ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2019 года N 375-ПП


Об утверждении государственных программ Свердловской области в сфере природопользования и лесного хозяйства

(с изменениями на 14 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 29.01.2020 N 43-ПП, от 12.03.2020 N 136-ПП, от 03.09.2020 N 613-ПП, от 30.12.2020 N 1000-ПП, от 20.05.2021 N 293-ПП, от 21.10.2021 N 696-ПП, от 16.12.2021 N 916-ПП, от 19.05.2022 N 335-ПП, от 06.10.2022 N 669-ПП, от 27.12.2022 N 948-ПП, от 24.08.2023 N 611-ПП, от 26.10.2023 N 783-ПП, от 25.12.2023 N 1022-ПП, от 14.03.2024 N 178-ПП)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 783-ПП)


1. Утвердить:


1) государственную программу Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области" (прилагается);


2) государственную программу Свердловской области "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области" (прилагается).


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 783-ПП)


2. Признать утратившими силу:


1) Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1269-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2024 года" ("Областная газета", 2013, 12 ноября, N 535-539) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 13.05.2014 N 407-ПП, от 06.08.2014 N 682-ПП, от 25.12.2014 N 1213-ПП, от 29.04.2015 N 323-ПП, от 29.07.2015 N 682-ПП, от 24.12.2015 N 1174-ПП, от 19.07.2016 N 510-ПП, от 25.11.2016 N 838-ПП, от 24.08.2017 N 614-ПП, от 21.12.2017 N 972-ПП, от 03.05.2018 N 259-ПП, от 04.07.2018 N 440-ПП, от 04.10.2018 N 661-ПП и от 20.12.2018 N 891-ПП;


2) Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1298-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года" ("Областная газета", 2013, 7 ноября, N 521-524) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 26.03.2014 N 214-ПП, от 07.05.2014 N 380-ПП, от 30.12.2014 N 1252-ПП, от 22.07.2015 N 662-ПП, от 24.12.2015 N 1186-ПП, от 09.08.2016 N 557-ПП, от 29.12.2016 N 989-ПП, от 31.05.2017 N 400-ПП, от 25.01.2018 N 37-ПП, от 03.05.2018 N 268-ПП, от 27.09.2018 N 642-ПП и от 15.11.2018 N 814-ПП.


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 19.05.2022 N 335-ПП)


4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 года.


5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".



Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 20 июня 2019 г. N 375-ПП
"Об утверждении государственной
программы Свердловской области
"Обеспечение рационального,
безопасного природопользования и
развития лесного хозяйства
на территории Свердловской области
до 2027 года"



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО, БЕЗОПАСНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2027 ГОДА"


Утратила силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 783-ПП.



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 20 июня 2019 г. N 375-ПП
"Об утверждении государственных программ
Свердловской области в сфере
природопользования и лесного хозяйства"



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И БЕЗОПАСНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(введена Постановлением Правительства Свердловской области от 26.10.2023 N 783-ПП; в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2024 N 178-ПП)




Раздел 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


1. Экологическая обстановка в Свердловской области характеризуется как стабильная. Однако следует учитывать, что сложившееся стабильное состояние окружающей среды может быть нарушено в результате изменения структуры промышленного производства, структуры топлива, используемого на предприятиях топливно-энергетического комплекса, увеличения количества автомобильного транспорта. Принимая во внимание основные параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития Свердловской области, необходимо объективно оценивать опасность ухудшения показателей качества окружающей среды в среднесрочной и долгосрочной перспективе и принять меры, обеспечивающие экологически ориентированный рост экономики и позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду с целью сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для обеспечения условий повышения качества жизни граждан.


2. Отношения в сфере охраны окружающей среды на территории Свердловской области, в том числе связанные с формированием и реализацией государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области" (далее - государственная программа), осуществлением государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), отнесением отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), к числу муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой и исключением муниципальных образований из числа муниципальных образований с неблагополучной экологической обстановкой, охраной редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Свердловской области, экологическим просвещением, а также государственной поддержкой органами государственной власти Свердловской области хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой на территории Свердловской области юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды, регулируются Законом Свердловской области от 20 марта 2006 года N 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области".


Состояние окружающей среды Свердловской области определяется спецификой ее развития, характерной для старопромышленных регионов Российской Федерации:


1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;


2) долговременным и непрерывным негативным воздействием на природные комплексы, вызвавшим резкое сокращение природно-ресурсного потенциала, а в некоторых случаях их деградацию;


3) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды;


4) сохранением угрозы экологической безопасности несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах.


