ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 марта 2021 года N 556-р
[Об утверждении прилагаемой программы социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года]
(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2021 года N 3375-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 года N 2663-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 4244-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую программу социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года (далее - программа).
2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий, предусмотренных программой (далее - мероприятия):
при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий при условии своевременного представления Правительством Кемеровской области - Кузбасса необходимой документации и обосновывающих материалов;
предусматривать в рамках федеральных проектов, а также при разработке актов Правительства Российской Федерации, в том числе об утверждении государственных программ Российской Федерации, и внесении в них изменений, затрагивающих вопросы реализации мероприятий, финансирование мероприятий в 2021-2024 годах;
обеспечить взаимодействие с Правительством Кемеровской области - Кузбасса по вопросам реализации мероприятий;
ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
3. Минэкономразвития России:
ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Кемеровской области - Кузбасса по итогам реализации в 2024 году мероприятий рассмотреть возможность продления срока реализации программы до полного завершения мероприятий.
4. Рекомендовать Правительству Кемеровской области - Кузбасса:
предусмотреть в бюджете Кемеровской области - Кузбасса бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;
ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
5. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Программа социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2024 года
(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
Кемеровская область, расположенная на юго-востоке Западной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа. Площадь области составляет 95,7 тыс.кв. километров, или 4 процента территории Западной Сибири и 0,6 процента территории России.
Кузбасс является одним из крупнейших индустриальных центров России и самым урбанизированным регионом Сибирского федерального округа.
В Кемеровской области - Кузбассе проживает 2636,8 тыс. человек (15,5 процента населения Сибирского федерального округа, или 1,8 процента населения России), из которых 86,1 процента - городское население.
Ведущее место в экономике Кузбасса занимает промышленность. Промышленный комплекс является многоотраслевым и представлен как тяжелыми отраслями (добыча угля, производство продукции металлургии и химии), так и отраслями, специализирующимися на производстве конечной продукции (производство машин и оборудования, пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и др.).
Доля промышленности в валовом региональном продукте Кемеровской области - Кузбасса составляет около 60 процентов, из них 36 процентов - добыча угля, 17 процентов - обрабатывающие отрасли.
В Кузбассе ежегодно добывается около 220-250 млн. тонн угля.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, Кузбасс занимает 2 место по объему отгруженной продукции собственного производства на душу населения и превышает по данному показателю среднероссийский уровень в 1,5 раза.
В 2020 году индекс промышленного производства составил 96 процентов к уровню 2019 года, в том числе индекс обрабатывающих производств - 96,3 процента.
Кузбасс является экспортно ориентированным регионом, на долю которого приходится около 40 процентов экспорта Сибирского федерального округа. В 2020 году предприятиями региона экспортировано более 80 видов продукции в 107 стран мира, что составило 56 процентов общего объема промышленного производства.
Внешнеторговый оборот за 9 месяцев 2020 г. составил 9,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 8,8 млрд. долларов США, импорт - 0,6 млрд. долларов США.
Основная доля (97,5 процента) экспортных операций приходится на предприятия угольной, нефтеперерабатывающей, металлургической и химической промышленности.
В Кузбассе созданы 4 территории опережающего развития (далее - территории) - "Юрга", "Анжеро-Судженск", "Новокузнецк" и "Прокопьевск".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
Территории созданы на 10 лет. В настоящее время в реестр территорий включены 53 резидента: "Юрга" - 6 резидентов, "Анжеро-Судженск" - 4 резидента, "Новокузнецк" - 32 резидента, "Прокопьевск" - 11 резидентов.
Всего на начало 2021 года резидентами территорий инвестировано около 3,4 млрд. рублей и создано 2480 новых рабочих мест.
Наиболее привлекательной льготой для инвесторов является возможность применения пониженных тарифов страховых взносов. Вместе с тем согласно законодательству Российской Федерации такую льготу могут получить лишь компании, получившие статус резидента в первые 3 года с момента создания территории. Таким образом, по истечении 3 лет резко снижается инвестиционная привлекательность таких территорий.
