ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2011 года N 460-ПП


О Государственной программе города Москвы "Градостроительная политика" *

(с изменениями на 26 марта 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 14, том 1-14, 07.03.2012).  

постановлением Правительства Москвы от 4 июля 2013 года N 434-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 09.07.2013);

постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2014 года N 168-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 11.04.2014);

постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2015 года N 169-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 09.04.2015);

постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2016 года N 661-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 13.10.2016);

постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 135-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 12.04.2017);

постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2017 года N 742-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 05.10.2017);

постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2018 года N 236-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 23, 24.04.2018);

постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2019 года N 250-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 04.06.2019);

постановлением Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N 312-ПП;

постановлением Правительства Москвы от 30 марта 2021 года N 380-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2021);

постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2022 года N 483-ПП (Вестник Москвы, N 39, 12.07.2022);

постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2022 года N 1749-ПП (Вестник Москвы N 46, 18.08.2022) (вступило в силу с 1 декабря 2022 года);

постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2023 года N 244-ПП (Вестник Москвы N 53, т.1, 26.09.2023);

постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 608-ПП. (Вестник Москвы, № 38, 09.07.2024).

____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 608-ПП. - См. предыдущую редакцию.



В целях формирования благоприятной городской среды жизнедеятельности Правительство Москвы

(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 4 июля 2013 года N 434-ПП; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2014 года N 168-ПП

постановляет:

1. Утвердить текстовую часть Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" (приложение).

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2024 года N 608-ПП. - См. предыдущую редакцию)

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 30 марта 2021 года N 380-ПП. - См. предыдущую редакцию)



Мэр Москвы
С.С.Собянин

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 3 октября 2011 года N 460-ПП
(В редакции, введенной в действие
 постановлением Правительства Москвы
 от 26 марта 2024 года N 608-ПП
. -
 См. предыдущую редакцию)

               

Текстовая часть Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика"



1. Характеристика текущего состояния градостроительной сферы города Москвы с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Градостроительное развитие города Москвы обусловлено статусом, масштабами и функциями города: столица Российской Федерации, крупнейший финансово-экономический, исторический, культурный, научно-образовательный, туристический и спортивный центр страны. В столице большое внимание уделяется комплексному развитию территорий, инфраструктурным проектам, формированию комфортной среды для жителей и гостей города. Достигнутые результаты признаны на мировом уровне: в 2022 году в соответствии с программой UN-Habitat Организации Объединенных Наций, определяющей рейтинг "Индекс городского процветания", Москва заняла первое место по уровню развития инфраструктуры и качества жизни. Среди 29 мегаполисов мира Москва заняла третье место по всем категориям этого рейтинга.

Государственная программа города Москвы "Градостроительная политика" (далее - Государственная программа) определяет приоритеты градостроительного развития в рамках всех государственных программ города Москвы, обеспечивая межотраслевое взаимодействие в части планирования размещения и строительства объектов недвижимости, аккумулирует результаты городских программ, а также мероприятий национальных и региональных проектов. Реализация Государственной программы обеспечивает сбалансированное социально-экономическое и градостроительное развитие территорий, создание комфортной среды для всех групп жителей.

В период 2017-2023 годов в городе Москве было введено в эксплуатацию 84,5 млн кв.м недвижимости жилого и нежилого назначения, таким образом фонд городской недвижимости увеличился на 14,6 процента.

Столица развивается как полицентрический город, формируются новые центры роста, в том числе на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.

Масштабное развитие городского транспортного каркаса позволило усилить внутригородские взаимосвязи, в том числе на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, а также способствует развитию московской агломерации. Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры, комплексный подход к развитию территорий способствует росту инвестиционной привлекательности столицы. Доля объектов недвижимости, построенных за счет внебюджетных средств, по итогам 2023 года составила 77 процентов в общем объеме ввода.

