ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2018 года N 433
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 452
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.12.2023 N 739.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 452 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 г. N 4, от 14 апреля 2014 г. N 141, от 21 июля 2014 г. N 329, от 20 октября 2014 г. N 512, от 8 декабря 2014 г. N 601, от 19 января 2015 г. N 18, от 18 мая 2015 г. N 272, от 29 июля 2015 г. N 449, от 30 мая 2016 г. N 277, от 2 декабря 2016 г. N 595, от 30 января 2017 г. N 76, от 19 января 2018 г. N 22, от 15 марта 2018 г. N 127, от 29 марта 2018 г. N 180) следующие изменения:
1) в наименовании цифры "2020" заменить цифрами "2025";
2) в пункте 1 цифры "2020" заменить цифрами "2025";
3) государственную программу Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2020 годы изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 г. N 452
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 20 августа 2018 г. N 433)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2014 - 2025 ГОДЫ
Паспорт
Государственной программы Республики Мордовия
"Доступная среда" на 2014 - 2025 годы
Наименование Программы | Государственная программа Республики Мордовия "Доступная среда" на 2014 - 2025 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2025 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года); |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия |
Участники Программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия; Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия; Министерство печати и информации Республики Мордовия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия |
Цель Программы | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Мордовия |
Задачи Программы | формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Республике Мордовия; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Мордовия; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Мордовия; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Республике Мордовия; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Республики Мордовия; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Республике Мордовия; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Мордовия; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в Республике Мордовия; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Республики Мордовия |
Сроки и этапы реализации Программы | 2014 - 2025 годы, в том числе: I этап - 2014 - 2018 годы; II этап - 2019 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования реализации Программы составляет 348822,5 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 205297,6 тыс. рублей; в 2015 году - 51477,1 тыс. рублей; в 2016 году - 16976,6 тыс. рублей; в 2017 году - 6123,9 тыс. рублей; в 2018 году - 4499,0 тыс. рублей; в 2019 году - 22213,1 тыс. рублей; в 2020 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2021 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2022 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2023 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2024 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2025 году - 7039,2 тыс. рублей; прогнозируемый объем средств федерального бюджета - 162532,6 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 101818,8 тыс. рублей; в 2015 году - 28741,7 тыс. рублей; в 2016 году - 8391,4 тыс. рублей; в 2017 году - 3128,7 тыс. рублей; в 2018 году - 3112,1 тыс. рублей; в 2019 году - 17339,9 тыс. рублей; в 2020 году - 0 рублей; в 2021 году - 0 рублей; в 2022 году - 0 рублей; в 2023 году - 0 рублей; в 2024 году - 0 рублей; в 2025 году - 0 рублей; объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 156289,9 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 73478,8 тыс. рублей; в 2015 году - 22735,4 тыс. рублей; в 2016 году - 8585,2 тыс. рублей; в 2017 году - 2995,2 тыс. рублей; в 2018 году - 1386,9 тыс. рублей; в 2019 году - 4873,2 тыс. рублей; в 2020 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2021 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2022 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2023 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2024 году - 7039,2 тыс. рублей; в 2025 году - 7039,2 тыс. рублей; объем средств местного бюджета в 2014 году - 30000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Республики Мордовия; увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Республики Мордовия; увеличение доли учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта Республики Мордовия; увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Республики Мордовия; увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Мордовия; увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Мордовия; увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Основания для разработки Программы. Основные нормативные правовые акты, на основании которых разработана Программа: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2025 годы"; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Нормативные правовые акты Республики Мордовия, в соответствии с которыми разработана Программа: законы Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", постановление Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Региональные проблемы в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов, создания для них доступной среды жизнедеятельности. В основе интеграции инвалидов в общество лежит целостный подход, основным принципом которого является принцип доступности, провозглашенный в резолюции 52/82 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997 г. в качестве приоритетной задачи содействия обеспечению равных возможностей для инвалидов. Уделение этому фактору первоочередного внимания является отражением переноса акцента с медицинских аспектов инвалидности на применение социально-экономических моделей, предусматривающих расширение прав и возможностей инвалидов, их участие в жизни общества, изменение среды для содействия обеспечению равных возможностей для всех. Доступность - это не только забота об отдельной социальной группе, а важнейшая предпосылка для улучшения положения всего населения.
В статье 9 Конвенции о правах инвалидов (2006 год) отмечается: "Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах".
