ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 года N 168-ПП
О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП
В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы, включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 18 декабря 2013 года N 70 "О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 года N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 годы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП, от 4 июля 2013 года N 434-ПП):
1.1. В названии постановления слова "2012-2016 годы" заменить словами "2012-2018 годы".
1.2. В преамбуле постановления слова "В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 года N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" заменить словами "В целях формирования благоприятной городской среды жизнедеятельности".
1.3. В пункте 1 постановления слова "2012-2016 годы" заменить словами "2012-2018 годы".
1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2018 годы
Паспорт Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2018 годы |
Цель Государственной программы города Москвы | Формирование благоприятной городской среды жизнедеятельности |
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с | N | Наименование конечного результата | Единицы измерения | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год прог- | 2015 год прог- | 2016 год прог- | 2017 год прог- | 2018 год прог- |
разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | 1 | Объем ввода недвижимости за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования | млн.кв.м | 5,96 | 6,96 | 8,0 | 8,5 | 8,5 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 |
2 | Доля территории города, на которую имеются утвержденные документы территориального планирования (Генеральный план) | % от территории города | 100 | 100 | 42 | 42 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
3 | Наличие утвержденных правил землепользования и застройки на территории города Москвы | закон города Москвы | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Определение и утверждение приоритетов градостроительного развития города как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра. |
2. Сохранение историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и развитие территории города Москвы. | |
3. Формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Москве. | |
4. Совершенствование системы градостроительной деятельности в городе Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства). | |
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства |
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент градостроительной политики города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
Соисполнители подпрограмм | Департамент строительства города Москвы, Департамент развития новых территорий города Москвы, |
Департамент культурного наследия города Москвы, | |
Департамент капитального ремонта города Москвы, | |
Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, | |
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, | |
Комитет государственного строительного надзора города Москвы |
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по | Наименование Государственной программы города Москвы | Источник финансирования | Расходы (тыс.рублей) | |||||||||
годам реализации Государственной программы города Москвы | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год прогноз | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | Итого | ||
Государственная программа города | Всего: | 6478895,9 | 6938897,5 | 38174862,6 | 42659028,5 | 54647151,3 | 56824995,5 | 58754970,6 | 60070267,6 | 61436861,2 | 372568137,3 | |
Москвы "Градостроительная политика" на | бюджет города Москвы | 6478895,9 | 6938897,5 | 9550166,4 | 10366701,8 | 13981885,5 | 10845556,5 | 10874175,1 | 10874175,1 | 10874175,1 | 77366835,5 | |
2012-2018 годы | средства федерального бюджета | х | х | 8279029,6 | 10615331,0 | 9633107,5 | 13519801,4 | 14155232,1 | 14155232,1 | 14155232,1 | 84512965,8 | |
средства юридических и физических лиц | х | х | 20345666,6 | 21676995,7 | 31032158,3 | 32459637,6 | 33725563,4 | 35040860,4 | 36407454,0 | 210688336,0 |
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012 |
Градостроительная политика города Москвы обусловлена выполнением трех важнейших функций:
- Москва - столица Российской Федерации и центр московской агломерации;
- Москва - крупный финансово-экономический центр, в котором должен быть создан благоприятный инвестиционный климат;
- Москва - крупнейший мировой исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр.
В результате эффективной градостроительной политики Москва должна стать городом удобным и комфортным для жителей и гостей столицы.
Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2018 годы (далее - Государственная программа) координирует все городские отраслевые программы в части создания объектов капитального строительства, аккумулирует их результаты, определяет приоритеты градостроительного развития на перспективу.
Сферой реализации Государственной программы является градостроительное развитие города Москвы, которое в последние 15-20 лет сопряжено с кардинальными структурными изменениями, резким ухудшением транспортной ситуации, слишком быстрыми темпами коммерческого строительства, что привело к существенным диспропорциям. Накопившиеся за десятилетия проблемы в градостроительном развитии Москвы приводят к тому, что:
- снижается качество городской среды, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность Москвы по сравнению с зарубежными мегаполисами - политическими, экономическими и культурными столицами;
- не обеспечиваются необходимые условия для решения городом Москвой стратегических задач, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Реализация Генерального плана города Москвы с 1998 по 2006 годы осуществлялась неравномерно. В ходе дальнейшей его реализации в последующие годы (2007-2010) неравномерное развитие по отраслям и территориям продолжало нарастать. Межотраслевые диспропорции усиливались в ходе выполнения ежегодных адресных инвестиционных программ города Москвы.
