(с изменениями на 15 сентября 2023 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 495-Пр, от 28.09.2018 N 520-Пр, от 24.12.2018 N 731-Пр, от 19.12.2019 N 549-Пр, от 23.12.2020 N 542-Пр, от 17.11.2022 N 554-Пр, от 15.09.2023 N 349-Пр)
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и от 30.12.2017 N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", а также в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Астраханской области и эффективного использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Астраханской области:
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 495-Пр, от 19.12.2019 N 549-Пр)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года (далее - план).
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 495-Пр, от 19.12.2019 N 549-Пр, от 17.11.2022 N 554-Пр)
2. Исполнительным органам Астраханской области представлять в министерство финансов Астраханской области информацию о реализации плана по формам согласно приложениям N 1, 2 к плану:
за первое полугодие - не позднее 20 июля текущего финансового года;
за год - не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом.
(п. 2 в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 15.09.2023 N 349-Пр)
3. Закрепить персональную ответственность руководителей исполнительных органов Астраханской области за реализацию плана.
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 495-Пр, от 17.11.2022 N 554-Пр)
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области принять необходимые меры по реализации плана и представлять в министерство финансов Астраханской области отчет о реализации плана по формам согласно приложениям N 1, 2 к плану:
за первое полугодие - не позднее 20 июля текущего финансового года;
за год - не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом.
(п. 4 в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 15.09.2023 N 349-Пр)
5. Министерству финансов Астраханской области:
- осуществлять координацию реализации плана;
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 21.09.2018 N 495-Пр)
- представлять информацию о ходе реализации плана на заседание Правительства Астраханской области по итогам года не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 15.09.2023 N 349-Пр)
6. Признать утратившими силу Распоряжения Правительства Астраханской области:
7. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
(в ред. Распоряжений Правительства Астраханской области от 17.11.2022 N 554-Пр, от 15.09.2023 N 349-Пр)
Настоящий план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года (далее - план) разработан в целях формирования бюджетной политики Астраханской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создание условий для эффективного управления государственными финансами Астраханской области и устойчивости бюджетной системы Астраханской области.
План определяет основные направления деятельности исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.
Современное состояние бюджетной системы Астраханской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, оказания социальной помощи исходя из принципов адресности и нуждаемости, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса в Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста региона, выполнение Астраханской областью всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.
Структура экономики Астраханской области такова, что нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона. Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории Астраханской области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение Великое. В связи с наличием в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, углеводородов экономическое значение Астраханской области с каждым годом возрастает. Крупнейшими из открытых месторождений на море являются нефтяное месторождение им. В. Филановского и Хвалынское газоконденсатное месторождение. Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.
В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Российскую Федерацию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловую на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области. Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овоще-бахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов Российской Федерации, показывает устойчивую положительную динамику - с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 191,7 млрд рублей в 2021 году.
При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,5% в 2021 году.
Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:
- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;
- проведением "налогового маневра";
- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;
- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2021 год составило 52,0 млрд рублей или 100,6% от прогнозных назначений.
Доходы консолидированного бюджета Астраханской области формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых на протяжении многих лет составляет более 90% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Поступление налоговых доходов обеспечено за счет трех крупнейших источников: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.
Наполнение доходной части бюджета Астраханской области существенно зависит от результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков региона, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой нефте- и газопродуктов, доля платежей которых в консолидированный бюджет региона в 2021 году составила 38,3% в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области.
Вышеуказанные предприятия в большей степени являются экспортно ориентированными, на их деятельность существенное влияние оказывают такие экономические факторы мирового характера, как волатильность курса национальной валюты, изменение конъюнктуры рынков сбыта и снижение цен на производимую продукцию.
Работа по мобилизации источников доходов и повышению эффективности бюджетных расходов Астраханской области проводится на постоянной основе.