(с изменениями на 27 декабря 2024 года)
(в ред. Приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.12.2019 N 610, от 29.03.2022 N 169, от 27.09.2022 N 482, от 27.12.2024 N 815)
В соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 4 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", руководствуясь подпунктом 2 пункта 15 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 N 189-ПП "О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области", приказываю:
1. Утвердить региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителя Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Е.А. Свалова.
3. Утратил силу. - Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.12.2019 N 610.
Министр
Н.Б.СМИРНОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА 2019 - 2030 ГОДЫ
Наименование программы | региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы (далее - Региональная программа) |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р; Областной закон от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления"; региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Свердловская область)"; региональный проект "Экономика замкнутого цикла (Свердловская область)"; региональный проект "Чистая страна (Свердловская область)" |
Заказчик-координатор программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
Заказчики программы | Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области; Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
Разработчик программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области |
Цели программы | 1) создание и обеспечение экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 2) формирование на территории Свердловской области комплексного подхода к обращению с отходами производства и потребления, в том числе вторичными ресурсами; 3) снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; 4) формирование на территории Свердловской области экономики замкнутого цикла |
Задачи программы | 1) создание эффективной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе путем внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов; 2) строительство (реконструкция) объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов; 3) создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 4) создание современной индустрии для сферы обращения с отходами производства и потребления на базе предприятий машиностроительной отрасли Свердловской области; 5) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления; 6) минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных свалок, а также выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; 7) внедрение принципов цикличной экономики в сферах деятельности путем вовлечения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, в хозяйственный оборот; 8) экологическое воспитание и формирование у населения Свердловской области экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами |
Целевые показатели программы | 1) доля утилизированных и обезвреженных отходов I - IV классов опасности в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности; 2) доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем количестве образующихся отходов; 3) доля направленных на утилизацию и обезвреживание отходов, выделенных в результате раздельного накопления и (или) обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; 4) доля мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и внесенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к общему количеству контейнерных площадок на территории Свердловской области; 5) доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами; 6) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; 7) доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов; |
8) доля объектов размещения твердых коммунальных отходов, оснащенных цифровыми системами весового контроля, от общего количества объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в схему потоков твердых коммунальных отходов; 9) количество автоматизированных систем, применяемых для контроля и управления потоками твердых коммунальных отходов; 10) доля разработанных электронных моделей; 11) объем накопленных отходов I - IV классов опасности; 12) доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; 13) количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (нарастающим итогом); 14) доля ликвидированных несанкционированных свалок (навалов мусора) по отношению к количеству выявленных в отчетном периоде; 15) доля утилизированных и обезвреженных продуктов сжигания твердого топлива (золошлаков) в общем объеме образованных отходов в отраслях топливно-энергетического комплекса, %; 16) индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики, % | |
Срок реализации программы | 2019 - 2030 годы. Этапы реализации Региональной программы: I этап: 2019 - 2024 годы; II этап: 2025 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем финансирования Региональной программы на 2019 - 2030 годы составляет 47292714,20 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 3708666,19 тыс. рублей; 2020 год - 4374798,86 тыс. рублей; 2021 год - 1945915,21 тыс. рублей; 2022 год - 2396417,86 тыс. рублей; 2023 год - 2786395,40 тыс. рублей; 2024 год - 1274324,99 тыс. рублей; 2025 год - 9410583,01 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 21395612,68 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет <*> - 269297,95 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 60558,40 тыс. рублей; 2022 год - 119697,8 тыс. рублей; 2023 год - 89041,75 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей; областной бюджет - 2552108,23 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 0,00 тыс. рублей; 2020 год - 500650,00 тыс. рублей; 2021 год - 5208,20 тыс. рублей; 2022 год - 33334,00 тыс. рублей; 2023 год - 17551,63 тыс. рублей; 2024 год - 104710,60 тыс. рублей; 2025 год - 48550,00 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 1842103,80 тыс. рублей; |
местный бюджет - 1378873,96 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 54536,61 тыс. рублей; 2020 год - 30000,00 тыс. рублей; 2021 год - 19301,30 тыс. рублей; 2022 год - 8544,90 тыс. рублей; 2023 год - 327883,30 тыс. рублей; 2024 год - 336583,34 тыс. рублей; 2025 год - 275559,86 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 326464,65 тыс. рублей; внебюджетные источники - 43092434,06 тыс. рублей, в том числе: 2019 год - 3654129,58 тыс. рублей; 2020 год - 3844148,86 тыс. рублей; 2021 год - 1860847,31 тыс. рублей; 2022 год - 2234841,16 тыс. рублей; 2023 год - 2351918,72 тыс. рублей; 2024 год - 833031,05 тыс. рублей; 2025 год - 9086473,15 тыс. рублей; 2026 - 2030 годы - 19227044,23 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1) ввод в эксплуатацию объектов по обработке твердых коммунальных отходов совокупной мощностью не менее 1400 тыс. тонн/год и утилизации отходов совокупной мощностью не менее 600 тыс. тонн/год; 2) увеличение доли утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до уровня 50% и вовлечение не менее 25% отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и сырья; 3) направление на объекты обработки твердых коммунальных отходов 100% образующихся в Свердловской области твердых коммунальных отходов; 4) ликвидация двух объектов накопленного вреда окружающей среды; 5) ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (стихийных навалов) в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; 6) создание не менее 5500 контейнерных площадок, оборудованных не менее 5500 контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов; 7) наличие электронной модели территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, наполненной актуальными данными о системе обращения с отходами производства и потребления в Свердловской области; |