Постепенно наращиваются масштабы и темпы реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - Программа реновации), являющейся уникальным примером преобразования городской среды, в рамках которого обеспечивается создание современного жилищного фонда и инфраструктурных объектов, осуществляется благоустройство территорий. В рамках Государственной программы осуществляется градостроительное планирование и проектирование объектов, возводимых по Программе реновации, а также выполняются работы по ее научно-методическому и аналитическому сопровождению, координация мероприятий, направленных на своевременное улучшение жилищных условий в столице.

Город Москва - один из крупнейших исторических и культурных центров мира, в котором сконцентрировано большое число уникальных объектов, в том числе мирового значения. Сохранение архитектурного облика столицы невозможно без комплексного подхода к градостроительному планированию, проектированию, строительству, реставрации, благоустройству. В рамках Государственной программы осуществляются мероприятия, направленные на улучшение внешнего облика исторической части города, обеспечение инфраструктурными объектами. Реализация этих мероприятий позволила создать комфортные условия для проживания, обеспечить баланс между историческими и современными компонентами городской среды, повысить туристическую привлекательность города для гостей столицы.

Современное городское планирование невозможно без обеспечения деятельности органов исполнительной власти города Москвы геоинформационными ресурсами и пространственными данными, развития единого геоинформационного пространства. В рамках Государственной программы осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по градостроительному проектированию и планированию, в том числе: разработка, мониторинг реализации и внесение изменений в документы территориального планирования, градостроительного зонирования и документацию по планировке территории, учитывающие в том числе зоны с особыми условиями использования. Составной частью градостроительной деятельности, а также деятельности в других секторах городского хозяйства и управления являются инженерно-геологические, геодезические, картографические, кадастровые работы, обеспечивающие строительство и эксплуатацию объектов недвижимости. При планировании градостроительных мероприятий реализуется дифференцированный подход, предусматривающий учет не только природных, историко-культурных особенностей территорий, функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структур, архитектурно-художественного облика города, но и влияние демографических процессов, современных требований к качеству городской среды, актуальность создания новых производств.

В рамках Государственной программы осуществляется разработка проектов планировки территорий, в том числе для реализации проектов комплексного развития территорий. Реализация этих градостроительных решений позволяет эффективно использовать земельные ресурсы, создавать новые современные высокотехнологичные рабочие места, благоустроенные жилые кварталы с современной инфраструктурой и общественные пространства, популярные у населения. В период 2017-2023 годов разработано порядка 570 проектов планировки территорий.

Созданию благоприятного инвестиционного климата в столице способствуют мероприятия, обеспечивающие оперативное и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы, застройщиков и ресурсоснабжающих организаций. В городе Москве проводится активная работа по развитию нормативно-правового обеспечения строительной и градостроительной деятельности, результатом которой является упрощение строительного процесса: от разработки документации в области градостроительной деятельности до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Особое внимание уделено снижению административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства, согласовании проектной документации, получении разрешений на строительство и вводу объектов в эксплуатацию, в результате чего происходит сокращение общего количества согласований, повышается прозрачность и информационная доступность процессов согласований.

В городе Москве внедрены новейшие технологии по предоставлению государственных услуг, в том числе "комплексных услуг", позволяющих на основе одного обращения заявителя сформировать результат, согласованный несколькими органами исполнительной власти города Москвы с использованием механизмов межведомственного электронного взаимодействия. По итогам 2023 года количество услуг в строительной сфере, предоставляемых в электронном виде, составило 57 единиц.

Эффективная градостроительная политика невозможна без динамичного и результативного развития строительной отрасли, одним из лидеров которой в Российской Федерации является строительный комплекс столицы. Строительная отрасль вносит значимый вклад в экономику города: 14 процентов рабочих мест в экономике города Москвы обеспечивает занятость 1,4 млн человек. Несмотря на влияние негативных факторов, в 2023 году был выявлен рост производственной активности. Инвестиции в строительный сектор, включая виды деятельности "Строительство" и "Операции с недвижимостью", выросли по сравнению с 2021 годом на 12,1 процента в номинальном выражении и составили 13,4 процента от общего объема инвестиций крупных и средних организаций.

