(с изменениями на 28 декабря 2024 года)
(в ред. распоряжений Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2020 N 9-рг, от 21.12.2020 N 192-рг, от 27.12.2021 N 184-рг, от 28.12.2022 N 214-рг, от 12.01.2024 N 2-рг, от 28.12.2024 N 179-рг)
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р, от 02.09.2021 N 2424-р, в целях развития конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе:
(преамбула в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.01.2024 N 2-рг)
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. План мероприятий ("дорожную карту") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе на период до 2026 года.
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2022 N 214-рг)
1.2. Форму отчета о реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе.
1.3. Форму оценки достижения ключевых показателей, установленных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе.
1.4. Форму реестра хозяйствующих субъектов, доля участия Кемеровской области - Кузбасса или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, осуществляющих деятельность в Кемеровской области - Кузбассе.
2. Исполнительным органам Кемеровской области - Кузбасса, ответственным за реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе (далее - план мероприятий):
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2022 N 214-рг)
2.1. Ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным разработать и утвердить ведомственные планы по реализации соответствующих мероприятий плана мероприятий.
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2022 N 214-рг)
2.2. Обеспечить выполнение плана мероприятий, достижение ключевых показателей по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе и представление в Министерство экономического развития Кузбасса:
(в ред. распоряжений Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2020 N 9-рг, от 28.12.2022 N 214-рг)
а) ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, информации о ходе выполнения плана мероприятий;
б) ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, предложений по внесению изменений в перечень товарных рынков по развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе.
2.3. Определить должностных лиц с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, а также за разработку и реализацию плана мероприятий, с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты и положения об исполнительных органах Кемеровской области - Кузбасса и направлять информацию в Министерство экономического развития Кузбасса ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
(п. 2.3 в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2022 N 214-рг)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса представлять в Министерство экономического развития Кузбасса:
(в ред. распоряжений Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2020 N 9-рг, от 21.12.2020 N 192-рг, от 28.12.2022 N 214-рг)
3.1. Ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, реестр хозяйствующих субъектов, доля участия Кемеровской области - Кузбасса или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, осуществляющих деятельность в Кемеровской области - Кузбассе.
3.2. Ежегодно в срок до 31 декабря текущего года актуализированные муниципальные планы ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе.
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 21.12.2020 N 192-рг)
4. Министерству экономического развития Кузбасса:
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2022 N 214-рг)
4.1. Осуществлять координацию деятельности исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса и структурных подразделений Администрации Правительства Кузбасса по выполнению плана мероприятий и достижению плановых значений целевых показателей, установленных планом мероприятий.
(в ред. распоряжений Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2020 N 9-рг, от 28.12.2022 N 214-рг)
4.2. Ежегодно в срок до 10 марта года, следующего за отчетным, направлять доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации.
4.3. Размещать информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции в Кемеровской области - Кузбассе на официальном сайте Администрации Правительства Кузбасса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 12.02.2020 N 9-рг)
5. Признать утратившими силу распоряжения Губернатора Кемеровской области:
от 23.11.2016 N 98-рг "О внедрении Стандарта развития конкуренции в Кемеровской области";
6. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса - министра экономического развития Кузбасса Галееву Е.В.
(п. 7 в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2024 N 179-рг)
8. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.
И.о. Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса
В.Н.ТЕЛЕГИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССЕ НА ПЕРИОД ДО 2026 ГОДА
(в ред. распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 28.12.2024 N 179-рг)
N п/п | Наименование мероприятия | Цель мероприятия | Значение ключевого показателя <1> | Срок реализации | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Агропромышленный комплекс | ||||
1.1 | Рынок переработки водных биоресурсов | ||||
По состоянию на 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе представлено 12 товаропроизводителей рыбной пищевой продукции. Производство рыбной продукции в год составляет 2 186 тонн и пресервов - 295 тыс. усл. банок. Для производства продукции используется в большем объеме завезенное сырье. Одним из ведущих переработчиков рыбной продукции и мороженых деликатесов в Кузбассе является ООО "Астронотус". Товарный знак предприятия зарегистрирован в Роспатенте. В настоящее время предприятие имеет, помимо производственных цехов, сеть розничных магазинов "Океан" в городе Кемерово. ООО "Астронотус" перерабатывает в год около 550 тонн рыбного сырья и производит более 100 наименований высокотехнологичных рыбопродуктов. Компания имеет собственные рыбопромысловые участки на реке Обь. Отличное качество подтверждается многочисленными дипломами и медалями международных, региональных, областных, городских выставок и конкурсов. Проблемы: недостаточные темпы роста развития рынка; низкая загрузка производственных мощностей; нехватка сырья от рыбодобывающих компаний; отсутствие государственной поддержки и возможности модернизации производства по причине нехватки оборотных средств | |||||
1.1.1 | Содействие в привлечении предприятий к участию в закупочных сессиях, проводимых торговыми сетями | Создание условий для развития рынка; недопущение снижения количества организаций частной формы на рынке; увеличение объемов производства | Доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, Министерство промышленности и торговли Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.1.2 | Создание возможностей для участия предприятий, занимающихся переработкой водных биоресурсов, в международных и региональных выставках, ярмарках, конкурсах | Популяризация продукции и развитие каналов сбыта продукции местного производства | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса | ||
1.2 | Рынок племенного животноводства | ||||