Плотность застройки в некоторых кварталах центра достигла 40 тыс.кв.м на 1 гектар, то есть в 1,6 раза превысила оптимальную. Во многих районах города Москвы сохраняется слабая транспортная доступность, обусловленная отставанием в развитии улично-дорожной сети и общественного транспорта. Строительство высокоплотного многоэтажного жилья на периферии также привело к чрезмерной транспортной нагрузке.
Часть проблем градостроительного развития намечалось разрешить с помощью нового Генерального плана города Москвы до 2025 года, утвержденного Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы". В Генеральном плане города Москвы реализован системный подход к территориальному планированию пространственного развития города, направленный, в частности, на повышение устойчивости развития города за счет обеспечения его структурной целостности, сбалансированности функционального состава и пространственной организации территорий, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры. Вместе с тем Генеральный план города Москвы на 2010-2025 годы исходит из заниженных прогнозных данных по численности населения, сохраняет инерционный характер градостроительного развития, предусматривает дальнейшую урбанизацию и чрезмерные объемы делового и жилищного строительства. Предусмотренный Генеральным планом города Москвы на 2010-2025 годы 20-процентный дефицит местных трудовых ресурсов планировалось покрывать за счет мигрантов, в том числе иностранной рабочей силы, работающих пенсионеров и подростков, "маятниковых" мигрантов из Московской области. Также Генеральным планом города Москвы на 2010-2025 годы запланировано увеличение общего фонда застройки до 600 млн.кв.м, в том числе жилищного фонда до 280-290 млн.кв.м, сохранение ежегодных объемов жилищного строительства на уровне 5 млн.кв.м общей площади, строительство до 60 высотных комплексов (без предметного анализа транспортной ситуации). Одновременно предусматривалось существенное развитие социальной инфраструктуры, меры по развитию транспортной инфраструктуры. При этом суммарная оценка требуемого количества машиномест для хранения легковых автомобилей - 832,4 тыс. (на 1-ю очередь) оказалась существенно ниже реальной потребности - 1469 тыс. машиномест.
Инерционность исторически сложившейся моноцентрической радиально-кольцевой структуры города Москвы (в Центральном административном округе города Москвы сконцентрировано 35% всех работающих в городе, дневное население превышает 2,3 млн. человек) наложилась на несбалансированное развитие города Москвы, Московской области и Центрального федерального округа. Например осуществлена интенсивная застройка с обеих сторон МКАД, где за последние 20 лет население увеличилось втрое (превысило 3 млн. человек).
Несмотря на то, что город Москва и Московская область объективно представляют собой взаимосвязанные и взаимозависимые социально-экономические образования между ними не выстроены четкие механизмы взаимодействия, обеспечивающие эффективное совместное решение комплексных социально-экономических и градостроительных задач, их транспортная инфраструктура еще не стала взаимоувязанной и целостной.
В московской агломерации сложился острый дисбаланс между расселением населения и размещением мест приложения труда, что предопределяет чрезмерную маятниковую трудовую миграцию, высокую нагрузку на транспортную систему как на въезде в город, так и внутри города Москвы, а также на социальную сферу города Москвы.
Интенсивность транспортных нагрузок из-за неравномерного распределения рабочих мест и мест проживания в пределах города и на территории Московской области создает не только серьезные транспортные, но также социальные и экологические проблемы.
Вокруг города Москвы образовался "реальный город" - московская агломерация. Город Москва с первым поясом районов Московской области представляет собой сплошную урбанизированную территорию (городское население составляет 98%). Вместе с тем документы по территориальному планированию города Москвы и Московской области не увязаны между собой и программы взаимосвязанного развития этих территорий не разработаны.