8) наличие весового оборудования на всех объектах размещения твердых коммунальных отходов; 9) наличие у региональных операторов автоматизированных информационно-аналитических систем контроля и управления потоками твердых коммунальных отходов; 10) снижение количества отходов, образуемых тепловыми электростанциями, являющихся продуктами сжигания твердого топлива (золошлаков), направляемых на захоронение; 11) разработка и внедрение образовательных проектов, направленных на экологическое воспитание населения | |
Взаимосвязь реализуемых мероприятий программы с мероприятиями иных государственных программ Свердловской области | мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 375-ПП "Об утверждении государственных программ Свердловской области в сфере природопользования и лесного хозяйства"; мероприятия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП; мероприятия в сфере промышленности и науки, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП; мероприятия в сфере агропромышленного комплекса, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП |
Исполнители программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области; Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, изготовлению товаров (продукции) из отходов производства и потребления, а также вторичных материальных ресурсов, извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления; региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; хозяйствующие субъекты, осуществляющие изготовление оборудования, материалов для сферы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами; хозяйствующие субъекты, образующие отходы производства и потребления, реализующие мероприятия Региональной программы |
Организация управления программой и контроль за ее реализацией | управление Региональной программой осуществляется через координационную комиссию по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, созданную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 13.02.2018 N 75 "О координационной комиссии по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (далее - координационная комиссия). Контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с рассмотрением отчета о реализации Региональной программы на заседании координационной комиссии |
________________
* Объем средств федерального бюджета определяется в зависимости от количества средств федерального бюджета, предоставленных областному бюджету на софинансирование государственных программ Свердловской области в соответствующем году.
Региональная программа разработана в соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 6 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".
В целях реализации Региональной программы используются следующие понятия:
экономика замкнутого цикла - экономическая модель процессов производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг, предусматривающая применения наилучших доступных технологий, в том числе технологий ресурсосбережения, ведение экономически и экологически эффективного производства и потребления, позволяющая достичь устойчивого развития, при которой вторичные ресурсы и сырье рационально используются и возвращаются в хозяйственный оборот и биосферные циклы, а негативное воздействие на окружающую среду сводится к минимуму;
золошлаки - отходы (продукты), образуемые тепловыми электростанциями, являющиеся продуктами сжигания твердого топлива;
место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов - место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает один кубический метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей;
несанкционированная свалка - объект размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, включенный в Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления, не обустроенный в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Иные понятия используются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.
Состояние сферы обращения с отходами производства и потребления определяется спецификой развития Свердловской области, характерной для старопромышленных регионов Российской Федерации:
1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;
2) использованием устаревших технологий и оборудования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Размещение отходов производства и потребления на объектах, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства, является одной из проблем в обеспечении экологической безопасности Свердловской области.
В Свердловской области создана и функционирует в рамках ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления система мониторинга и анализа данных в сфере обращения с отходами производства и потребления.
На территории Свердловской области на 31.12.2023 зарегистрировано 539 объектов размещения отходов производства и потребления, из них 533 - действующих и выведенных из эксплуатации, 6 - временно неэксплуатируемых объектов размещения отходов.
Из 339 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов 40 объектов являются бесхозяйными, из них 36 объектов размещения промышленных отходов и 4 объекта размещения сельскохозяйственных отходов. Наличие отходов на бесхозяйных объектах составляет 107787 тыс. т, занимаемая объектами площадь земельных участков - 579,37 га.
По состоянию на 31.12.2023 в государственный реестр объектов размещения отходов включен 191 объект размещения отходов, расположенный на территории Свердловской области, из них 154 объекта - объекты размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов, 37 объектов - объекты размещения коммунальных отходов.
В 2023 году хозяйствующими субъектами Свердловской области образовано 161 млн. т отходов производства и потребления, что составило 88,7% от уровня 2022 года. Количество образованных отходов I - IV классов опасности по сравнению с 2022 годом уменьшилось на 8% и составило 5,7 млн. т (в 2022 году - 6,2 млн. т).
Количество утилизированных и обезвреженных отходов в 2023 году составило 66,2 млн. т, или 41,1% от количества образованных отходов по Свердловской области в целом (в 2022 году - 42,5%). Количество утилизированных, обезвреженных отходов I - IV классов опасности составило 5,7 млн. т, или 100% в общем количестве образованных отходов I - IV классов опасности (в 2022 году - 88,2%).
Количество размещенных отходов в 2023 году уменьшилось на 12,4% по сравнению с 2022 годом и составило 101,6 млн. т (в 2022 году - 116 млн. т). Количество накопленных отходов на конец 2023 года составило 9831,9 млн. т.
