Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2013 года N 434-ПП

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП

В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы, включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 года N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП):

1.1. В преамбуле постановления слова "и распоряжением Правительства Москвы от 28 июня 2011 года N 487-РП "О Плане работы Правительства Москвы на второе полугодие 2011 года" исключить.

1.2. Изложить приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.

Временно исполняющий
обязанности Мэра Москвы
С.С.Собянин

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 июля 2013 года N 434-ПП


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 октября 2011 года N 460-ПП

     

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы

     

     

Паспорт Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы

Наименование государственной программы города Москвы

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы

Цели государственной программы города Москвы

Формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности

Конечные результаты государственной программы города

N
п/п

Наименование конечного результата

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Москвы с разбивкой по годам реализации государственной программы города Москвы

1.

Объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования

млн.кв.м

8,0

8,5

9,0

9,0

2.

Объем строительства и реконструкции дорог*

км

55,7

166,7

89,06

16,63

3.

Ввод новых линий метрополитена*

км

14

17,9

30,7

29,3

4.

Строительство железнодорожных путей*

км

13,9

50,5

106,2

48

5.

Строительство, восстановление и модернизация трамвайных путей*

км

55,66

118,4

71,4

4

6.

Ввод в эксплуатацию транспортно-
пересадочных узлов, автовокзалов и автостанций**

шт.

163

55

176

14

7.

Объем строительства и реконструкции инженерных коммуникаций в городе Москве за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования***

км

1847,6

1918,0

2000,0

1530,3

8.

Доля территории города, на которую имеются утвержденные документы территориального планирования (Генеральный план города)

% от терри-
тории города

42

100

100

100

9.

Наличие утвержденных Правил землепользования и застройки на территорию административных округов

кол-во округов (шт.)

0

10

12

12

________________

* В соответствии с Государственной программой города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП.

** В соответствии с Государственной программой города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП.

*** В соответствии с Государственной программой города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 451-ПП.

Задачи государственной программы города Москвы

1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра.

2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города и реализация программы комплексного благоустройства.

3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Москве.

4. Совершенствование системы градостроительной деятельности в Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства).

5. Опережающее развитие общественного транспорта и улично-дорожной сети.

Координатор государственной программы города Москвы

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш.Хуснуллин

Ответственные исполнители подпрограмм

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Департамент экономической политики и развития города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент строительства города Москвы,

Департамент развития новых территорий города Москвы,

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Департамент городского имущества города Москвы,

Департамент культурного наследия города Москвы,

Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,

Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов,

Комитет государственного строительного надзора города Москвы,

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,

Департамент физической культуры и спорта города Москвы,

Департамент города Москвы по конкурентной политике,

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам

Наимено-
вание государст-
венной

Источник финанси-
рования

Расходы (тыс.руб.)

реализации государственной программы города Москвы

программы города Москвы

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Итого

Государст-
венная программа города

Всего:

в т.ч.:

44724862,6

50582717,6

60654049,5

63266094,4

67213112,1

286440836,3

Москвы "Градостро-
ительная политика"

- бюджет города Москвы

9550166,4

12559457,8

9092002,0

9291699,0

11777920,1

52271245,3

на 2012-2016 годы

- средства феде-
рального бюджета

8279029,6

10615331,0

9633107,5

13519801,4

14155232,1

56202501,6

- средства юриди-
ческих и физических лиц

26895666,6

27407928,8

41928940,0

40454594,0

41279959,9

177967089,4

Этапы и сроки реализации государственной программы города Москвы

Этап 1:01.01.2012-31.12.2012

Этап 2: 01.01.2013-31.12.2015

Этап 3:01.01.2016-31.12.2016

     

     

1. Характеристика текущего состояния сферы городского управления, для решения задач которой разработана государственная программа


Градостроительная политика Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:

Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;

Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;

Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.

В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы (далее - программа) координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.

Сферой реализации программы является градостроительное развитие города Москвы, которое в последние 15-20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:

- снижается качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;

- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Реализация Генерального плана города Москвы с 1998 по 2006 год осуществлялась неравномерно. В ходе реализации Генерального плана города Москвы в последующие годы (2007-2010) неравномерное развитие по отраслям и территориям продолжало нарастать. Межотраслевые диспропорции усиливались в ходе выполнения ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы.

Плотность застройки в некоторых кварталах центра достигла 40 тыс.кв.м на 1 гектар, т.е. в 1,6 раза превысила оптимальную. Во многих районах города Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта. Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке.