Совершенствование племенной работы, формирование современной системы племенного животноводства, снижение импортозависимости по генетическим ресурсам в отрасли, а также обеспечение продовольственной безопасности нашей страны - главные цели развития племенного животноводства. В 2024 году на поддержку племенного животноводства выделено 44,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 35,1 млн рублей, из областного бюджета - 9,3 млн рублей. Племенная база Кемеровской области - Кузбасса представлена 12 организациями, одним региональным информационно-селекционным центром РИСЦ. Поголовье племенного крупного рогатого скота составляет 18083 головы, или 28,8% от общего поголовья крупного рогатого скота в Кузбассе, в том числе маточное поголовье - 8191 голова. Маточное поголовье племенной птицы - 63066 голов. Проблемы: нехватка финансовых ресурсов для развития племенного животноводства; недостижение минимальных требований, предъявляемых к статусу племенного хозяйства; дефицит квалифицированных кадров; необходимость генетического совершенствования поголовья сельскохозяйственных животных, без которого невозможно увеличение производства мяса и молока, обеспечивающего рост рентабельности отрасли | |||||
1.2.1 | Стимулирование и оказание содействия в создании племенных организаций | Создание условий для развития рынка; повышение финансирования племенного животноводства; увеличение количества частных племенных животноводческих хозяйств | Доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.2.2 | Размещение в открытом доступе информации, содержащей в том числе исчерпывающий перечень актуальных нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям, а также актуальный реестр получателей субсидий | Обеспечение организационно-методической поддержки предпринимателей | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
1.2.3 | Включение в программы государственной поддержки, финансируемые из регионального бюджета, направления поддержки племенного животноводства | Прирост племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и птицы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса | ||
1.3 | Рынок семеноводства | ||||
На 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе 9 семеноводческих организаций. Семеноводческие предприятия Кузбасса специализируются на выращивании различных сельскохозяйственных культур: 6 предприятий аккредитованы на возделывание и получение семян зерновых, зернобобовых и технических культур; 3 предприятия аккредитованы на возделывание и получение семян зерновых, зернобобовых культур, технических культур и картофеля. Площадь пашни составляет 122,9 тыс. га, или 11,3% от общей площади пашни, обрабатываемой в Кузбассе. Для получения продукции сельскохозяйственного производства в 2023 году указанные предприятия сертифицировали и реализовали 2721,6 тонны семян сельскохозяйственных растений, в том числе по категориям: элитных - 2121,7 тонны, репродукционных - 600,8 тонны. Сельхозтоваропроизводители Кузбасса, в том числе семеноводческие предприятия, на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства получают следующие виды государственной поддержки из бюджетов всех уровней (федеральный и областной): возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ по ставке на 1 га посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (кроме рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами (23,948 млн рублей); на поддержку элитного семеноводства (32,62 млн рублей); на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства (19,5 млн рублей); на поддержку семеноводческих организаций (24,0 млн рублей). По данным направлениям в 2024 году было выделено и выплачено 100,068 млн рублей. Проблемы: низкая товарность семян, обусловленная отсутствием средств у сельхозтоваропроизводителей для закупки высококачественного посевного материала; отсутствие необходимой материально-технической базы для внутрихозяйственного выращивания семян; дефицит квалифицированных кадров; недостаточное использование удобрений и средств защиты растений | |||||
1.3.1 | Аккредитация семеноводческих хозяйств | Создание условий для развития рынка; увеличение количества частных организаций на рынке семеноводства. Включение рекомендованных сортов в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию | Доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса |
1.3.2 | Проведение испытаний перспективных сортов сельскохозяйственных культур на хозяйственную полезность методом проведения мелкоделяночных испытаний | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса | |||
1.3.3 | Субсидирование приобретения и высева элитных семян | Сохранение количества частных организаций на рынке семеноводства сельскохозяйственных культур и развитие внутрихозяйственного семеноводства | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса | ||
1.4 | Рынок товарной аквакультуры | ||||
На 01.01.2024 в Кузбассе работает 1 индустриальное (ООО "Беловское рыбное хозяйство) и 39 прудовых рыбоводных хозяйств. Под товарное рыбоводство переданы в пользование 65 рыбоводных участков. Основными объектами выращивания являются: толстолобик, карп, канальный сом, белый амур, форель, осетр, веслонос. Самым крупным индустриальным хозяйством не только в Кемеровской области - Кузбассе, но и во всей Западной Сибири является ООО "Беловское рыбное хозяйство". Из прудовых хозяйств наиболее крупные: ООО "Ягуновское рыбное хозяйство", ООО "Ф.Х.Клецова" и ООО "Запсибрыбхоз". Три организации занимаются выращиванием мальков: ООО "Беловское рыбное хозяйство", ООО "Запсибрыбхоз", ООО "ФДП". Указанные организации выращивают щуку, плотву, белого амура, толстолобика, карпа, форель, хариуса, тайменя. Рыбоводные хозяйства являются в Кузбассе предприятиями, которые осуществляют поставку на рынок разнообразной, высококачественной живой товарной рыбы круглый год. Участвуют в благотворительных акциях по оказанию помощи малоимущим многодетным семьям, сельскохозяйственных ярмарках, выставках по продаже рыбы в живом виде. Проблемы: недостаточные темпы роста развития рынка товарной аквакультуры; высокая степень износа основных производственных фондов; дефицит инвестиционных ресурсов; высокая стоимость рыбопосадочного материала; низкий потребительский спрос на живую рыбу | |||||
1.4.1 | Оказание государственной поддержки на производство товарной рыбы | Создание условий для развития рынка; недопущение снижения количества организаций частной формы на рынке; увеличение объемов производства | Доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса |
1.4.2 | Развитие альтернативных способов торговли рыбной продукцией и доведения ее до потребителя путем развития ярмарочной торговли и иной разноформатной инфраструктуры розничной торговли | Расширение рынка сбыта продукции, развитие торговли рыбной продукцией | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
1.5 | Рынок стимулирования производства сельскохозяйственной продукции | ||||
Основная задача развития сельского хозяйства состоит в обеспечении продовольственной независимости в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. С целью наращивания объемов производства основной сельскохозяйственной продукции в Кузбассе разработаны новые механизмы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и запланировано увеличение объемов государственной поддержки по отдельным направлениям (мероприятиям) | |||||
1.5.1 | Оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в получении субсидии в рамках федерального проекта "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства" | Стимулирование увеличения объемов производства картофеля и овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах | Объем производства картофеля: факт: 2023 год - 79,677 тыс. тонн; план: 2024 год - 71,75 тыс. тонн 2025 год - 72,109 тыс. тонн. Объем производства овощей открытого грунта: факт: 2023 год - 26,273 тыс. тонн; план: 2024 год - 10,701 тыс. тонн; 2025 год - 10,754 тыс. тонн | 2023 - 2030 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса |
1.5.2 | В рамках регионального проекта "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Кузбасса" результат: "Достигнуты объемы реализованных зерновых культур собственного производства" | Стимулирование увеличения объемов производства зерна и молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах | Объем реализации зерновых культур: факт: 2021 год - 549,4 тыс. тонн; 2022 год - 453 тыс. тонн; 2023 год - 443,868 тыс. тонн; план: 2024 год - 109,58 тыс. тонн; 2025 год - 110,61 тыс. тонн | 2021 - 2030 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса |
"Произведено молока" | Объем произведенного молока: факт: 2023 год - 133,035 тыс. тонн; план: 2024 год - 123,0 тыс. тонн; 2025 год - 125,0 тыс. тонн | 2023 - 2030 годы | |||
1.5.3 | В рамках регионального проекта "Поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства Кузбасса" государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Кузбасса" | Обеспечение условий для повышения интенсификации производства молока на действующих предприятиях, повышение молочной продуктивности, создание условий для реализации инвестиционных проектов в молочном скотоводстве | Дополнительный объем производства молока: факт: 2023 год - 5,89 тыс. тонн; | 2023 - 2025 годы | Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса |
результат "Созданы условия для повышения интенсификации производства молока" | план: 2024 год - 4,39 тыс. тонн; 2025 год - 5,0 тыс. тонн | ||||
2 | Информационные технологии | ||||
2.1 | Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
В Кемеровской области - Кузбассе мобильная связь представлена операторами (торговая марка): ПАО "ВымпелКом" (Билайн), ПАО "МегаФон" (Мегафон), ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (Т2) и операторами, имеющими незначительное количество абонентов (ООО "Сбербанк-Телеком" (Сбермобайл), ООО "Тинькофф Мобайл" (Т-мобайл), ООО "ВТБ Мобайл", АО "МТТ" (Межрегиональный Транзит Телеком), ПАО "Ростелеком", АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК-Мобайл), ООО "ТТК-связь", ООО "Газпром Телеком" (Газпром мобайл), ООО "Глабал Телеком", ООО "Новые мобильные коммуникации", ООО "Скартел" (Yota), ООО "ЭКСПРЕСС МОБАЙЛ", ООО "МСН Телеком", ООО "ТВЕ Телеком"). На 01.01.2024 общее количество абонентов данных сетей составляет более 4,5 млн человек. Доля домашних хозяйств Кузбасса, имеющих доступ к сети "Интернет", - 84,3%. Зоны действия базовых станций операторов сотовой связи охватывают более 93% территории населенных пунктов области. В рамках федерального проекта "Устранение цифрового неравенства 2.0" компания ПАО "Ростелеком" продолжает строительство сетей мобильной связи в малых населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. За период 2021 - 2023 годов проект реализован в 63 населенных пунктах, обеспечив мобильной голосовой связью и скоростным беспроводным интернетом жителей малых населенных пунктов региона. В Кемеровской области - Кузбассе запущена сеть четвертого поколения мобильной связи 4G. Всего по данному проекту до 2030 года к сети мобильной связи (2G/4G) будет подключено 367 населенных пунктов. В Кузбассе насчитывается 63 оператора связи, имеющих лицензии на предоставление телематических услуг (доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). Тарифы на услуги широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Кемеровской области - Кузбассе находятся в среднем ценовом сегменте по России. Благодаря развитию универсальных услуг связи в сельской местности цифровое неравенство в Кемеровской области - Кузбассе между городом и селом уменьшается. На территории Кузбасса построена волоконно-оптическая линия связи, соединяющая все муниципальные образования Кемеровской области - Кузбасса. Данная сеть связи позволяет операторам связи развивать собственную инфраструктуру для предоставления всего спектра услуг связи населению и организациям. Проблема: недостаточная конкуренция на рынке услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в малых населенных пунктах | |||||
2.1.1 | Создание условий для развития услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг связи, в том числе создание условий для развития конкуренции на рынке услуг широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в малых населенных пунктах Кемеровской области - Кузбасса | Увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, процентов по отношению к показателям 2017 года: факт: 2018 года - 1% 2019 года - 7% 2020 года - 14% 2021 года - 15% 2022 года - 16,2% 2023 года - 17%; план: 2024 года - 18% 2025 года - 20%. Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", процентов: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | Постоянно | Министерство цифрового развития и связи Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.1.2 | Соблюдение принципа недискриминационного доступа операторов связи к объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности | Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
2.1.3 | Сохранение доли организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по представлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | 2022 - 2025 годы | Министерство цифрового развития и связи Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
2.2 | Рынок IT | ||||
Информационные технологии вносят огромный вклад в повышение эффективности большинства бизнес-процессов и являются важнейшим источником конкурентного преимущества компаний на рынке. В регионе IT-рынок представлен в основном продуктами и услугами, разработанными IT-компаниями других субъектов Российской Федерации или за рубежом. По состоянию на 01.09.2024 в IT-отрасли Кузбасса функционируют 515 организаций, из них 90 аккредитованы. Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности 99%. Основной вид деятельности 67,3% организаций - разработка программного обеспечения (выборка сгенерирована на основе данных системы СПАРК). В силу сложившейся экономической специфики региона развитие IT-рынка Кузбасса характеризуется следующими особенностями: "лоскутная автоматизация" - наличие разнородных информационных ресурсов и систем исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия; уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры не в полном объеме обеспечивает эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и исполнительных органов Кемеровской области - Кузбасса; в исполнительных органах Кемеровской области - Кузбасса и органах местного самоуправления затруднен процесс укомплектования IT-специалистами, что связано с проблемами подготовки профессиональных кадров, с оттоком имеющихся специалистов и низкой престижностью системы госслужбы; преобразование IT-инфраструктуры с целью реализации государственной экономической политики импортозамещения (переход на преимущественное использование российского программного обеспечения и отечественных IT-продуктов; во всех исполнительных органах Кемеровской области - Кузбасса и органах местного самоуправления используются справочно-правовые системы и средства антивирусной защиты российского происхождения; отечественная система электронного документооборота); региональный рынок IT-услуг подвержен значительному влиянию государственных вложений в обновление IT-инфраструктуры региона для создания единого информационного пространства. Проблемы: дефицит квалифицированных кадров; ограниченные финансовые ресурсы для реализации проектов, направленных на внедрение новых цифровых решений, либо проектов по развитию | |||||