Для решения стратегических, научно-методических и прикладных задач в строительном комплексе города Москвы действует Объединенный научно-технический совет по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы (далее - Совет). Совет рассматривает вопросы инновационного развития в строительстве, градостроительной политики, основные направления и результаты научных исследований, новые технологии и материалы, проблемы энергосбережения и безопасности в строительстве.

Одним из направлений, обеспечивающих устойчивое развитие промышленного потенциала города Москвы, является модернизация производственной базы индустриального домостроения, обеспечение внедрения современных технологий, выпуск необходимых изделий и конструкций, позволяющие размещать объекты строительства на участках различной площади и конфигурации, обеспечивать архитектурную выразительность объектов и разнообразие их фасадных решений, создавать адресную индивидуализацию застройки, повышать энергетическую эффективность зданий, осуществлять выбор для жилых домов необходимого квартирного состава. Модернизация производственной базы является одним из условий успешной реализации Генерального плана города Москвы. В период 2017-2023 годов количество инновационных разработок, включенных в перечень инновационной продукции, для применения на объектах, строящихся за счет бюджетных средств, составило 304 единицы.

Осуществляется развитие системы сертификации и контроля качества продукции в строительном комплексе.

В целях инновационного развития строительного комплекса создан Московский территориальный строительный каталог (далее - МТСК) как система информационного обеспечения организаций и специалистов, занятых в капитальном строительстве. Будучи компонентом единой информационно-справочной системы города Москвы МТСК охватывает деятельность строительного комплекса города Москвы и предназначен для заказчиков (застройщиков) строительства, проектных, строительных и других организаций, осуществляющих проект-но-строительную деятельность в городе Москве, а также используется как справочный материал для проектных и строительных организаций других городов Российской Федерации.

Одним из направлений развития градостроительной сферы является совершенствование системы комплексного информационно-аналитического обеспечения строительной отрасли. Единая цифровая платформа градостроительной деятельности позволяет обеспечивать эффективное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и автоматизировать предоставление государственных услуг в сфере строительства. В рамках Единой цифровой платформы градостроительной деятельности развиваются городские информационные системы. С 2022 года в Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью создан и ведется реестр цифровых паспортов объектов капитального строительства, а также создана единая система идентификации для органов исполнительной власти города Москвы и участников инвестиционно-строительной деятельности всех строящихся и введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Активно развивается "Цифровой двойник Москвы", представляющий собой точную 3D-копию (фотограмметрическую модель) территории столицы в виртуальной реальности. Эта уникальная платформа помогает планировать строительство жилых, промышленных и социальных объектов, принимать управленческие решения и контролировать ход реализации значимых городских проектов. Таким образом, формируется единый цифровой контур, позволяющий управлять объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла с использованием технологий информационного моделирования.

Реализация Государственной программы в целом или отдельных направлений может быть ограничена влиянием неблагоприятных факторов. К внешнеэкономическим вызовам и рискам можно отнести ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики, а также разрыв "цепочек поставок", оказывающих влияние на инвестиционно-строительный процесс. Общеэкономические риски могут быть обусловлены существенным осложнением эпидемиологической ситуации (в том числе связанной с распространением новой коронавирусной инфекции), низкой инвестиционной активностью и сокращением потребительского спроса.

2. Прогноз развития градостроительной сферы города Москвы, прогноз макроэкономических показателей и ожидаемых результатов Государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) градостроительной сферы города Москвы


Дальнейшее развитие градостроительной сферы в городе Москве определено задачами государственной политики, связанными с формированием комфортной городской среды, комплексным развитием территорий, жилищного фонда, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, со стимулированием экономической активности в строительной и смежной отраслях.

Для успешного решения поставленных задач будут продолжены работы, связанные с градостроительным планированием и проектированием, развитием геоинформационного пространства. Прогнозируется, что обеспеченность актуальными правилами землепользования и застройки в городе Москве в период 2024-2026 годов будет стабильна, составит 100 процентов.