Указанные выше факторы обусловливают неблагоприятное качество окружающей среды, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, деградацию природных комплексов, создают угрозу экологической безопасности Свердловской области.


Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно проживающего в промышленных центрах и вблизи производственных объектов.


Более 60% населения Свердловской области проживает в муниципальных образованиях, на территориях которых расположены предприятия - крупные источники загрязнения окружающей среды (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, Каменск-Уральский городской округ Свердловской области, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, Кировградский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, Полевской городской округ, Режевской городской округ, городской округ Рефтинский).


В условиях комплексной химической нагрузки проживает 76% населения Свердловской области, или более 3227,8 тыс. человек. При ранжировании факторов риска комплексной химической нагрузки лидирует (первое и второе место соответственно) химическая нагрузка на население, связанная с загрязнением атмосферного воздуха и почвы, третье место занимает нагрузка, связанная с загрязнением питьевой воды, четвертое место по итогам 2022 года - химическая нагрузка, связанная с загрязнением продуктов питания.


3. Наиболее неблагополучными по состоянию атмосферного воздуха являются территории городского округа Верхняя Пышма, муниципального образования "город Екатеринбург", Каменск-Уральского городского округа Свердловской области, Кировградского городского округа, городского округа Краснотурьинск, городского округа Красноуральск, города Нижний Тагил, Первоуральского городского округа, Полевского городского округа, городского округа Ревда, Режевского городского округа, Серовского городского округа, в которых в соответствии с полномочиями Свердловской области создается система мониторинга состояния атмосферного воздуха.


Качество атмосферного воздуха на территории Свердловской области определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (автомобильного транспорта).


С 2017 года в Свердловской области отмечается тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. По сравнению с 2017 годом объем выбросов загрязняющих веществ в 2022 году сократился на 131,8 тыс. тонн (на 14,2%) и составил 796 тыс. тонн. Такие показатели достигнуты благодаря проведению предприятиями природоохранных мероприятий, а также уменьшению объемов производства на ряде предприятий.


Основной вклад в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников внесли предприятия по обеспечению электрической энергией, газом, паром и кондиционированием воздуха (32,8%), предприятия металлургического производства (23,4%), добычи металлических руд (15,5%). На долю остальных видов экономической деятельности приходится 28,3% от суммарного выброса загрязняющих веществ от стационарных источников.


По данным многолетних наблюдений федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", радиационная обстановка на территории Свердловской области в целом удовлетворительная. Прямых эффектов от воздействия радиационного фактора на население Свердловской области не отмечалось.


4. Отходы производства и потребления являются одной из наиболее серьезных проблем в обеспечении экологической безопасности Свердловской области.


Загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами наиболее характерны для урбанизированных территорий Свердловской области. Значительные площади земель нарушены при добыче полезных ископаемых открытым способом, в процессе производства геологоразведочных, строительных и других работ.


В Свердловской области существуют объекты накопленного вреда окружающей среде, образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности (в основном от горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности). Такие объекты характеризуются высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения. Наиболее крупные из них - кислые шахтные воды и шламы их нейтрализации остановленного Левихинского месторождения медных и цинковых колчеданных руд, кислые шахтные воды и шламы их нейтрализации остановленного Дегтярского медноколчеданного месторождения, подземные воды Крылатовско-Чесноковского месторождения золото-кварцевых руд, подземные воды Буланашского угольного месторождения, шламы монохроматного производства производственного объединения "Хромпик".


Основное количество образованных, утилизированных и накопленных отходов сосредоточено у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образовано отходов от общего количества образованных отходов на территории Свердловской области - 88,58%, утилизировано отходов - 86,9%, наличие отходов на конец 2022 года - 91%). Значительное количество образованных отходов отмечается у хозяйствующих субъектов, занимающихся обрабатывающими производствами (7,04%), а также обеспечением электрической энергией, газом и паром (2,31%).


Основной объем отходов, образованных, утилизированных и накопленных на территории Свердловской области, приходится на отходы добычи полезных ископаемых (вскрышные и вмещающие породы и отходы обогащения).


На территории Свердловской области наблюдается тенденция по увеличению количества временно складированных твердых коммунальных отходов на площадках накопления: за период 2019 - 2022 годов количество накопленных отходов данной группы увеличено на 241, тыс. тонн (246,3%) и составило 340,1 тыс. тонн (по состоянию на 31 декабря 2022 года), из них 157,4 тыс. тонн временно складировано обществом с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" на территориях муниципальных образований Западного управленческого округа Свердловской области, 144,4 тыс. тонн - Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием "Специализированная автобаза" на территории городского округа Верхняя Пышма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»