2.2.1 | Внедрение и применение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных и муниципальных услуг | Содействие в развитии IT-рынка за счет внедрения и совершенствования цифровых сервисов и решений. Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в области предоставления государственных услуг, формирование единой инфраструктуры, позволяющей обеспечить взаимодействие всех информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг, на основании применения единых подходов и принципов такого взаимодействия | Доля расходов на закупки и/или аренду отечественного программного обеспечения и платформ от общих расходов на закупку или аренду программного обеспечения: факт: 2021 год - 47,8% 2022 год - 99% 2023 год - 93%; план: 2024 год - 95% 2025 год - 95% | 2021 - 2025 годы | Министерство цифрового развития и связи Кузбасса |
2.2.2 | Информирование и популяризация цифровых государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов | ||||
2.2.3 | Содействие предоставлению мер поддержки IT-компаниям | Министерство цифрового развития и связи Кузбасса | |||
Доля хозяйствующих субъектов частной формы собственности в общем количестве организаций на рынке IT-услуг Кемеровской области - Кузбасса (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50 процентов, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений): факт: 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | |||||
3 | Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами | ||||
Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов | |||||
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса" утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Кемеровской области - Кузбасса (далее - территориальная схема). Территориальная схема разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Кемеровской области - Кузбасса. Территориальной схемой предусмотрено деление Кемеровской области - Кузбасса на две зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО - Юг и Север. В настоящее время выбранные региональные операторы по обращению с ТКО работают в обеих зонах Кузбасса: с 01.07.2018 в зоне Юг ООО "Экологические технологии"; с 01.07.2019 в зоне Север ООО "Чистый город Кемерово". Проблемы: высокие требования к лицензированию отдельных видов деятельности; экологические ограничения; значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Длительные сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации | |||||
Проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (один раз в 10 лет) | Развитие рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Увеличение количества организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов: факт: 2018 год - 88% 2019 год - 89% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% 2026 год - 100% 2027 год - 100% 2028 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |
4 | Электроэнергетика | ||||
4.1 | Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) | ||||
По состоянию на 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе осуществляли деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности) 29 энергосбытовых организаций, в том числе 2 гарантирующих поставщика. Все указанные энергосбытовые организации Кемеровской области - Кузбасса относятся к хозяйствующим субъектам с частной формой собственности. Организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации. По итогам 2023 года электропотребление потребителями Кемеровской области - Кузбасса составило 31 331 млн кВт. ч, что на 0,5% выше показателей 2022 года (31 172 млн кВт. ч). Проблема: низкая конкуренция на рынке, доминирование одного предприятия (ПАО "Кузбассэнергосбыт" - 29,62%) | |||||
4.1.1 | Осуществление контроля в части соблюдения стандартов раскрытия информации энергосберегающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками | Доступность потребителям информации о компаниях | Доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности): факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | Постоянно | Региональная энергетическая комиссия Кузбасса |
4.1.2 | Содействие развитию негосударственного сектора в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) | Снижение доли государственного сектора купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) | 2018 - 2025 годы | Департамент электроэнергетики Администрации Правительства Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |
4.2 | Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации | ||||
По состоянию на 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе осуществляли деятельность на розничном рынке электрической энергии (мощности) 4 производителя электрической энергии (мощности) - собственники объектов по производству электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке, которые входят в Единую энергетическую систему России, в отношении которых на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки, не распространяются требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке. Электрическая энергия (мощность) продается производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам. Все производители электрической энергии (мощности) Кузбасса относятся к хозяйствующим субъектам с частной формой собственности. Проблема: высокая стоимость энергоресурсов для потребителей | |||||
4.2.1 | Поддержка инвестиционных проектов, направленных на внедрение новых современных технологий, в том числе энергосберегающих | Создание условий для развития конкуренции на данном рынке; повышение конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития энергетической отрасли на базе новых современных технологий; внедрение энергосберегающих технологий | Доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Департамент электроэнергетики Администрации Правительства Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
4.2.2 | Сохранение доли организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации | Департамент электроэнергетики Администрации Правительства Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
5 | Сфера транспорта | ||||
5.1 | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок | ||||
По состоянию на 01.01.2024 доля негосударственных перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах от общего количества перевозчиков на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах составляет 97%. В настоящий момент существует только одно государственное предприятие, имеющее 18 филиалов, осуществляющее перевозки на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах. Доля рейсов, осуществляемых негосударственными перевозчиками по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, от общего количества рейсов по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам - не более 25%. Проблема: недостаточное количество организаций частной формы собственности среди предприятий пассажирского автомобильного транспорта на межмуниципальных маршрутах. Дефицит квалифицированных кадров, их высокая текучесть, обусловленная интенсивными условиями труда и невысоким уровнем заработной платы | |||||
5.1.1 | Ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок | Создание условий для увеличения числа частных перевозчиков на данном рынке. Удовлетворение спроса населения на пассажирские перевозки, повышение качества пассажирских перевозок и культуры обслуживания населения | Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности: факт: 2019 год - 26,2% 2020 год - 17% 2021 год - 22,1% 2022 год - 17,9% 2023 год - 17,8%; план: 2024 год - 17,9% 2025 год - 18% | Постоянно | Министерство транспорта Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5.1.2 | Мониторинг пассажиропотока и потребностей региона в корректировке существующей маршрутной сети и организации новых маршрутов | Постоянно | Министерство транспорта Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
