ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2018 года N 236-ПП

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП

В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" в соответствие с Законом города Москвы от 29 ноября 2017 г. N 47 "О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" по состоянию на 1 января 2018 г., а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 4 июля 2013 г. N 434-ПП, от 10 апреля 2014 г. N 168-ПП, от 8 апреля 2015 г. N 169-ПП, от 10 октября 2016 г. N 661-ПП, от 28 марта 2017 г. N 135-ПП, от 4 октября 2017 г. N 742-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

Мэр Москвы

С.С.Собянин

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 марта 2018 года N 236-ПП

     

по состоянию на 1 января 2018 г.

     

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика"

     

     

Паспорт Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика"

Наименование Государственной программы города Москвы

Градостроительная политика

Цели Государственной программы города Москвы

Формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности

Конечные результаты

N
п/п

Наименование конечного

Единицы измерения

Значения

Государственной программы города Москвы с

результата

2010 год
Факт

2011 год
Факт

2012 год
Факт

2013 год
Факт

2014 год
Факт

2015 год
Факт

2016 год
Факт

2017 год
Факт

2018 год
Прогноз

2019 год
Прогноз

2020 год
Прогноз

разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

1

Доля территории города, на которую имеются утвержденные документы территориального планирования с учетом присоединенных территорий (Генеральный план города Москвы)

процентов от территории города

X

X

42

42

42

42

42

100

100

100

100

2

Обеспеченность правилами землепользования и застройки в городе Москве

процентов от территории города

X

X

X

X

0

0

100

100

100

100

100

3

Объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования (нарастающим итогом)

млн.кв.м

5,96

12,92

20,92

29,42

38,22

47,35

55,46

63,96

72,46

80,96

89,46

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного, финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра.

2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и развитие территории города Москвы.

3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Москве.

4. Совершенствование системы градостроительной деятельности в городе Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства)

Координатор Государственной программы города Москвы

Департамент градостроительной политики города Москвы

Ответственные исполнители подпрограмм

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Департамент экономической политики и развития города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,

Департамент развития новых территорий города Москвы,

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Департамент строительства города Москвы,

Департамент торговли и услуг города Москвы,

Департамент капитального ремонта города Москвы,

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов,

Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,

Департамент культурного наследия города Москвы,

Комитет государственного строительного надзора города Москвы,

Департамент экономической политики и развития города Москвы,

префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

Объем финансовых ресурсов по всем

Наименование Государственной программы

Источники финансирова-
ния

Расходы (тыс. рублей)

источникам с разбивкой по годам реализации Государственной

города Москвы

2010 год

2011 год

2012 год
Факт

2013 год
Факт

2014 год
Факт

2015 год
Факт

2016 год
Факт

2017 год
Факт

2018 год
Про-
гноз

2019 год
Про-
гноз

2020 год
Про-
гноз

Итого

программы города Москвы

Градострои-
тельная политика

Всего

X

X

38324862,6

42795560,1

109744676,3

57405465,2

51735971,6

56218878,1

59241123,6

57137382,7

56632928,4

529236848,6

бюджет города Москвы

6478895,9

6938897,5

9600166,4

10446702,4

19931367,8

11265176,2

13672424,8

18262519,4

21612134,9

17259787,1

17843925,2

139894204,2

средства федерального бюджета

X

X

8279029,6

10615331,0

9633107,5

13519801,4

5085579,4

2039531,4

4321487,1

5239483,6

2765366,7

61498717,7

средства юридических и физических лиц

X

X

20445666,6

21733526,7

80180201,0

32620487,6

32977967,4

35916827,3

33307501,6

34638112,0

36023636,5

327843926,7

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012.

Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013.

Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014.

Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015.

Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016.

Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017.

Этап 7: 01.01.2018-31.12.2020

     

     

     

1. Характеристика текущего состояния градостроительной сферы и ее основные проблемы


Градостроительная политика города Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:

- Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;

- Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;

- Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.

В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" (далее - Государственная программа) координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.

Сферой реализации Государственной программы является градостроительное развитие города Москвы. За 20-25 лет произошли кардинальные структурные изменения, накопились проблемные вопросы:

- сохраняется относительно низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;

- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

- сохраняются межотраслевые диспропорции, обусловленные плотным строительством многоэтажного жилья на периферии, отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта, чрезмерной транспортной нагрузкой.

Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города Москвы усугубилась неравномерным размещением мест приложения труда на периферии города, в Московской области и Центральном федеральном округе в целом. В результате сохраняется высокая концентрация рабочих мест в Центральном административном округе города Москвы.

В московской агломерации сложился дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри города Москвы.

Предметом градостроительной политики является переход города Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста на территории Троицкого и Новомосковского административных округов с учетом динамики развития московской агломерации. В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требует выработки своей стратегии градостроительного развития.

Историческое ядро города Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной административно-деловой и общественной застройки с относительно небольшим числом постоянных жителей. Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающего Сити, Вестминстер и Вест-Энд, аналогична центральному району Митте в Берлине, коррелируется с центром Парижа - оба берега Сены: от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса. Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.

Центральная историческая часть города Москвы, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры. Реализация Государственной программы в части сохранения объектов культурного наследия скоординирована с Государственной программой города Москвы "Культура Москвы".

Срединная часть города Москвы включает территорию вдоль Малого кольца Московской железной дороги (в настоящее время Московское центральное кольцо (МЦК) и зоны трансформации производственных функций. Возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий сдерживают развитие срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест. В ходе реорганизации производственных территорий осуществляется внедрение инновационных технологий и высвобождение части территорий под объекты жилищного, общественно-делового, спортивного, дорожно-мостового и рекреационного назначения.

