В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" приказываю:
1. Внести в Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы" (далее - Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225) следующее изменение:
пункт 3 признать утратившим силу.
2. Внести в региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы, утвержденную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225, изменения, изложив ее в новой редакции (приложение).
3. Настоящий Приказ разместить на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://energy.midural.ru).
Министр
Н.Б.СМИРНОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА 2019 - 2030 ГОДЫ
Наименование программы | региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы (далее - Региональная программа) |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Областной закон от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления"; Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденная Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы"; План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы"; Стратегия по обращению с отходами производства на территории Свердловской области до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 09.09.2014 N 774-ПП "О Стратегии по обращению с отходами производства на территории Свердловской области до 2030 года"; |
Заказчик-координатор программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
Заказчики программы | Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области; Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
Разработчик программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
Цели программы | 1) создание и обеспечение экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 2) снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду |
Задачи программы | 1) создание эффективной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе путем внедрения системы раздельного (дуального) накопления твердых коммунальных отходов; 2) строительство (реконструкция) объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов; 3) создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 4) создание современной индустрии для сферы обращения с отходами производства и потребления на базе предприятий машиностроительной отрасли Свердловской области; 5) минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных свалок, а также выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; 6) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления |
Целевые показатели программы | 1) объем накопленных отходов I - IV классов опасности; 2) доля утилизированных и обезвреженных отходов I - IV классов опасности в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности; 3) доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов; 4) доля захороненных твердых коммунальных отходов от общего объема их образования; 5) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов; 6) доля объектов размещения твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, от количества учтенных на территории Свердловской области; 7) ввод в эксплуатацию объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами суммарной мощностью (нарастающим итогом); 8) доля импорта оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов |
Срок реализации программы | 2019 - 2030 годы. Этапы реализации Региональной программы: I этап: 2019 - 2025 годы; II этап: 2026 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем финансирования Региональной программы на 2019 - 2030 годы составляет 18118937,9 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 4076483,8 тыс. рублей; 2020 год - 3915204,8 тыс. рублей; 2021 год - 2073829,3 тыс. рублей; 2022 - 2025 годы - 6134706,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 1918714,0 тыс. рублей; из них: федеральный бюджет <*> - 0,0 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 - 2025 годы - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; областной бюджет - 647714,0 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 678,0 тыс. рублей; 2020 год - 1328,0 тыс. рублей; 2021 год - 678,0 тыс. рублей; 2022 - 2025 годы - 639690,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 5340,0 тыс. рублей; |
местный бюджет - 604536,6 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 54536,6 тыс. рублей; 2020 год - 50000,0 тыс. рублей; 2021 год - 50000,0 тыс. рублей; 2022 - 2025 годы - 200000,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 250000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 16866687,3 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 4021269,2 тыс. рублей; 2020 год - 3863876,8 тыс. рублей; 2021 год - 2023151,3 тыс. рублей; 2022 - 2025 годы - 5295016,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 1663374,0 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1) ввод в эксплуатацию 19 объектов по обработке твердых коммунальных отходов совокупной мощностью 1572 тыс. тонн/год и утилизации твердых коммунальных отходов совокупной мощностью 140 тыс. тонн/год; 2) увеличение доли утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до уровня 50%; 3) направление на специализированные объекты обработки твердых коммунальных отходов 75% образующихся в Свердловской области твердых коммунальных отходов; 4) ликвидация 2 объектов накопленного вреда окружающей среды; 5) ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (стихийных навалов) в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 6) создание не менее 8800 контейнерных площадок, оборудованных контейнерами для раздельного складирования твердых коммунальных отходов; 7) наличие электронной модели территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, наполненной актуальными данными о системе обращения с отходами производства и потребления в Свердловской области |
Исполнители программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области; Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления; региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; хозяйствующие субъекты, осуществляющие изготовление оборудования, материалов для сферы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами |
Организация управления программой и контроль за ее реализацией | управление Региональной программой осуществляется через координационную комиссию по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, созданную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 13.02.2018 N 75 "О координационной комиссии по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (далее - координационная комиссия). Контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с рассмотрением отчета о реализации Региональной программы на заседании координационной комиссии |
________________
* Объем средств федерального бюджета определяется в зависимости от количества средств федерального бюджета, предоставленных областному бюджету на софинансирование государственных программ Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в соответствующем году.