5.2 | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок | ||||
На 01.01.2024 транспортный комплекс Кемеровской области - Кузбасса включает 89 автотранспортных перевозчиков, в том числе 2 муниципальных автотранспортных предприятия и 1 государственное пассажирское автотранспортное предприятие (государственное предприятие Кузбасса "Пассажиравтотранс"), которые обеспечивают потребности населения в совершении поездок как внутри области, так и за ее пределами. Государственные и муниципальные предприятия обслуживают 402 маршрута. Частные перевозчики обслуживают 101 маршрут. Автобусными сообщениями охвачены все города, рабочие поселки и 77,4% сельских населенных пунктов. Определение перевозчиков для оказания транспортных услуг по регулируемым тарифам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, в области принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации регулярных перевозок. Проблема: недостаточное количество организаций частной формы собственности среди предприятий пассажирского автомобильного транспорта на муниципальных маршрутах, дефицит квалифицированных кадров, их высокая текучесть, обусловленная интенсивными условиями труда и невысоким уровнем заработной платы | |||||
5.2.1 | Ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок | Создание условий для увеличения числа частных перевозчиков на данном рынке; удовлетворение спроса населения на пассажирские перевозки; повышение качества пассажирских перевозок и культуры обслуживания населения | Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности: факт: 2019 год - 18,8% 2020 год - 42,7% 2021 год - 54,2% 2022 год - 49,7% 2023 год - 49,8%; план: 2024 год - 49,9% 2025 год - 50% | Постоянно | Министерство транспорта Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5.2.2 | Мониторинг пассажиропотока и потребностей региона в корректировке существующей маршрутной сети, организации новых маршрутов, относящихся к компетенции Министерства транспорта Кузбасса | ||||
5.2.3 | Проведение открытых аукционов в электронной форме в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с соблюдением установленных принципов открытости, прозрачности и создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок | ||||
5.3 | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области - Кузбасса | ||||
С момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2022 N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающего осуществление таксомоторных перевозок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, Министерством транспорта Кузбасса внесено в реестр легкового такси 7885 автомобилей, из них действующих - 5842 автомобиля. Количество действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и физических лиц (самозанятых), получивших разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, - 631. На сегодняшний день доля организаций частной формы собственности на указанном рынке составляет 100%. Проблема: значительная доля нелегальных перевозчиков; низкое качество оказываемых услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси | |||||
5.3.1 | Оптимизация сроков оказания государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешения (дубликата разрешения) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие оказание государственной услуги по выдаче, переоформлению разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси | Создание условий для совершенствования деятельности органов государственной власти и правового регулирования в сфере услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Развитие добросовестной конкуренции на данном рынке | Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации: факт: 2019 год - 99,81% 2020 год - 99,82% 2021 год - 99,5% 2022 год - 99,7% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство транспорта Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
5.3.2 | Ведение и поддержание в актуальном состоянии реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси | Министерство транспорта Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
5.4 | Рынок межрегионального авиасообщения | ||||
Для развития внутреннего туризма и бизнеса в регионе расширяется авиамаршрутная сеть с привлечением федерального и регионального субсидирования. Из аэропортов городов Кемерово и Новокузнецка были организованы прямые рейсы в города Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск, Красноярск, Казань, Екатеринбург, Уфу, Самару и Иркутск. При этом авиарейсы в города Сочи и Казань стали круглогодичными. С целью привлечения туристов на горнолыжный комплекс "Шерегеш", прежде всего из центральной части России, крупнейшие туроператоры страны совместно с авиакомпаниями в зимний период осуществляют дополнительные авиарейсы из аэропортов городов Москвы и Санкт-Петербурга в город Новокузнецк и обратно. В аэропорту города Кемерово введен в эксплуатацию новый современный аэровокзальный комплекс, который позволил увеличить пропускную способность в два раза (с 200 до 460 пассажиров в час) и обеспечил более качественное обслуживание пассажиров. В аэропорту города Кемерово реализуется мероприятие "Реконструкция международного аэропорта Кемерово (в части федеральных объектов)", вошедшее в программу социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 N 556-р. 25.07.2022 проект реконструкции объекта получил положительное заключение в ФАУ "Главгосэкспертиза России". 26.09.2022 заключен контракт с АО "ПО "ВОЗРОЖДЕНИЕ" на выполнение первого этапа мероприятия. В настоящее время выполнены работы по реконструкции 1020 м участка взлетно-посадочной полосы и части очистных сооружений. В городе Новокузнецке также идет строительство нового аэровокзального комплекса. Строительство нового терминала позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 270 до 580 пассажиров в час. Строительство планируется завершить в IV квартале 2024 года. В связи со стремительным развитием горнолыжного комплекса "Шерегеш" продолжаются работы по подготовке строительства нового аэропорта с аэродромной инфраструктурой в непосредственной близости от поселка Шерегеш. В настоящее время за счет средств инвестора проекта ООО "НОВАПОРТ ХОЛДИНГ" осуществляется проектирование аэровокзального комплекса с аэродромной инфраструктурой, включая взлетно-посадочную полосу. Проектные работы планируется закончить в IV квартале 2025 года. В соответствии с техническим заданием аэропортовый комплекс будет состоять из взлетно-посадочной полосы, комплексов зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов, аэровокзала, привокзальной площади и иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта. Проблемы: низкая конкуренция на рынке, высокая стоимость авиабилетов, следовательно, низкий спрос на авиаперевозки; рост аэропортовых сборов и тарифов | |||||
5.4.1 | Субсидирование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети" и постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.11.2024 N 730 "Об утверждении порядка предоставления субсидии в целях возмещения недополученных доходов организациям воздушного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров по региональным маршрутам" | Повышение доступности и качества услуг воздушного транспортного комплекса для населения Кемеровской области - Кузбасса | Пассажиропоток межрегиональных авиаперевозок Кемеровской области - Кузбасса, тыс. человек: факт: 2019 год - 38,5 2020 год - 60,9 2021 год - 92,9 2022 год - 100 2023 год - 170; план: 2024 год - 178 2025 год - 200 | 2019 - 2025 годы | Министерство транспорта Кузбасса |