Для потенциальных резидентов территории "Юрга" инвестиционно привлекательные площадки располагаются в северной части города в связи с тем, что там соблюдены охранные зоны, расположение площадок отобрано согласно генеральному плану города с учетом максимального приближения к объектам инфраструктуры. В то же время данные площадки не обеспечены необходимым количеством ресурсов, в особенности в части водоснабжения. В целях повышения привлекательности данных площадок для потенциальных инвесторов необходимо провести мероприятия по реализации инфраструктурных проектов, касающихся водоснабжения.
Создание инфраструктуры и функционирование территории "Юрга" с сохранением пониженных тарифов страховых взносов позволит реализовать новые инвестиционные проекты и создать к концу 2024 года более 7249 новых рабочих мест, привлечь не менее 8,9 млрд. рублей внебюджетных инвестиций.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
Кроме того, функционирование льготных налоговых режимов с сохранением пониженных тарифов страховых взносов позволит:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
на территории "Новокузнецк" создать более 2725 новых рабочих мест к концу 2024 года, привлечь не менее 4,6 млрд. рублей внебюджетных инвестиций;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
на территории "Анжеро-Судженск" создать более 1927 новых рабочих мест к концу 2024 года, привлечь не менее 10,7 млрд. рублей инвестиций;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
на территории "Прокопьевск" создать более 2116 новых рабочих мест к концу 2024 года, привлечь не менее 9,5 млрд. рублей внебюджетных инвестиций.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
Некоммерческая организация "Фонд развития промышленности Кемеровской области" (далее - Фонд) предоставляет займы на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Льготное заемное софинансирование предоставляется на проекты, направленные на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Докапитализация Фонда позволит создать новые производства, увеличить инвестиции в основной капитал и создать новые рабочие места. Данная мера поддержки для промышленных предприятий повышает инвестиционный климат и привлекательность Кузбасса для новых инвесторов. Каждый вложенный миллион рублей инвестиций при предоставлении займа Фонда позволит создать одно рабочее место.
Туризм для Кузбасса является приоритетной отраслью экономики. Богатый туристско-рекреационный потенциал позволяет развивать различные виды туризма - от горнолыжного до экологического. Для многих россиян, в том числе и для сибиряков, в первую очередь Кузбасс - это горнолыжный отдых. В настоящее время главным местом отдыха является спортивно-туристский комплекс "Шерегеш", который по праву называют курортом мирового уровня. Ежегодно отмечается увеличение количества туристов, посещающих этот курорт.
Рост потока туристов приведет к увеличению численности лиц, размещенных в гостиницах (с 586 тыс. человек в 2019 году до 1069 тыс. человек в 2024 году), к увеличению мест в гостиничных комплексах (с 21,5 тыс. мест в 2019 году до 25,7 тыс. мест в 2024 году).
Инвестиционную привлекательность территории "Шерегеш" сдерживает отсутствие необходимой инфраструктуры - устаревшая система водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, транспортные заторы в пиковый сезон. Строительство инфраструктуры позволит снять существующие ограничения и реализовать ряд инвестиционных проектов, в результате которых общее количество новых рабочих мест до 2024 года составит 2189.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 3984-р. - См. предыдущую редакцию)
Крайне важный вопрос - водоснабжение. Существующая система водоснабжения не позволяет осуществлять дальнейшее развитие комплекса (недостаточная производительность, устаревшие технологии подготовки питьевой воды, высокая себестоимость).
Строительство необходимой инфраструктуры позволит обеспечить курорт качественной водой, отвечающей современным требованиям. А это, в свою очередь, повлияет на инвестиционную привлекательность и, соответственно, на возможности его дальнейшего развития.
В настоящее время в туристской индустрии возросла доля активного туризма, в туристский оборот включаются ранее не используемые природные ресурсы, повысилась потребность в таком новом туристском продукте, как снегоходный туризм. Кузбасс обладает уникальными природными и климатическими условиями для развития такой отрасли, как снегоходный туризм.
