ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2022 года N 32


О внесении изменений в бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2036 года



Правительство Республики Башкортостан постановляет:


Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2036 года, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 февраля 2020 года N 100 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года N 47).



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 8 февраля 2022 г. N 32



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА


1. Раздел 1 "Текущие характеристики консолидированного бюджета Республики Башкортостан" изложить в следующей редакции:


"1. ТЕКУЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).



Таблица 1

Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан (проценты к валовому региональному продукту Республики Башкортостан)


Наименование показателя

Годы

2017 (отчет)

2018 (отчет)

2019 (отчет)

2020 (отчет)

2021 (оценка)

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего,

14,4

16,5

13,7

14,3

14,4

в том числе:

налоговые и неналоговые доходы

11,8

13,7

10,7

9,0

9,9

безвозмездные поступления

2,6

2,8

3,0

5,3

4,5

Расходы

13,6

14,8

14,6

16,4

15,5

Дефицит/профицит

0,8

1,7

-0,9

-2,1

-1,1

Бюджет Республики Башкортостан

Доходы - всего,

12,0

14,0

11,4

12,0

12,3

в том числе:

налоговые и неналоговые доходы

9,4

11,2

8,4

6,7

7,8

безвозмездные поступления

2,6

2,8

3,0

5,3

4,5

Расходы

11,2

12,4

12,3

14,2

13,2

Дефицит/профицит

0,8

1,6

-0,9

-2,2

-0,9


Показатели исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан и бюджета Республики Башкортостан за анализируемый период отражают:


1) достижение плановых значений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2016 года N 272-р;


2) сохранение на достигнутом уровне и увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан: в 2017 году за счет увеличения объема поступлений дотаций из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан, в 2018 году - субсидий, в 2019 и 2020 годах - всех видов межбюджетных трансфертов. В 2020 году республика получила беспрецедентную финансовую поддержку из федерального бюджета. Эта помощь позволила частично компенсировать снижение собственных доходов, исполнить принятые обязательства и направить необходимые средства в здравоохранение, сохранить объемы финансирования и темпы реализации национальных проектов;


3) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств республики, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона, повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, а также повышении эффективности бюджетных расходов с использованием механизма государственных программ Республики Башкортостан. Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2017 - 2020 годы позволили обеспечить выполнение всех первоочередных расходных обязательств, своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходов в полном объеме. В 2020 году в полном объеме профинансированы мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции;


4) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетов: консолидированный бюджет и бюджет Республики Башкортостан по итогам 2017 и 2018 годов исполнены с профицитом, в 2019 и 2020 годах - с дефицитом, который обеспечен источниками финансирования в полном объеме;


5) снижение процентных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, а также снижение государственного и муниципального долга и долговой нагрузки в 2017 - 2019 годах с последующим ростом в 2020 году.


Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, так и проводимая на федеральном уровне политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, ограничение государственного долга.


В дальнейшем продолжится работа по реализации системных мер, направленных на развитие доходной базы за счет повышения эффективности налогообложения земли и имущества, легализации занятости, совершенствования налогового законодательства, оптимизации налоговых расходов, задействования всех внутренних резервов.


В рамках проводимой в республике работы по наращиванию темпов роста поступлений доходов в бюджет Республики Башкортостан реализуется комплексный план мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 июля 2019 года N 816-р. Регулярно проводятся совещания межведомственной комиссии по вопросам увеличения доходного потенциала, поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан, на которых рассматриваются вопросы улучшения качества администрирования доходов, повышения эффективности реализации доходных полномочий, разработки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.


За последние два года в Республике Башкортостан принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на поддержку экономики и дальнейшее стимулирование инвестиционной активности. В частности, в 2020 году были приняты государственные меры в виде налоговых преференций в целях поддержки наиболее пострадавших отраслей в сложившихся экономических условиях, в том числе связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. В 2021 году в связи с изменением полномочий регионов внесены изменения в Закон Республики Башкортостан "О патентной системе налогообложения в Республике Башкортостан", а также в региональное законодательство о налогах в части расширения налоговых льгот.


Продолжается работа по выявлению организаций - недобросовестных налогоплательщиков, являющихся получателями бюджетных средств.


Аналогичная работа организована на муниципальном уровне. Кроме того, планируется расширить применение указанного механизма контроля за налогоплательщиками в части участников реализации национальных проектов.