5.4.2 | Строительство и реконструкция аэропортов Кемерово и Спиченково (Новокузнецк) | Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры | 2019 - 2030 годы | Министерство транспорта Кузбасса | |
5.4.3 | Проектирование и строительство аэропортового комплекса горнолыжного курорта "Шерегеш" | 2023 - 2029 годы | Министерство транспорта Кузбасса | ||
6 | Сфера образования | ||||
6.1 | Рынок услуг детского отдыха и оздоровления | ||||
Ежегодно перед началом летней оздоровительной кампании уполномоченными органами местного самоуправления и Министерством образования Кузбасса осуществляется обновление реестра организаций отдыха детей и их оздоровления. Все оздоровительные организации области проходят проверку надзорными органами. На основании полученных заключений о состоянии объектов в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований противопожарной и антитеррористической безопасности в 2023 году в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Кемеровской области - Кузбасса были включены сведения о 44 загородных стационарных оздоровительных организациях государственных юридических лиц и 19 частных юридических лиц. Проблемы: высокие требования стандартов качества предоставляемой услуги, несоответствие современным санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам пожарной и антитеррористической безопасности; недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания на отдыхе, в связи с отсутствием профессиональных стандартов специалистов в сфере отдыха и оздоровления; частные организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, подвержены регулярным проверкам со стороны надзорных органов, что делает непривлекательным данный рынок услуг; высокая себестоимость услуг в условиях снижения платежеспособности населения приводит к вынужденному снижению стоимости путевки, что делает рынок услуг детского отдыха и оздоровления менее рентабельным | |||||
6.1.1 | Проведение конкурсных отборов на предоставление субсидии из бюджета Кемеровской области - Кузбасса на укрепление материально-технической базы организаций отдыха детей и их оздоровления | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг отдыха и оздоровления детей. Развитие сектора негосударственных организаций отдыха и оздоровления детей | Доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности: факт: 2018 год - 12% 2019 год - 15% 2020 год - 17% 2021 год - 17,5% 2022 год - 20% 2023 год - 20%; план: 2024 год - 20% 2025 год - 20% | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.1.2 | Обеспечение возмещения (компенсации) юридическим, а также физическим лицам за самостоятельно приобретенные путевки в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей в летний период, всех форм собственности уполномоченными органами местного самоуправления в рамках выделенного финансирования на текущий финансовый год | Министерство образования Кузбасса | |||
6.1.3 | Включение в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Кемеровской области - Кузбасса оздоровительных организаций всех форм собственности | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
6.1.4 | Оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи организациям отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности, в том числе по вопросам государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса | Постоянно | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
6.1.5 | Создание условий в рамках действующего законодательства для участия организаций отдыха детей и их оздоровления всех форм собственности в процедурах государственных (муниципальных) закупок | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса | ||
6.1.6 | Организация и проведение расширенных заседаний областной межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей Кемеровской области - Кузбасса | Министерство образования Кузбасса | |||
6.2 | Рынок услуг дополнительного образования детей | ||||
По состоянию на 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе в региональном навигаторе дополнительного образования детей зарегистрировано и осуществляют образовательную деятельность 1466 организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности. В данных организациях занимается 84,3% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам проводятся в дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессионального образования организациях. В настоящее время в реестр негосударственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, Кемеровской области - Кузбасса включены 45 организаций, в том числе 14 индивидуальных предпринимателей и 31 некоммерческая организация. В целях обеспечения развития негосударственного сектора организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, Законом Кемеровской области от 12.12.2016 N 87-ОЗ внесены изменения в статью 17 Закона Кемеровской области от 05.07.2013 N 86-ОЗ "Об образовании", согласно которым в том числе возможно осуществлять финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, в порядке, установленном высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, за счет средств областного бюджета. Проблемы: высокие требования к условиям реализации программ (СанПиН, помещения, кадры); высокая стоимость аренды помещений | |||||
6.2.1 | Создание общедоступного навигатора дополнительного образования детей Кузбасса | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг дополнительного образования детей. Развитие частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей в общей численности организаций, реализующих программы дополнительного образования: факт: 2018 год - 1% 2019 год - 2% 2020 год - 3,5% 2021 год - 3,8% 2022 год - 3% 2023 год - 3%; план: 2024 год - 4,2% 2025 год - 5% | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.2.2 | Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
6.2.3 | Оказание информационно-методической и консультативной помощи негосударственным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | Постоянно | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
6.3 | Рынок услуг общего образования | ||||
На 01.01.2024 в Кузбассе функционируют 5 частных общеобразовательных организаций. Всего в частных общеобразовательных организациях обучается 902 учащихся. В целях обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и развития государственно-частного партнерства в социальной сфере в Кемеровской области - Кузбассе принято постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.12.2017 N 641 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями Кемеровской области - Кузбасса, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам". Проблемы: необходимость соблюдения требований к помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям к организации образовательной деятельности, а также высокая стоимость их аренды или покупки; низкая рентабельность частных образовательных организаций при высоком уровне первоначальных вложений в развитие бизнеса; высокая стоимость родительской платы в частных общеобразовательных организациях ограничивает доступ учащихся к их услугам | |||||