В немалой степени эффективность политики в отношении инвалидов зависит от масштабов процесса инвалидизации в стране, который обусловлен множеством факторов, таких как состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах, вооруженных конфликтах и т.д. В России все перечисленные факторы на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов имели ярко выраженный негативный вектор, что предопределяет высокие показатели инвалидности как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Мордовия в частности.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2018 г. численность населения Республики Мордовия составляет 805,0 тыс. человек, в том числе 73346 инвалидов, что составляет 9% от всей численности населения Республики Мордовия. Из общей численности инвалидов количество инвалидов I группы составляет 10431 человек, II группы - 28131 человек, III группы - 32438 человек, детей-инвалидов - 2346 человек.
В 2018 году в органах социальной защиты населения зарегистрированы: 574 инвалида с нарушениями функции слуха, что составляет 0,7% от общей численности инвалидов; 1697 инвалидов с нарушениями функции зрения, что составляет 2,3% от общей численности инвалидов; 1680 инвалида с нарушениями опорно-двигательной системы, что составляет 2,3% от общей численности инвалидов.
Наблюдается незначительное снижение доли граждан, впервые признанных инвалидами в трудоспособном возрасте. В 2015 году из общей численности инвалидов инвалиды в трудоспособном возрасте составляли 3975 человек (5,2%), в 2016 году - 3942 человека (5,4%), в 2017 году - 4040 человек (5,5%).
В 2015 году численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляла 2304 человека (2,9%), в 2016 году - 2290 человек (3,1%), в 2017 году - 2346 человек (3,2%).
Вместе с тем проблемы детской инвалидности являются актуальными. Вызывает беспокойство то, что самой большой группой среди причин болезней, по которым впервые устанавливается инвалидность, остаются врожденные аномалии.
Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности. Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Особо обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть людей, впервые признанных инвалидами, входит в группу населения трудоспособного возраста. Значит речь идет не только о сохранении их здоровья, но и возможности работать, жить полноценной жизнью.
Согласно Указу Главы Республики Мордовия от 15 июня 2009 г. N 115-УГ создан Совет при Главе Республики Мордовия по делам инвалидов (далее - Совет), который является координационным органом при Главе Республики Мордовия, созданным в целях совершенствования координации деятельности между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Республике Мордовия, повышения качества их жизни и создания условий для оперативного рассмотрения проблем.
В рамках своих полномочий Совет осуществляет следующие функции:
участвует в разработке и реализации региональных целевых программ в области социальной защиты инвалидов в Республике Мордовия;
рассматривает вопросы социальной защиты инвалидов, требующие государственной координации деятельности территориальных органов федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм, общественных объединений, расположенных на территории Республики Мордовия;
рассматривает предложения органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов, организаций, граждан по вопросам социально-экономических, правовых и общественно-политических условий жизни инвалидов;
взаимодействует со средствами массовой информации для более полного и системного информационного освещения деятельности органов государственной власти Республики Мордовия по решению проблем инвалидов;
взаимодействует с общественными объединениями инвалидов и содействует их деятельности.
Необходимость комплексного подхода к решению проблемы создания доступной среды жизнедеятельности в Республике Мордовия и ее решения программно-целевым методом. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программно-целевым методом определяется:
1) ее масштабностью, высокой социально-экономической значимостью (решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности);
2) инновационным характером (для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг);
3) комплексностью (необходимо решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, а также реализация соответствующего комплекса мероприятий);
4) межведомственным характером (потребуется консолидация усилий Правительства Республики Мордовия, исполнительных органов государственной власти, администраций муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, общественных организаций инвалидов);
5) длительностью решения (проблема может быть решена в течение ряда лет путем реализации комплекса мероприятий).
Программа является продолжением проводимых в Республике Мордовия комплексных мероприятий по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, обеспечению доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также повышению уровня и качества их жизни.
В Республике Мордовия существенную роль в оказании различных видов социальной помощи инвалидам играют стационарные, полустационарные и нестационарные формы обслуживания.
В Республике Мордовия в Государственном бюджетном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск" функционирует полустационарное структурное подразделение - отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 14 детей-инвалидов школьного возраста. Услуги по обслуживанию в отделении оказываются бесплатно, доставка детей в отделение и домой осуществляется специальным автотранспортом в сопровождении педагога-психолога. Отделение реабилитации оказывает детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь, а также проводит социально-реабилитационные мероприятия с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Востребованность учреждений социальной защиты населения различными категориями граждан с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода к адаптации зданий и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения. В связи с этим планируется комплексная адаптация зданий, в которых располагаются учреждения социальной защиты населения и организации социального обслуживания и прилегающих территорий к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения.
Модернизация отделения позволит улучшить качество предоставляемых услуг и расширить его вместимость, поскольку число детей-инвалидов, не подлежащих обучению и, следовательно, не посещавших образовательные учреждения, увеличивается.