В периферийных районах особенно актуальна многофункциональная интеграция с пригородным поясом, развитие публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, формирование крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения с набором объектов и услуг городского значения.

В целом в ряде районов города Москвы сохраняются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы, высокая потребность в парковочных местах и местах для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. К этой проблематике также относятся общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации производственных территорий и территорий промышленных зон.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) в городе Москве активно разрабатываются территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, в том числе на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Законом города Москвы от 15 марта 2017 г. N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" внесены изменения в Генеральный план города Москвы с учетом присоединенных территорий. Также постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" утверждены правила землепользования и застройки города Москвы.

Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработку и мониторинг территориальных схем, отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов, документации по планировке территории.

Действующая нормативно-правовая база градостроительной деятельности основывается на Градостроительном кодексе Российской Федерации и Градостроительном кодексе города Москвы. Правоприменительная практика последних лет свидетельствует о необходимости существенного развития нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения градостроительной деятельности (включая снижение административных барьеров). Правовые акты города Москвы в области регулирования градостроительной деятельности должны быть актуализированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Улучшению инвестиционного климата способствует проводимая в городе Москве работа по снижению административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в результате чего происходит сокращение общего количества согласований, повышается прозрачность и информационная доступность процесса согласований, оптимизируется процедура получения разрешений на строительство и получения технических условий на строительство.

Действующая в городе Москве сметно-нормативная база ценообразования в строительстве приведена в соответствие с аналогичной федеральной сметно-нормативной базой, но требует значительных затрат на актуализацию, не структурирована по уровням определения стоимости строительства объектов (для бюджетного планирования, для определения стоимости на стадии проектирования, для обоснования цены контракта и расчетов за выполненные работы). Сложившаяся ситуация требует перехода строительного комплекса Москвы на новую сметно-нормативную базу.

Одной из наиболее важных задач градостроительной политики является анализ действующих инвестиционных контрактов и подготовка предложений о целесообразности их дальнейшей реализации. Реализация части этих контрактов не соответствует реальным потребностям городского развития, не подкрепляется возможностями транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В целях завершения реализации инвестиционных контрактов, расторжения части из них, высвобождения городских земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительством Москвы поставлена задача полномасштабного анализа инвестиционных контрактов с рассмотрением на Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

Сфера реализации Государственной программы включает развитие строительной отрасли города Москвы. В строительном комплексе города Москвы действует Объединенный научно-технический совет по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы (далее - Совет). На регулярных заседаниях Совета рассматриваются вопросы инновационного развития в строительстве, градостроительной политики, основные направления и результаты научных исследований, новые технологии и материалы, проблемы энергосбережения и безопасности в строительстве.

Модернизация производственной базы индустриального домостроения, обеспечивающая за счет гибких технологий оперативный выпуск изделий, позволяющая размещать объекты на участках различной площади, конфигурации и архитектурной выразительности, создавать адресную индивидуализацию застройки и фасадных решений, существенно повысить энергетическую эффективность зданий, осуществлять выбор для жилых домов необходимого квартирного состава по условиям городских программ предоставления и продажи жилья, определена одной из приоритетных задач для реализации Генерального плана города Москвы до 2025 года.

Должна быть модернизирована система сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.

Приоритетным направлением реализации Государственной программы является разработка системы безопасной эксплуатации уникальных и технически сложных зданий и сооружений, в том числе большепролетных.

Целям инновационного развития строительного комплекса служит Московский территориальный строительный каталог (МТСК), созданный как система информационного обеспечения организаций и специалистов, занятых в капитальном строительстве, который представляет собой фрагмент единой информационно-справочной системы города Москвы, охватывающей деятельность строительного комплекса города Москвы, и предназначен для проектных, строительных, подрядных и других организаций, осуществляющих проектно-строительную деятельность в городе Москве, а также для департаментов и комитетов города Москвы, организаций, осуществляющих риелторскую деятельность, а также как справочный материал для проектно-строительных организаций других городов Российской Федерации. МТСК состоит из 12 томов, включающих разделы, объединяющие однотипные здания, конструкции, материалы, изделия, оборудование, технические решения. МТСК подлежит расширению за счет включения в него стоимостных показателей, переводу в электронный вид на базе современных интернет-технологий.

Одним из приоритетных направлений в градостроительной сфере является совершенствование системы комплексного информационно-аналитического обеспечения строительной отрасли.

Важной составной частью градостроительной деятельности, а также деятельности в других секторах городского хозяйства и управления является инженерно-геологическое, геодезическое и картографическое обеспечение строительства и эксплуатации объектов недвижимости, обеспечение деятельности органов исполнительной власти города Москвы геоинформационными ресурсами и пространственными данными, развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.

Проблемы в сфере реализации Государственной программы обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся возрастающая мобильность населения, дисбаланс в размещении мест приложения труда и проживания населения, инерционность моноцентрической радиально-кольцевой структуры города, резкий, сопровождающийся кризисами переход к рыночным отношениям, лавинообразная автомобилизация. К субъективным факторам относятся непоследовательность принятых ранее градостроительных решений, недостаточная динамичность строительного комплекса, неэффективность существующих и задержка с формированием новых, адекватных современным социально-экономическим условиям механизмов градостроительной политики.

Для решения этих проблем разработана Государственная программа, определяющая стратегические приоритеты градостроительного развития и инструменты их реализации на среднесрочный период. Она должна обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области градостроительной политики.

Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач:

- объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»