6.3.1 | Мониторинг числа частных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, и численности обучающихся в частных общеобразовательных организациях | Создание равных условий для развития конкуренции на рынке услуг общего образования. Развитие частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования: факт: 2018 год - 0,2% 2019 год - 0,3% 2020 год - 0,3%, 5 частных организаций; 2021 год - 0,5%, 5 частных организаций; 2022 год - 0,3%, 5 частных организаций; 2023 год - 0,3%, 5 частных организаций; план: 2024 год - 0,7%, но не менее 5 частных организаций; 2025 год - 1%, но не менее 5 частных организаций | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.3.2 | Предоставление субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) организациями Кемеровской области - Кузбасса, для финансового обеспечения получения начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях на недискриминационных условиях | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
6.3.3 | Оказание консультационной и информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, оказывающим населению услуги в сфере общего образования | Министерство образования Кузбасса | |||
6.4 | Рынок услуг среднего профессионального образования | ||||
На 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе действуют 2 частные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования: частное образовательное учреждение профессионального образования "Кемеровский кооперативный техникум", автономная некоммерческая организация профессионального образования "Колледж предпринимательских и цифровых технологий". Количество обучающихся в них 3652 человека (4,7% от общего количества обучающихся Кузбасса по образовательным программам среднего профессионального образования). Проблемы: низкая рентабельность частных образовательных организаций при высоком уровне первоначальных вложений в развитие бизнеса; дефицит помещений, соответствующих современным санитарным и противопожарным требованиям к организации образовательной деятельности; кадровый дефицит | |||||
6.4.1 | Опубликование на официальном сайте Министерства образования Кузбасса информации о проведении конкурса по распределению контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета между организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг среднего профессионального образования. Развитие частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность | Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования: факт: 2018 год - 1,1% 2019 год - 1,2% 2020 год - 2,44%, 1 частная организация; 2021 год - 2,3%, 2 частные организации; 2022 год - 3,34%, 2 частные организации; 2023 год - 4,7%, 2 частные организации; план: 2024 год - 4,8%, но не менее 1 частной организации; 2025 год - 7,5%, но не менее 1 частной организации | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
6.4.2 | Оказание консультационной и информационной поддержки частным образовательным организациям по вопросам организации образовательной деятельности и порядку предоставления субсидий | Постоянно | Министерство образования Кузбасса | ||
6.4.3 | Предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с предоставлением населению услуг в социальной сфере | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса | ||
6.5 | Рынок услуг дошкольного образования | ||||
На 01.01.2024 имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности 9 частных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования (1% от общего количества). Данные организации посещает 681 ребенок дошкольного возраста (0,62% от общего числа воспитанников). 57 частных организаций и индивидуальных предпринимателей оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми (их деятельность не подлежит лицензированию). По состоянию на 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе 54 частные организации и индивидуальный предприниматель осуществляют реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей дошкольного возраста на основании выданных лицензий. Мониторинг численности частных дошкольных образовательных организаций, центров по присмотру и уходу, расположенных в Кемеровской области - Кузбассе, и численности детей, посещающих данные организации, ведется Министерством образования Кузбасса ежеквартально. Проблемы: необходимость соблюдения требований к помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям к организации дошкольной образовательной деятельности, а также высокая стоимость их аренды или покупки; низкая рентабельность частных дошкольных образовательных организаций при высоком уровне первоначальных вложений в развитие бизнеса; высокая стоимость родительской платы в частных дошкольных общеобразовательных организациях | |||||
6.5.1 | Организация мероприятий, способствующих активизации процесса лицензирования негосударственных (немуниципальных) дошкольных образовательных организаций | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования | Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования: факт: 2018 год - 0,7% 2019 год - 0,71%, 7 частных организаций; 2020 год - 0,6%, 7 частных организаций; 2021 год - 0,6%, 7 частных организаций; 2022 год - 0,6%, 9 частных организаций; 2023 год - 0,6%, 9 частных организаций; план: 2024 год - 0,9%, но не менее 8 частных организаций; 2025 год - 1,6%, но не менее 9 частных организаций | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса |
6.5.2 | Выявление и пресечение деятельности "нелегального сектора" услуг в сфере дошкольного образования | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса | |
6.5.3 | Предоставление субвенции на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности | Развитие сектора частных дошкольных (в том числе образовательных) организаций | 2018 - 2025 годы | Министерство образования Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |
7 | Сфера здравоохранения | ||||
7.1 | Рынок медицинских услуг | ||||
На 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе действуют 742 медицинские организации частной формы собственности (78,3% от общего количества медицинских организаций Кемеровской области - Кузбасса), в том числе 90 негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) (выше уровня 2022 года на 3,4%). Доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями в 2023 году, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС - 5,9% (в 2022 году - 5,5%). Проблемы: лицензирование и регистрация медицинской деятельности в соответствии с федеральным законодательством; высокий уровень первоначальных вложений в развитие бизнеса (большая стоимость лечебного, диагностического, стерилизационного оборудования и т.д.); отсутствие свободных помещений или высокая арендная плата; дефицит квалифицированных кадров | |||||
7.1.1 | Выявление наличия административных барьеров развития конкурентной среды на рынке медицинских услуг | Создание условий для развития конкуренции на рынке медицинских услуг | Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования: факт: 2018 год - 6,3% 2019 год - 6,5% 2020 год - 5,6% 2021 год - 5,4% 2022 год - 5,5% 2023 год - 5,55%; план: 2024 год - 5,6% 2025 год - 10%. Доля организаций частной формы собственности на рынках медицинских услуг: факт: 2020 год - 5% 2021 год - 5% 2022 год - 6% 2023 год - 7%; план: 2024 год - 8% 2025 год - 10%, в том числе: доля субъектов малого и среднего предпринимательства на рынках медицинских услуг Кузбасса: факт: 2020 год - 49% 2021 год - 50% 2022 год - 51% 2023 год - 55%; план: 2024 год - 60% 2025 год - 65% | 2018 - 2025 годы | Министерство здравоохранения Кузбасса |
7.1.2 | Мониторинг реестра медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования | Министерство здравоохранения Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
7.1.3 | В целях соблюдения принципов прозрачности (публичности) предоставления государственного (муниципального) имущества хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности предусмотреть размещение в средствах массовой информации порядка предоставления негосударственным организациям здравоохранения соответствующих преференций в целях охраны здоровья граждан, в том числе путем предоставления государственного (муниципального) имущества без проведения торгов, установления льготной ставки арендной платы | Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |||