Новое туристское направление обладает высоким экономическим потенциалом и должно содействовать развитию экологического и этнографического туризма, охране окружающей среды, стимулировать новые виды предпринимательской деятельности, создавать благоприятные условия для размещения потенциальными инвесторами финансовых ресурсов в туристской индустрии.
Создание такой сильной и конкурентоспособной туристской отрасли в стране способствует созданию новых рабочих мест, увеличению государственных доходов за счет значительных налоговых поступлений от предприятий, связанных со снегоходным туризмом.
Для дальнейшего развития этой отрасли необходимы разработка законодательного регулирования снегоходного туризма в Российской Федерации и запуск пилотного проекта по развитию снегоходного туризма в Кузбассе.
Кемеровская область - Кузбасс располагает развитой транспортной сетью, которая включает в себя все виды транспорта (кроме морского) и обеспечивает потребность области как в обслуживании пассажиров, так и в грузовых перевозках.
Исторически сложилось, что федеральная автомобильная дорога Р-255 "Сибирь", являющаяся основным транспортным коридором Западной Сибири и обеспечивающая транспортную связь восточных и западных регионов России, проходит практически по центральным улицам г.Кемерово. В настоящее время интенсивность движения в отдельные периоды достигает 12500 автомобилей в сутки, а с учетом того, что в составе транспортного потока 46 процентов - это большегрузный транспорт, наносится огромный вред экологии города, возникают очень серьезные проблемы в организации дорожного движения, повышается уровень аварийности, снижается до минимума скорость движения транспорта на дорогах областного центра.
В Кузбассе два международных аэропорта в гг.Кемерово и Новокузнецке. Неудовлетворительное техническое состояние аэродромной инфраструктуры аэропорта Кемерово (объекты федеральной собственности) создает угрозу безопасности для граждан. Важность и необходимость реконструкции этого объекта обусловлена очень высокой степенью дефектности, что подтверждено соответствующей документацией.
В настоящее время собственником аэропорта Кемерово ведется строительство нового современного здания аэровокзального комплекса. Общий объем внебюджетных инвестиций составляет 3,7 млрд. рублей. Завершение строительства ожидается в мае 2021 г. Одновременно собственник ведет разработку проектно-сметной документации на реконструкцию аэродромной инфраструктуры аэропорта.
Еще одной проблемой, требующей неотложного решения, является обеспечение безопасности жизни и здоровья почти 2 тыс. человек, проживающих в районе левобережной дамбы на р.Томи в районе Чебал-Су г.Междуреченска. В настоящее время дамба находится в аварийном состоянии, необходима ее реконструкция.
В периоды весеннего половодья район Чебал-Су подвергается частичному или полному затоплению. В зону затопления попадают все жилые дома (844 дома), в которых проживают около 2 тыс. человек, образовательная организация, дошкольная образовательная организация и социально-бытовые объекты. Общая площадь жилых домов и объектов инфраструктуры - 1,47 кв.км. Автомобильная дорога (7,23 км) в период большого половодья полностью подтапливается, и жители остаются отрезанными от мира. Согласно оценочным расчетам размер возможного ущерба в случае разрушения дамбы в районе Чебал-Су составляет 2 млрд. рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 4244-р. - См. предыдущую редакцию)
В приоритетном порядке Кузбасс нуждается в замене существующих магистральных водопроводов в муниципальных образованиях области. Наиболее остро стоит вопрос о необходимости строительства магистральных водоводов в пгт Крапивинский, г.Ленинске-Кузнецком и Промышленновском районе.
Реализация мероприятия позволит обеспечить граждан указанных населенных пунктов (300 тыс. человек) качественной питьевой водой.
В число самых загрязненных городов России входит г.Новокузнецк, в первую очередь это связано с уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая г.Новокузнецк.