Региональная программа разработана в соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 6 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях реализации Региональной программы используются следующие понятия:
место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов - место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей;
несанкционированная свалка - несанкционированный объект размещения твердых коммунальных отходов, используемый до 01.01.2019 для хранения, захоронения отходов производства и потребления, включенный в Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления, не имеющий документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Состояние сферы обращения с отходами производства определяется спецификой развития Свердловской области, характерной для старопромышленных регионов Российской Федерации:
1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;
2) использованием устаревших технологий и оборудования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Размещение отходов производства и потребления на объектах, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства, является одной из проблем в обеспечении экологической безопасности Свердловской области.
Ежегодно хозяйствующими субъектами образуется около 150 млн. тонн отходов производства и потребления. Основной объем образования, утилизации и накопления отходов сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образование отходов от общего объема образованных отходов на территории Свердловской области - 86,5%, утилизация отходов - 81,9%).
Масса накопленных отходов в Свердловской области составляет более 9 млрд. тонн, объекты размещения отходов занимают площадь более 17 тыс. гектаров. В основном это вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения, металлургические шлаки, золошлаки.
На объекты размещения отходов производства и потребления направляется около 100 млн. тонн ежегодно.
Масса ежегодного образования коммунальных отходов составляет около 1,6 млн. тонн (1% от общего объема образования отходов производства и потребления). Ежегодно утилизируется и обезвреживается около 160 тыс. тонн коммунальных отходов (10%).
На территории Свердловской области зарегистрированы 837 действующих и выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, 109 рекультивированных объектов размещения отходов производства и потребления.
Из 445 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов 45 объектов являются бесхозяйными. На бесхозяйных объектах размещено около 150 млн. тонн отходов, которые занимают площадь около 700 гектаров.
Из 360 объектов размещения коммунальных отходов 234 объекта являются бесхозяйными, на которых размещено 4,1 млн. тонн отходов, занимающих площадь 352,64 гектара. В государственный реестр объектов размещения отходов включены 40 объектов размещения коммунальных отходов (11%).
В государственный реестр объектов размещения отходов включены 192 объекта размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области, из них 153 - объекты размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов, 39 - объекты размещения коммунальных отходов.
Сложившаяся в Свердловской области система обращения с твердыми коммунальными отходами основана на их приоритетном захоронении на полигонах. Доля захораниваемых твердых коммунальных отходов по отношению к общему объему образования составляет 88%. При этом у многих действующих объектов заканчивается расчетный срок эксплуатации.
Кроме того, недостаточно развита деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов и производство из них конкурентоспособной товарной продукции. Этому способствует недостаточное количество в системе обращения с отходами объектов по обработке, обезвреживанию и утилизации твердых коммунальных отходов.
К основным проблемам в сфере обращения с отходами производства и потребления в Свердловской области относятся следующие:
несоответствие значительного количества объектов размещения отходов производства и потребления требованиям природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации;
отсутствие стопроцентного охвата населения Свердловской области централизованной системой сбора твердых коммунальных отходов;
отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами производства и потребления (обработка, обезвреживание, утилизация, размещение);
низкая степень вовлечения твердых коммунальных отходов в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов ввиду недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий в Свердловской области, а также количества пунктов приема вторичных материальных ресурсов, опасных отходов от населения, контейнерных площадок, оборудованных контейнерами для раздельного складирования отходов.
С целью решения указанных проблем разработана Региональная программа. Основными факторами, обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, являются:
необходимость координации действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организаций, привлекаемых к участию в реализации Региональной программы;
соответствие задач, намеченных к решению в Региональной программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
улучшение качества жизни населения Свердловской области за счет стопроцентного охвата населения при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
необходимость привлечения внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации коммунальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами, строительства (реконструкции) объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.
При использовании программно-целевого подхода могут возникнуть следующие риски:
1) изменение состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций;
2) недостаточное ресурсное обеспечение программных мероприятий, что может привести к созданию не завершенных строительством объектов, невыполнению программной цели;