Предметом градостроительной политики является переход города Москвы к полицентрическому городу с новыми центрами роста с учетом морфологии московской агломерации. В этой связи дифференциация градостроительной деятельности в зависимости от функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории относится к актуальным проблемам градостроительной политики. Каждая из территорий города Москвы (историческое ядро, центральная зона, срединная зона, периферия) требуют выработки своей стратегии градостроительного развития.
Историческое ядро города Москвы (в пределах Садового кольца) - зона наиболее плотной застройки площадью 18,7 кв.км с постоянным населением 240 тыс. человек (плотность населения - 12830 человек/кв.км). Эта территория сопоставима с центральным ядром Лондона, включающего Сити, Вестминстер и Вест-Энд (численность населения - 200 тыс. человек, площадь - 26 кв.км, плотность населения - 7692,3 человек/кв.км), аналогична центральному району Митте в Берлине (численность населения - 400 тыс. человек, площадь - 23 кв.км, плотность населения - 17390 человек/кв.км), коррелируется с центром Парижа - оба берега Сены: от собора Нотр-Дам до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса (численность населения - 600 тыс. человек, площадь - 20 кв.км, плотность населения - 30000 чело-век/кв.км). Для этой территории необходимо решение проблемы сохранения, комплексной реконструкции и благоустройства, как это сделано в других мировых столицах.
Центральная историческая часть города Москвы, включающая территорию в границах Камер-Коллежского вала, требует сохранения и восстановления индивидуальных и морфотипических характеристик застройки и городского ландшафта. Возможности экстенсивного строительства в центре города Москвы исчерпаны. Здесь сконцентрирована большая часть исторических зданий, памятников архитектуры. Реализация Государственной программы в части сохранения объектов культурного наследия скоординирована с Государственной программой города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 годов", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 431-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Культура Москвы 2012-2016 годов".
Срединная часть города Москвы включает территорию вдоль Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) и зоны трансформации производственных функций в ходе реорганизации производственных территорий с внедрением деловых, научных функций и инновационных технологий и высвобождением части территорий под жилищное, общественное, дорожно-мостовое строительство и развитие рекреации. Возможности развития срединной зоны, в том числе под жилищное и рекреационное строительство с сохранением существующих и созданием новых эффективных рабочих мест, сдерживают возможности транспорта и неэффективность использования и реорганизации производственных территорий. Из 7,8 тыс. га в границах территории промышленных зон предприятия и организации науки и промышленности занимают порядка 50% площади. Остальные участки заняты "непрофильными" для этих зон объектами, характеризуются неэффективным использованием земельных ресурсов. Производственные территории часто являются источниками негативного воздействия на окружающую среду.
В периферийных районах города Москвы исчерпаны ресурсы для нового массового жилищного строительства при общей низкой обеспеченности проживающего в этих районах населения объектами социальной инфраструктуры, недоступностью для значительной части этого населения скоростного пассажирского транспорта. В этой зоне ощущается отсутствие многофункциональной увязки с пригородным поясом, дефицит публичных пространств для самореализации представителей различных субкультур, крупных общественных центров социально-культурного, торгового и бытового обслуживания населения, с набором объектов и услуг городского значения.
В целом по городу сохраняются и обостряются диспропорции между количеством жилья и объектов социальной сферы. Сложился критический дефицит парковочных мест и мест для постоянного хранения автомобилей. Для обеспечения комфортных условий проживания в сложившихся жилых кварталах требуется активная реконструкция и реновация. К этой проблематике также относятся общегородские вопросы освоения и использования подземного пространства, реорганизации производственных территорий и территорий промышленных зон.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы в городе Москве активно разрабатываются территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории. В то же время не утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, с учетом присоединенной территории не актуализирован Генеральный план города Москвы.
Осуществление градостроительного проектирования в городе Москве требует проведения системы градостроительных мероприятий, включая: разработку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, разработку и мониторинг территориальных схем; отраслевых схем для решения первоочередных отраслевых задач территориального планирования и оптимизации размещения объектов; документации по планировке территории.