1. Внести в Распоряжение Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр "О плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2024 годы" следующие изменения:
1.1. В наименовании и пункте 1 распоряжения, в наименовании плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2024 годы, утвержденного распоряжением, слова "2018 - 2024 годы" заменить словами "период до 2024 года".
1.2. В распоряжении:
- по всему тексту слова "государственной власти" исключить;
- в пунктах 2, 4 цифру "8" заменить цифрами "12".
1.3. План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года, утвержденный распоряжением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель Правительства
Астраханской области
О.А.КНЯЗЕВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА
Настоящий план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года (далее - план) разработан в целях формирования бюджетной политики Астраханской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создание условий для эффективного управления государственными финансами Астраханской области и устойчивости бюджетной системы Астраханской области.
План определяет основные направления деятельности исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности расходов бюджета Астраханской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.
Современное состояние бюджетной системы Астраханской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, оказания социальной помощи исходя из принципов адресности и нуждаемости, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса в Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста региона, выполнение Астраханской областью всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.
Структура экономики Астраханской области такова, что нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона. Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории Астраханской области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение Великое. В связи с наличием в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, углеводородов экономическое значение Астраханской области с каждым годом возрастает. Крупнейшими из открытых месторождений на море являются нефтяное месторождение им. В. Филановского и Хвалынское газоконденсатное месторождение. Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.
В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Российскую Федерацию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловую на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области. Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овоще-бахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов Российской Федерации, показывает устойчивую положительную динамику - с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 191,7 млрд рублей в 2021 году.
При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,5% в 2021 году.
Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:
- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;
- проведением "налогового маневра";
- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;
- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2021 год составило 52,0 млрд рублей или 100,6% от прогнозных назначений.
Доходы консолидированного бюджета Астраханской области формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых на протяжении многих лет составляет более 90% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Поступление налоговых доходов обеспечено за счет трех крупнейших источников: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.
Наполнение доходной части бюджета Астраханской области существенно зависит от результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков региона, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой нефте- и газопродуктов, доля платежей которых в консолидированный бюджет региона в 2021 году составила 38,3% в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области.
Вышеуказанные предприятия в большей степени являются экспортно ориентированными, на их деятельность существенное влияние оказывают такие экономические факторы мирового характера, как волатильность курса национальной валюты, изменение конъюнктуры рынков сбыта и снижение цен на производимую продукцию.
Работа по мобилизации источников доходов и повышению эффективности бюджетных расходов Астраханской области проводится на постоянной основе.
В целях создания условий для результативного управления государственными финансами Астраханской области и эффективного использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Астраханской области с 2016 года реализовывалась программа финансового оздоровления и социально-экономического развития Астраханской области на 2016 - 2019 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Астраханской области от 26.08.2016 N 347-Пр.
С 2016 года и по настоящее время на территории Астраханской области продолжает действовать режим экономии бюджетных средств, реализуемый Правительством Астраханской области. Комплексная реализация всех мероприятий позволит выполнить социальные обязательства перед населением, не допустить социального взрыва и банкротства региона, значительно сократить кредиторскую задолженность.
В целях сокращения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации в 2017, 2020 годах осуществило реструктуризацию бюджетных кредитов, ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, продлив срок погашения задолженности до 01.12.2029.
За период 2017 - 2021 годов Астраханской области удалось значительно сократить долговую нагрузку в абсолютном и относительном выражении. Государственный долг Астраханской области за указанный период сокращен с 29499,5 до 14828,1 млн рублей (на 01.01.2022), с 135,4% от собственных доходов бюджета, полученных за 2016 год, до 34,8% от собственных доходов бюджета, полученных за 2021 год.
Основные параметры консолидированного бюджета Астраханской области в 2018 - 2024 годах характеризуются следующими показателями (таблица 1):
Основные параметры консолидированного бюджета Астраханской области в 2018 - 2024 годах, млн рублей
Наименование показателя | Фактическое исполнение | Бюджетные назначения | |||||
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |
Доходы | 55981,8 | 59107,9 | 64462,6 | 76267,7 | 76685,6 | 66031,3 | 66839,4 |
Расходы | 48789,9 | 54195,4 | 66273,5 | 73148,2 | 80787,7 | 65788,8 | 64384,6 |
Дефицит/ Профицит | 7191,9 | 4912,5 | -1810,9 | 3119,5 | -4102,1 | 242,5 | 2454,8 |
Пик расходов приходится на 2021 год и составляет 73,1 млрд рублей. Расходы направлены на исполнение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, предусматривающих повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, формирование расходов дорожного фонда в объеме, соответствующем его доходной части, реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей национальных проектов, в частности таких, как переселение граждан из аварийного жилищного фонда, увеличение мест в дошкольных и общеобразовательных организациях, обеспечение ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, реализацию мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также других социально значимых мероприятий.
Основные параметры бюджета Астраханской области в 2018 - 2024 годах сложились следующим образом (таблица 2):
Основные параметры бюджета Астраханской области в 2018 - 2024 годах, млн рублей
Наименование показателя | Фактическое исполнение | Бюджетные назначения | |||||
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |
Доходы | 47351,3 | 49864,0 | 55575,0 | 66859,7 | 67672,5 | 56870,7 | 57728,6 |
Расходы | 40089,2 | 45237,7 | 58088,7 | 63511,8 | 71561,0 | 56460,5 | 55102,4 |
Дефицит/ Профицит | 7262,1 | 4626,3 | -2513,7 | 3347,9 | -3888,5 | 410,2 | 2626,2 |
Ситуация с бюджетом Астраханской области в целом имеет те же тенденции, что и с консолидированным бюджетом Астраханской области, - разнонаправленный тренд роста/снижения расходов в исследуемом периоде времени.
В настоящее время параметры бюджета Астраханской области сформированы со снижением в 2023 году относительно поступлений по налоговым доходам 2022 года в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации в части отмены института консолидированных групп налогоплательщиков.