Прогнозируются высокие показатели ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию: в период 2024-2026 годов планируется построить более 25 млн кв.м недвижимости. Таким образом, в период 2010-2026 годов ожидается ввод не менее 165 млн кв.м недвижимости (указывается нарастающим итогом), включая объекты жилого и социального назначения. Данный макроэкономический показатель Государственной программы отражает скоординированную реализацию всего комплекса ее подпрограмм и мероприятий.

Одним из макроэкономических показателей, характеризующих эффективность градостроительной политики, является доля объектов недвижимости, построенной за счет внебюджетных средств, в общем объеме ввода за отчетный период. В период 2024-2026 годов доля объектов недвижимости, построенных за счет внебюджетных источников финансирования, должна составить не менее 65 процентов.

Для обеспечения устойчивого градостроительного развития столицы в период 2024-2026 годов планируется разработать не менее 170 проектов планировки территорий (в том числе линейных объектов).

Планируется наращивать масштабы мероприятий, направленных на реновацию жилищного фонда в городе Москве. В результате комплексного и системного подхода к решению данной задачи к 2026 году будет начата реализация Программы реновации не менее чем в 400 кварталах и территориях (нарастающим итогом с 2019 года).

Прогноз показателей, характеризующих градостроительное развитие столицы, базируется на оценке следующих факторов: высокая инвестиционная привлекательность рынка недвижимости в столице, своевременное обеспечение градостроительной документацией, снижение административных барьеров и сокращение сроков строительства, модернизация промышленности, внедрение информационных технологий.

Прогнозируется, что цифровизация может стать одним из драйверов градостроительного развития столицы: город Москва является одним из лидеров внедрения инновационных технологий, в том числе в области цифровизации экономики. Согласно методологии, утвержденной приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", город Москва характеризуется высоким уровнем цифровой зрелости и при этом обладает значительным потенциалом развития в данной области. В настоящий момент формируются условия для ускоренного проведения цифровизации строительной отрасли по следующим направлениям: принятие управленческих решений, градостроительное планирование, услуги, взаимодействие с бизнесом и жителями, контрольно-надзорные функции.

3. Описание целей и задач, структурных элементов Государственной программы


Целью Государственной программы является комплексное обустройство и развитие территории города Москвы.

Для достижения поставленной цели определены следующие стратегические задачи, на решение которых направлены все подпрограммы:

- определение приоритетов градостроительного развития города Москвы как столицы Российской Федерации, центра Московского региона, международного, финансового, научного, образовательного, культурного и спортивного центра;

- сохранение историко-архитектурного облика центра города Москвы;

- формирование благоприятных условий для инвестиционной деятельности в городе Москве;

- совершенствование градостроительной деятельности в городе Москве (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства);

- модернизация строительной отрасли города Москвы;

- оптимизация административных процессов и снижение административной нагрузки на застройщиков.

Государственная программа состоит из 7 подпрограмм, в комплексе обеспечивающих достижение поставленной цели и решение программных задач:

1. Подпрограмма "Подготовка основных документов и решений по градостроительному развитию города Москвы".

2. Подпрограмма "Координация реализации основных направлений градостроительной политики и строительства в городе Москве".

3. Подпрограмма "Градостроительное проектирование и развитие единого геоинформационного пространства".

4. Подпрограмма "Развитие и реорганизация территорий".

5. Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития строительной отрасли".

6. Подпрограмма "Нормативно-правовое и сметно-нормативное обеспечение градостроительной деятельности".

7. Подпрограмма "Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение градостроительной деятельности".

4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в градостроительной сфере города Москвы


Важнейшим условием успешной и эффективной реализации Государственной программы является дальнейшее совершенствование законодательства города Москвы о градостроительной деятельности, в том числе формирование надлежащей правовой базы, направленной на создание условий для эффективного осуществления градостроительной деятельности в городе Москве и реализации градостроительных проектов.

В целях совершенствования правового регулирования, актуализации правовой базы в городе Москве проводится мониторинг правовых актов города Москвы, а также осуществляется работа по формированию единообразной правоприменительной практики и оказанию методической помощи субъектам правоотношений в градостроительной сфере.

5. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации


Реализация Государственной программы непосредственно направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", "Цифровая трансформация", а также показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

    

              

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»