7.2 | Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами | ||||
По состоянию на 01.01.2024, в соответствии с данными единого реестра лицензий, организации частной формы собственности и индивидуальные предприниматели имеют действующие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оказание услуг по розничной торговле лекарственными препаратами) в 1424 аптечных организациях, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса (72,1% от общего числа аптечных организаций). На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Министерства здравоохранения Кузбасса размещена и постоянно актуализируется информация о порядке получения и переоформления лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, включая услуги розничной торговли лекарственными препаратами, информация об этапах и ходе рассмотрения поступивших заявлений о предоставлении государственной услуги, реализована возможность получения государственной услуги в электронном виде. Проблемы: высокие первоначальные затраты на приобретение помещений в собственность или высокая арендная плата; необходимость соблюдения требований к помещениям аптечных организаций, установленных федеральным санитарно-эпидемиологическим законодательством; недостаточное количество квалифицированных специалистов-провизоров | |||||
7.2.1 | Обеспечение доступности получения государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности в электронном виде | Создание условий для развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами; увеличение количества организаций частной формы собственности. Соблюдение принципа открытости и доступности информации при получении государственных услуг по лицензированию видов деятельности в сфере охраны здоровья | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами: факт: 2018 год - 68,8% 2019 год - 69,2% 2020 год - 69,9% 2021 год - 71,3% 2022 год - 70,6% 2023 год - 72,1%; план: 2024 год - 69,9% 2025 год - 70,0% | 2018 - 2025 годы | Министерство здравоохранения Кузбасса |
7.2.2 | Обеспечение открытости и доступности информации о порядке получения государственных услуг по лицензированию | ||||
7.2.3 | Оказание информационно-консультативной поддержки хозяйствующим субъектам при получении государственных услуг по лицензированию | Создание равных условий получения лицензий для выхода на рынки медицинских и фармацевтических услуг хозяйствующим субъектам всех форм собственности | |||
7.3 | Рынок оказания услуг санаторно-курортного лечения | ||||
В 2023 году на рынке услуг санаторно-курортного лечения Кузбасса действовало 22 учреждения, в том числе 10 государственных и муниципальных, 12 частных. Коэффициент рыночной концентрации по данному рынку снизился с 66,2% в 2019 году до 62,9% в 2023 году. Доминирующее положение первых трех предприятий рынка (ООО "Санаторий Танай", ООО "Санаторий Шахтер" и ООО "Санаторий Кедровый бор") в рассматриваемом периоде оказывает определяющее влияние на функционирование отрасли, сформирован рынок умеренно-высокой концентрации. Предложение: на рынке услуг санаторно-курортного лечения с целью развития конкуренции целесообразно принять меры по увеличению числа участников рынка, так как барьеры для входа на данный рынок существенные (высокие вложения в здание, оборудование, получение лицензии на осуществление санаторно-курортной деятельности, набор квалифицированного персонала и т.д.) | |||||
Увеличение количества объектов размещения для получателей услуг | Развитие конкурентной среды на рынке санаторно-курортных, гостиничных и туристских услуг | Число санаторно-курортных организаций, единиц: факт: 2021 год - 40 2022 год - 49 2023 год - 46; план: 2024 год - 46 2025 год - 47. Число номеров в санаторно-курортных организациях, единиц: факт: 2021 год - 2362 2022 год - 2727 2023 год - 2536; план: 2024 год - 2536 2025 год - 2590. Численность размещенных лиц в санаторно-курортных организациях, тыс. единиц: факт: 2021 год - 87,8 2022 год - 116,3 2023 год - 132,4; план: 2024 год - 132,4 2025 год - 135,3 | 2021 - 2025 годы | Министерство туризма Кузбасса, Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса | |
8 | Ритуальные услуги | ||||
Рынок ритуальных услуг | |||||
В 2023 году в Кемеровской области - Кузбассе в сфере организации похорон и оказания связанных с этим услуг действовало 226 организаций. Доля частного бизнеса на рынке ритуальных услуг составляет свыше 90%. Проблемы: низкая конкуренция в ряде муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса; высокая стоимость ритуальных услуг | |||||
8.1 | Мониторинг и анализ ситуации в сфере оказания ритуальных услуг | Создание условий для развития конкуренции на рынке ритуальных услуг. Развитие сектора частных организаций | Доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг: факт: 2018 год - 54,0% 2019 год - 31,0% 2020 год - 12,0% 2021 год - 19,0% 2022 год - 17,5% 2023 год - 18,5%; план: 2024 год - 19,5% 2025 год - 20% | 2018 - 2025 годы | Министерство промышленности и торговли Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) |
8.2 | Осуществление сбора и обобщения информации об организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на рынке ритуальных услуг (за исключением деятельности по содержанию и благоустройству кладбищ) | Ежегодно | Министерство промышленности и торговли Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||
9 | Энергетика | ||||
9.1 | Рынок поставки сжиженного газа в баллонах | ||||
На 01.01.2024 в Кемеровской области - Кузбассе осуществляли деятельность 22 организации частной формы собственности, занимающиеся отпуском сжиженного газа в баллонах населению. Проблема: недостаточное количество организаций на данном рынке, неразвитая сеть выдачи баллонов, пунктов обмена | |||||
Размещение информации о розничных ценах на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд | Создание условий для развития конкуренции на рынке поставки сжиженного газа в баллонах | Доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | Постоянно | Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию) | |
9.2 | Рынок нефтепродуктов | ||||
Флагманом нефтепереработки в Кузбассе является Яйский нефтеперерабатывающий завод - филиал АО "НефтеХимСервис". За 2023 год объем переработки нефти составил 3,08 млн тонн (97,2% к уровню 2022 года). В отрасли занято порядка 1,6 тыс. человек. Основная продукция нефтеперерабатывающих заводов - бензины автомобильные, дизельное топливо, топочный мазут. Нефтеперерабатывающая продукция экспортируется в Китай, Монголию, Казахстан, Киргизию и в другие страны. Проблемы отрасли: слабо выраженная конкуренция на рынке поставок нефтепродуктов | |||||
9.2.1 | Содействие реализации инвестиционных проектов предприятий нефтепереработки | Демонополизация розничной торговли нефтепродуктами; снижение зависимости экономики региона от поставок нефтепродуктов из других регионов; развитие собственной производственной базы; удовлетворение спроса населения Кузбасса | Доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов: факт: 2018 год - 100% 2019 год - 100% 2020 год - 100% 2021 год - 100% 2022 год - 100% 2023 год - 100%; план: 2024 год - 100% 2025 год - 100% | 2018 - 2025 годы | Министерство промышленности и торговли Кузбасса |
9.2.2 | Проведение совещаний и консультаций с собственниками АЗС (при необходимости) | Министерство промышленности и торговли Кузбасса |