В 2023 году количество образованных твердых коммунальных отходов составило 1,435 млн. тонн, в том числе:
направлено на обработку 0,247 млн. тонн твердых коммунальных отходов (17,2%);
направлено на утилизацию 0,016 млн. тонн твердых коммунальных отходов (1,1%);
направлено на захоронение 1,390 млн. тонн твердых коммунальных отходов (96,9%);
направлено для накопления 0,029 млн. тонн твердых коммунальных отходов (2%).
Основное количество образования, утилизации и накопления отходов сосредоточено у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образовано отходов от общего количества образованных отходов на территории Свердловской области - 87,27%, утилизировано отходов от общего количества утилизированных отходов - 84,8%, накоплено отходов на конец 2023 года от их общего количества по области - 91%). Значительное количество образования отходов отмечается у хозяйствующих субъектов, занимающихся обрабатывающими производствами (7,93%), а также обеспечением электрической энергией, газом и паром (2,75%).
Информация об обращении с отходами производства и потребления по основным видам экономической деятельности в 2023 году представлена в таблице 1.
Таблица 1
Номер строки | Наименование вида экономической деятельности | Образовано отходов, тыс. т | Утилизировано, обезврежено отходов, тыс. т | Наличие отходов на конец года, тыс. т <*> | Удельный вес образования в общем объеме образования, процентов | Количество хозяйствующих субъектов, предоставивших отчет, ед. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, из них: | 1021,4 | 1083,7 | 195,7 | 0,63 | 183 |
1.1. | растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях; рыболовство и рыбоводство | 969 | 1040 | 195,7 | 0,6 | 159 |
1.2. | лесоводство и лесозаготовки | 52,4 | 43,71 | < 0,1 | 0,03 | 24 |
2. | Добыча полезных ископаемых, из них: | 140554,3 | 56087,2 | 8720383 | 87,27 | 112 |
2.1 | добыча и обогащение железных руд | 63156,8 | 17064,1 | 2599561,2 | 39,22 | 5 |
2.2. | добыча руд цветных металлов | 50647,6 | 22419,7 | 609250,9 | 31,45 | 27 |
2.3. | добыча прочих полезных ископаемых | 26750 | 16603,4 | 5511570,9 | 16,61 | 80 |
3. | Обрабатывающие производства, из них: | 12771,4 | 6641,2 | 556682,9 | 7,93 | 758 |
3.1. | производство напитков | 61,8 | 0 | < 0,1 | 0,04 | 18 |
3.2. | обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки; производство бумаги и бумажных изделий | 105 | 85,1 | 72,4 | 0,07 | 58 |
3.3. | производство химических веществ и продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий | 26,7 | 2,5 | 8770,8 | 0,02 | 98 |
3.4. | производство прочей неметаллической минеральной продукции | 654,9 | 799,4 | 390,8 | 0,41 | 96 |
3.5. | металлургическое производство, из них: | 11529,1 | 5687,9 | 538278,5 | 7,16 | 74 |
3.5.1. | производство чугуна, стали, ферросплавов и изделий из них | 2198,8 | 890,1 | 147272,6 | 1,37 | 30 |
3.5.2. | производство драгоценных и цветных металлов и ядерного топлива | 9322,1 | 4795,7 | 390657,6 | 5,79 | 29 |
3.5.3. | литье металлов | 8,2 | 2,1 | 348,3 | 0,01 | 15 |
3.6. | производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования | 67,6 | 1,7 | 0,4 | 0,04 | 98 |
3.7. | производство, ремонт и монтаж транспортных средств, машин и оборудования | 308,2 | 64,1 | 9170,1 | 0,19 | 180 |
3.8. | прочие виды обрабатывающих производств | 18,2 | 0,5 | < 0,1 | 0,01 | 136 |
4. | Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 4424,5 | 5,2 | 257628,1 | 2,75 | 309 |
5. | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, из них: | 1710,2 | 2258 | 44536,9 | 1,06 | 322 |
5.1. | забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод | 92,5 | 5,4 | 4687,5 | 0,06 | 62 |
5.2. | организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 1617,7 | 2252,6 | 39849,4 | 1 | 260 |
6. | Строительство | 100,5 | 61 | 41,3 | 0,06 | 179 |
7. | Торговля оптовая и розничная, из них: | 205,1 | 8 | 308,7 | 0,13 | 926 |
7.1. | торговля оптовая | 20,1 | 8 | 308,7 | 0,01 | 297 |
7.2. | торговля розничная | 185 | 0 | < 0,1 | 0,11 | 629 |
8. | Транспортировка и хранение | 39,1 | 0,8 | 4,9 | 0,02 | 389 |
9. | Операции с недвижимым имуществом | 96 | < 0,1 | 1996 | 0,06 | 555 |
10. | Прочие виды экономической деятельности (не вошедшие в другие группы) | 126,1 | 27,1 | 1134,9 | 0,08 | 1130 |
11. | Итого | 161048,7 | 66172,2 | 9582912,4 | 100 | 4863 |