ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2018 года N 236-ПП
О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП
В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" в соответствие с Законом города Москвы от 29 ноября 2017 г. N 47 "О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" по состоянию на 1 января 2018 г., а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 г. N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 4 июля 2013 г. N 434-ПП, от 10 апреля 2014 г. N 168-ПП, от 8 апреля 2015 г. N 169-ПП, от 10 октября 2016 г. N 661-ПП, от 28 марта 2017 г. N 135-ПП, от 4 октября 2017 г. N 742-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
по состоянию на 1 января 2018 г.
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика"
Наименование Государственной программы города Москвы | Градостроительная политика | |||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | Формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности | |||||||||||||
Конечные результаты | N | Наименование конечного | Единицы измерения | Значения | ||||||||||
Государственной программы города Москвы с | результата | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||
разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | 1 | Доля территории города, на которую имеются утвержденные документы территориального планирования с учетом присоединенных территорий (Генеральный план города Москвы) | процентов от территории города | X | X | 42 | 42 | 42 | 42 | 42 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 | Обеспеченность правилами землепользования и застройки в городе Москве | процентов от территории города | X | X | X | X | 0 | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3 | Объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования (нарастающим итогом) | млн.кв.м | 5,96 | 12,92 | 20,92 | 29,42 | 38,22 | 47,35 | 55,46 | 63,96 | 72,46 | 80,96 | 89,46 | |
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного, финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра. | |||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент градостроительной политики города Москвы | |||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, | |||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, |
Объем финансовых ресурсов по всем | Наименование Государственной программы | Источники финансирова- | Расходы (тыс. рублей) | |||||||||||
источникам с разбивкой по годам реализации Государственной | города Москвы | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Итого | |
программы города Москвы | Градострои- | Всего | X | X | 38324862,6 | 42795560,1 | 109744676,3 | 57405465,2 | 51735971,6 | 56218878,1 | 59241123,6 | 57137382,7 | 56632928,4 | 529236848,6 |
бюджет города Москвы | 6478895,9 | 6938897,5 | 9600166,4 | 10446702,4 | 19931367,8 | 11265176,2 | 13672424,8 | 18262519,4 | 21612134,9 | 17259787,1 | 17843925,2 | 139894204,2 | ||
средства федерального бюджета | X | X | 8279029,6 | 10615331,0 | 9633107,5 | 13519801,4 | 5085579,4 | 2039531,4 | 4321487,1 | 5239483,6 | 2765366,7 | 61498717,7 | ||
средства юридических и физических лиц | X | X | 20445666,6 | 21733526,7 | 80180201,0 | 32620487,6 | 32977967,4 | 35916827,3 | 33307501,6 | 34638112,0 | 36023636,5 | 327843926,7 | ||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012. |
Градостроительная политика города Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:
- Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;
- Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;
- Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.
В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" (далее - Государственная программа) координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.
Сферой реализации Государственной программы является градостроительное развитие города Москвы. За 20-25 лет произошли кардинальные структурные изменения, накопились проблемные вопросы:
- сохраняется относительно низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;
- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
- сохраняются межотраслевые диспропорции, обусловленные плотным строительством многоэтажного жилья на периферии, отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта, чрезмерной транспортной нагрузкой.
Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города Москвы усугубилась неравномерным размещением мест приложения труда на периферии города, в Московской области и Центральном федеральном округе в целом. В результате сохраняется высокая концентрация рабочих мест в Центральном административном округе города Москвы.
В московской агломерации сложился дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри города Москвы.
Предметом градостроительной политики является переход города Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста на территории Троицкого и Новомосковского административных округов с учетом динамики развития московской агломерации. В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требует выработки своей стратегии градостроительного развития.
Историческое ядро города Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной административно-деловой и общественной застройки с относительно небольшим числом постоянных жителей. Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающего Сити, Вестминстер и Вест-Энд, аналогична центральному району Митте в Берлине, коррелируется с центром Парижа - оба берега Сены: от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса. Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.
Центральная историческая часть города Москвы, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры. Реализация Государственной программы в части сохранения объектов культурного наследия скоординирована с Государственной программой города Москвы "Культура Москвы".
Срединная часть города Москвы включает территорию вдоль Малого кольца Московской железной дороги (в настоящее время Московское центральное кольцо (МЦК) и зоны трансформации производственных функций. Возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий сдерживают развитие срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест. В ходе реорганизации производственных территорий осуществляется внедрение инновационных технологий и высвобождение части территорий под объекты жилищного, общественно-делового, спортивного, дорожно-мостового и рекреационного назначения.
В периферийных районах особенно актуальна многофункциональная интеграция с пригородным поясом, развитие публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, формирование крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения с набором объектов и услуг городского значения.
В целом в ряде районов города Москвы сохраняются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы, высокая потребность в парковочных местах и местах для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. К этой проблематике также относятся общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации производственных территорий и территорий промышленных зон.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) в городе Москве активно разрабатываются территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, в том числе на территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Законом города Москвы от 15 марта 2017 г. N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" внесены изменения в Генеральный план города Москвы с учетом присоединенных территорий. Также постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" утверждены правила землепользования и застройки города Москвы.
Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработку и мониторинг территориальных схем, отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов, документации по планировке территории.
Действующая нормативно-правовая база градостроительной деятельности основывается на Градостроительном кодексе Российской Федерации и Градостроительном кодексе города Москвы. Правоприменительная практика последних лет свидетельствует о необходимости существенного развития нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения градостроительной деятельности (включая снижение административных барьеров). Правовые акты города Москвы в области регулирования градостроительной деятельности должны быть актуализированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Улучшению инвестиционного климата способствует проводимая в городе Москве работа по снижению административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, в результате чего происходит сокращение общего количества согласований, повышается прозрачность и информационная доступность процесса согласований, оптимизируется процедура получения разрешений на строительство и получения технических условий на строительство.
Действующая в городе Москве сметно-нормативная база ценообразования в строительстве приведена в соответствие с аналогичной федеральной сметно-нормативной базой, но требует значительных затрат на актуализацию, не структурирована по уровням определения стоимости строительства объектов (для бюджетного планирования, для определения стоимости на стадии проектирования, для обоснования цены контракта и расчетов за выполненные работы). Сложившаяся ситуация требует перехода строительного комплекса Москвы на новую сметно-нормативную базу.
Одной из наиболее важных задач градостроительной политики является анализ действующих инвестиционных контрактов и подготовка предложений о целесообразности их дальнейшей реализации. Реализация части этих контрактов не соответствует реальным потребностям городского развития, не подкрепляется возможностями транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В целях завершения реализации инвестиционных контрактов, расторжения части из них, высвобождения городских земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительством Москвы поставлена задача полномасштабного анализа инвестиционных контрактов с рассмотрением на Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Сфера реализации Государственной программы включает развитие строительной отрасли города Москвы. В строительном комплексе города Москвы действует Объединенный научно-технический совет по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы (далее - Совет). На регулярных заседаниях Совета рассматриваются вопросы инновационного развития в строительстве, градостроительной политики, основные направления и результаты научных исследований, новые технологии и материалы, проблемы энергосбережения и безопасности в строительстве.
Модернизация производственной базы индустриального домостроения, обеспечивающая за счет гибких технологий оперативный выпуск изделий, позволяющая размещать объекты на участках различной площади, конфигурации и архитектурной выразительности, создавать адресную индивидуализацию застройки и фасадных решений, существенно повысить энергетическую эффективность зданий, осуществлять выбор для жилых домов необходимого квартирного состава по условиям городских программ предоставления и продажи жилья, определена одной из приоритетных задач для реализации Генерального плана города Москвы до 2025 года.
Должна быть модернизирована система сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.
Приоритетным направлением реализации Государственной программы является разработка системы безопасной эксплуатации уникальных и технически сложных зданий и сооружений, в том числе большепролетных.
Целям инновационного развития строительного комплекса служит Московский территориальный строительный каталог (МТСК), созданный как система информационного обеспечения организаций и специалистов, занятых в капитальном строительстве, который представляет собой фрагмент единой информационно-справочной системы города Москвы, охватывающей деятельность строительного комплекса города Москвы, и предназначен для проектных, строительных, подрядных и других организаций, осуществляющих проектно-строительную деятельность в городе Москве, а также для департаментов и комитетов города Москвы, организаций, осуществляющих риелторскую деятельность, а также как справочный материал для проектно-строительных организаций других городов Российской Федерации. МТСК состоит из 12 томов, включающих разделы, объединяющие однотипные здания, конструкции, материалы, изделия, оборудование, технические решения. МТСК подлежит расширению за счет включения в него стоимостных показателей, переводу в электронный вид на базе современных интернет-технологий.
Одним из приоритетных направлений в градостроительной сфере является совершенствование системы комплексного информационно-аналитического обеспечения строительной отрасли.
Важной составной частью градостроительной деятельности, а также деятельности в других секторах городского хозяйства и управления является инженерно-геологическое, геодезическое и картографическое обеспечение строительства и эксплуатации объектов недвижимости, обеспечение деятельности органов исполнительной власти города Москвы геоинформационными ресурсами и пространственными данными, развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.
Проблемы в сфере реализации Государственной программы обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся возрастающая мобильность населения, дисбаланс в размещении мест приложения труда и проживания населения, инерционность моноцентрической радиально-кольцевой структуры города, резкий, сопровождающийся кризисами переход к рыночным отношениям, лавинообразная автомобилизация. К субъективным факторам относятся непоследовательность принятых ранее градостроительных решений, недостаточная динамичность строительного комплекса, неэффективность существующих и задержка с формированием новых, адекватных современным социально-экономическим условиям механизмов градостроительной политики.
Для решения этих проблем разработана Государственная программа, определяющая стратегические приоритеты градостроительного развития и инструменты их реализации на среднесрочный период. Она должна обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области градостроительной политики.
Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач:
- объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;