Часть проблем градостроительного развития намечалось разрешить в рамках Генерального плана города Москвы до 2025 года (Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы"). В Генеральном плане города Москвы реализован системный подход к территориальному планированию пространственного развития города, направленный, в частности, на повышение устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем Генеральный план города Москвы на 2010-2025 годы исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства. Предусматривался 20% дефицит местных трудовых ресурсов (который планировалось покрывать за счет мигрантов, в т.ч. иностранной рабочей силы), работающих пенсионеров и подростков, "маятниковых" мигрантов из Московской области. Намечалось увеличение общего фонда застройки до 600 млн.кв.м, в том числе жилищного фонда до 280-290 млн.кв.м, сохранение ежегодных объемов жилищного строительства на уровне 5 млн.кв.м общей площади, строительство до 60 высотных комплексов (без предметного анализа транспортной ситуации). Одновременно предусматривалось существенное развитие социальной инфраструктуры, меры по развитию транспортной инфраструктуры. При этом суммарная оценка требуемого количества машиномест для хранения легковых автомобилей 832,4 тыс. (на 1-ю очередь) оказалась существенно ниже реальной потребности - 1469 тыс. машиномест.

Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города Москвы (в Центральном административном округе города Москвы сконцентрировано 35% всех работающих в городе, дневное население превышает 2,3 млн.чел.) наложилась на несбалансированное развитие Москвы, Московской области и Центрального федерального округа. Например, осуществлена интенсивная застройка с обеих сторон МКАД, где за последние 20 лет население увеличилось втрое (превысило 3 млн.чел.).

Несмотря на то, что город Москва и Московская область объективно представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые социально-экономические образования, между ними не выстроены четкие механизмы взаимодействия, обеспечивающие эффективное совместное решение комплексных социально-экономических и градостроительных задач, их транспортная инфраструктура еще не стала взаимоувязанной и целостной.

В Московской агломерации сложился острый дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри Москвы, а также на социальную сферу Москвы.

Интенсивность транспортных нагрузок из-за неравномерного распределения рабочих мест и мест проживания в пределах города и на территории Московской области создает не только серьезные транспортные, но также социальные и экологические проблемы.

Вокруг города Москвы образовался "реальный город" - Московская агломерация. Москва с первым поясом районов Московской области представляет собой сплошную урбанизированную территорию (городское население составляет 98%). Вместе с тем к настоящему времени документы по территориальному планированию Москвы и Московской области не увязаны между собой и программы взаимосвязанного развития этих территорий не разработаны.

Предметом градостроительной политики является переход Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста с учетом морфологии Московской городской агломерации. В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития.

Историческое ядро города Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной застройки площадью 18,7 кв.км с постоянным населением 240 тыс.чел. (плотность 12830 чел./кв.км). Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающим Сити, Вестминстер и Вест-Энд (численность населения - 200 тыс.чел., площадь - 26 кв.км, плотность - 7692,3 чел./кв.км), аналогична центральному району Митте в Берлине (численность населения - 400 тыс.чел., площадь - 23 кв.км, плотность - 17390 чел./кв.км), коррелируется с центром Парижа - оба берега Сены: от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса (численность населения - 600 тыс.чел., площадь - 20 кв.км, плотность - 30000 чел./кв.км). Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.

Центральная историческая часть города Москвы, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Возможности экстенсивного строительства в центре Москвы исчерпаны. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры и т.п. Реализация программы в части сохранения объектов культурного наследия скоординирована с Государственной программой города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 431-ПП.

Срединная часть города Москвы включает территорию вдоль МК МЖД и зоны трансформации производственных функций в ходе реорганизации производственных территорий с внедрением деловых, научных функций и инновационных технологий и высвобождением части территорий под жилищное, общественное, дорожно-мостовое строительство и развитие рекреации. Возможности развития срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест, сдерживают возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий. Из 7,8 тыс.га в границах территории промышленных зон, предприятия и организации науки и промышленности занимают порядка 50%. Остальные участки заняты "непрофильными" для этих зон объектами, характеризуются неэффективным использованием земельных ресурсов. Производственные территории часто являются источниками негативного воздействия на окружающую среду.

В периферийных районах города Москвы исчерпаны ресурсы для нового массового жилищного строительства при общей низкой обеспеченности проживающего в этих районах населения объектами социальной инфраструктуры, недоступностью для значительной части этого населения скоростного пассажирского транспорта. В этой зоне ощущается отсутствие многофункциональной увязки с пригородным поясом, дефицит публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения, с набором объектов и услуг городского значения.

В целом по городу сохраняются и обостряются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы. Отмечается значительный дефицит детских дошкольных учреждений, массовых объектов физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты, семейной и молодежной политики, объектов обслуживания повседневного спроса, магазинной шаговой доступности. Сложился критический дефицит парковочных мест и мест для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. Крайне медленно растет номерной фонд гостиничного хозяйства. Недостаточное развитие имеют парки и другие рекреационные территории города.

К этой проблематике также примыкают общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации территорий, занятых воздушными линиями электропередачи (ВЛЭП), развития системы кабельных и иных коллекторов.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы в городе активно разрабатываются территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории. В то же время не утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы, с учетом присоединенной территории не актуализирован Генеральный план города Москвы.

Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая: разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработку и мониторинг территориальных схем; отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов; документации по планировке территории.