Согласно Указу Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N УГ-328 "О применении на территории Республики Башкортостан Стандарта налоговой открытости ответственных налогоплательщиков Республики Башкортостан" с 2019 года введен в действие Стандарт налоговой открытости ответственных налогоплательщиков Республики Башкортостан. Организации - ответственные налогоплательщики могут внести вклад в популяризацию имиджа ответственного налогоплательщика путем участия в ежегодном конкурсе "Налогоплательщик года".


Разработан порядок формирования перечня налоговых расходов Республики Башкортостан и проведения оценки налоговых расходов Республики Башкортостан. В настоящее время реализуется концепция управления налоговыми расходами и на муниципальном уровне.


Ключевыми задачами бюджетной политики Республики Башкортостан, как и в предыдущие годы, остаются обеспечение устойчивого темпа роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития, повышение устойчивости экономики и бюджета к изменениям внешней конъюнктуры в целях достижения национальных целей развития республики и страны в целом.


Несмотря на сложные экономические условия в 2020 году, серьезные финансовые вызовы и эпидемиологические риски в 2021 году, благодаря принимаемым мерам удалось, одновременно балансируя, решать важнейшие задачи безусловного выполнения всех первоочередных и социальных обязательств бюджета Республики Башкортостан и выведения экономики республики на позитивную динамику развития. Во многом это результат принятых антикризисных мер поддержки граждан, бизнеса и экономики.


Приоритетные задачи в области государственных финансов, направленные на обеспечение безусловного исполнения принятых расходных обязательств Республики Башкортостан при сохранении сбалансированности и устойчивости бюджетов, оптимальной налоговой и долговой нагрузки, начиная с 2012 года реализуются в рамках государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года N 315. В 2021 году Министерством финансов Республики Башкортостан разработана новая государственная программа "Управление государственными финансами Республики Башкортостан" с периодом реализации в 2022 - 2027 годах.


Бюджетная политика Республики Башкортостан на протяжении ряда последних лет была ориентирована на концентрацию бюджетных средств для решения ключевых проблем развития региона.


Важнейшими задачами остаются обеспечение сбалансированности бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов, реализация долгосрочных, стратегических планов, национальных и региональных проектов, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей, развитие предпринимательства, цифровую трансформацию ключевых отраслей экономики и социальной сферы.


В 2020 году с учетом необходимости преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" продлены до 2030 года сроки достижения целей и целевых показателей реализации национальных проектов с пересмотром их содержания.


В 2021 году на территории Республики Башкортостан в рамках 11 национальных проектов реализовано 45 региональных проектов.


Кроме того, в 2022 году планируется реализация регионального проекта в рамках утвержденного в 2021 году национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" и нового регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения" в составе национального проекта "Здравоохранение", который будет утвержден после принятия соответствующего федерального проекта.


В целях реализации обязательств по Соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов республики в 2018 году была проведена работа по консолидации всех имеющихся в Республике Башкортостан планов мероприятий, направленных на качественное управление региональными финансами, и "дорожных карт" по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов и увеличению собственных доходов республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - "дорожные карты") в единый комплекс мер посредством утверждения распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2018 года N 936-р плана оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан (далее - План оздоровления).


Общий экономический эффект от реализации мероприятий Плана оздоровления по итогам 2018 года составил 26,4 млрд. рублей с превышением в 1,7 раза от годового плана.


Во исполнение обязательств по Соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан от 12 февраля 2019 года N 01-01-06/06-20 в целях актуализации до 2024 года Плана оздоровления были пролонгированы "дорожные карты" 25 республиканских органов исполнительной власти и 63 органов местного самоуправления Республики Башкортостан. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2019 года N 1530-р План оздоровления актуализирован до 2024 года.


Совокупный бюджетный эффект от реализации мероприятий Плана оздоровления по итогам 2019 года составил более 24,6 млрд. рублей, в том числе 9,8 млрд. рублей - в результате мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики, 14,4 млрд. рублей - оптимизационных мер в области бюджетных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, 0,4 млрд. рублей - мер по сдерживанию государственного долга Республики Башкортостан.


По итогам 2019 года мероприятия раздела по оптимизации расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан Плана оздоровления исполнены на 109,6 процента от утвержденного годового плана.


Общий экономический эффект от реализации мероприятий Плана оздоровления по итогам 2020 года составил 19,1 млрд. рублей, в том числе 6,1 млрд. рублей - по мероприятиям, направленным на рост доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, 12,9 млрд. рублей - эффект от реализации мероприятий в области бюджетных расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, 0,1 млрд. рублей - меры по сдерживанию государственного долга Республики Башкортостан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»