранился на уровне 2014 года.
В 2017 году общий объем консолидированного бюджета республики по доходам составил 201,0 млрд. рублей, по расходам - 189,3 млрд. рублей, сложился профицит в сумме 11,7 млрд. рублей. Произошло снижение объема государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, до 29,8 млрд. рублей, или на 15,8 процента к уровню 2016 года за счет снижения объема государственного долга на 5,4 млрд. рублей и муниципального долга на 0,2 млрд. рублей.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.
В дальнейшем продолжится работа по реализации системных мер, направленных на развитие доходной базы за счет повышения эффективности налогообложения земли и имущества, легализации занятости, совершенствования налогового законодательства, задействования всех внутренних резервов.
По ожидаемой оценке 2018 года, использованной для долгосрочного прогнозирования, общий объем консолидированного бюджета республики определен по доходам в сумме 225,6 млрд. рублей, по расходам - 222,5 млрд. рублей с профицитом 3,1 млрд. рублей. Бюджет Республики Башкортостан в 2018 году оценен по доходам в сумме 190,9 млрд. рублей, по расходам - 186,0 млрд. рублей с профицитом 4,9 млрд. рублей.
Объем государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, прогнозируется за 2018 год в сумме 29,1 млрд. рублей со снижением к уровню 2017 года на 2,3 процента.
Ключевой задачей финансово-бюджетной политики Республики Башкортостан в предыдущие годы в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, экономических санкций, ответных экономических мер, низких цен на нефть, ослабления рубля, ускорения роста уровня потребительских цен оставалось сохранение макроэкономической стабильности и сбалансированности регионального и местных бюджетов, оптимальной налоговой и долговой нагрузки.
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета, повышения бюджетного потенциала как за счет роста собственной доходной базы бюджета, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов, обеспечения оптимальной долговой нагрузки на бюджет Республики Башкортостан с 2012 года реализуется государственная программа "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года N 315 (с последующими изменениями).
В области оздоровления государственных финансов в Республике Башкортостан были разработаны:
планы мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан, по сокращению государственного долга Республики Башкортостан, утвержденные распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года N 62-р;
План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Башкортостан, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2013 года N 1646-р (с последующими изменениями);
План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 22 мая 2015 года N 521-р.
В рамках проводимой налоговой политики в целях наращивания темпов роста поступления доходов в бюджет Республики Башкортостан на основе постоянного аудита налогового законодательства:
организована работа по мобилизации доходов в рамках реализуемого с 2007 года комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2017 года N 535-р, эффект от выполнения мероприятий которого в 2016 году достиг 4,7 млрд. рублей, в 2017 году - 4,9 млрд. рублей, в 2018 году ожидается в сумме 5,1 млрд. рублей. Органами местного самоуправления приняты и реализуются аналогичные комплексные планы мероприятий по повышению собираемости доходов местных бюджетов;
разработан совместно с научными работниками организационный план системной работы по повышению налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, включающий меры по повышению эффективности взаимодействия и координации деятельности с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам увеличения собственных доходов бюджета Республики Башкортостан;
расширен мониторинг поступлений в бюджет до 1000 предприятий и усилена работа министерств и ведомств по мобилизации доходов в бюджет Республики Башкортостан по курируемым видам деятельности;
проведен анализ расчетов поставщиков - исполнителей государственных заказов с бюджетом Республики Башкортостан;