В целях реализации соглашения от 14.02.2019 N 01-01-06/06-45 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Астраханской области внести в Распоряжение Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр "О плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2021 годы" следующие изменения:
1. В наименовании распоряжения цифры "2021" заменить цифрами "2024".
2. Преамбулу распоряжения дополнить словами:
", а также в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Астраханской области и эффективного использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Астраханской области".
3. В пункте 1 распоряжения цифры "2021" заменить цифрами "2024".
4. В пунктах 2, 4 распоряжения цифры "10" заменить цифрой "8".
5. Наименование плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2021 годы, утвержденного распоряжением, изложить в новой редакции:
"План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2024 годы".
6. План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018 - 2024 годы, утвержденный распоряжением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
7. Распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2024 ГОДЫ
Мировой финансовый кризис характеризовался стагнацией и рецессией в развитых странах, что привело к существенному снижению спроса на нефть и другие энергоресурсы. Это привело в том числе к выпадению значительной части доходов бюджета Российской Федерации (в связи с существенной ориентированностью экономики на добычу природных ресурсов). Введение в отношении Российской Федерации санкций со стороны западных стран, в свою очередь, также негативно повлияло на основные показатели экономики страны.
Для Астраханской области вышеперечисленные негативные факторы привели в 2014 - 2016 годах к:
- снижению доходов бюджета Астраханской области;
- сокращению государственных инвестиций в объекты инфраструктуры;
- сокращению количества рабочих мест, доходов населения, снижению спроса на потребительские товары.
Одним из основных направлений работы Правительства Астраханской области является выработка и реализация эффективной бюджетной политики. От эффективности управления бюджетными средствами, принципов формирования бюджета зависит исполнение социальных гарантий перед населением, достижение результатов государственной политики, установленных Правительством Астраханской области.
Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста, выполнение всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019.
Структура экономики Астраханской области такова, что значительная доля налоговых доходов бюджета Астраханской области формируется за счет платежей обособленных подразделений иногородних организаций, показатели деятельности которых зачастую не учитываются при составлении прогноза социально-экономического развития Астраханской области, используемого при подготовке прогноза поступления налогов. В то же время изменения налогового законодательства Российской Федерации, связанные с введением института консолидации налогоплательщиков, еще больше увеличили разрыв между показателями, характеризующими налоговую базу, и показателями социально-экономического развития Астраханской области.
Вместе с тем усилия, прилагаемые Правительством Российской Федерации, позволили переломить негативную ситуацию.
В целях сокращения долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации в 2017 году осуществило реструктуризацию бюджетных кредитов, ранее предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, продлив срок погашения задолженности на 7 лет (до 01.01.2025).
Таким образом, бюджету Астраханской области была реструктурирована задолженность в объеме 15217,4 млн рублей. Объем задолженности региона перед федеральным бюджетом на момент реструктуризации составлял 54,8% от общего долга региона.
Исходя из параметров соглашений о реструктуризации Астраханская область обязана ежегодно сокращать объем государственного долга с целью доведения параметров долга к 01.01.2025 до уровня менее 50% от собственных доходов.
За период 2017 - 2018 годов бюджету региона удалось значительно сократить долговую нагрузку в абсолютном и относительном выражении. Государственный долг Астраханской области за указанный период сокращен с 29499,5 до 22204,6 млн рублей (на 01.01.2019), с 135,4% от собственных доходов полученных за 2016 год до 65,2% от собственных доходов бюджета, полученных за 2018 год.
Начиная с 2017 года налоговые и неналоговые доходы бюджета Астраханской области имеют тенденцию к росту. Объем собственных доходов за 2017 год составил 28506,3 млн рублей, рост по отношению к 2016 году составил 6726,1 млн рублей или 131%.
За 2018 год поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области составили 34044,4 млн рублей (рост к уровню 2017 года на 19,4% или 5538 млн рублей).
Прогноз налоговых и неналоговых доходов на 2019 год составил 37226,2 млн рублей или 109,3% по отношению к 2018 году.
Реализация программы финансового оздоровления и социально-экономического развития Астраханской области на 2016 - 2019 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Астраханской области от 26.08.2016 N 347-Пр, позволила бюджету Астраханской области оптимизировать расходы и мобилизовать доходную часть бюджета. Бюджетный эффект, полученный от реализации программы, позволил региону направлять значительные денежные средства на сокращение долга, что привело к повышению долговой устойчивости и инвестиционной привлекательности региона.
2.1. О ситуации с поступлением налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов, показывает устойчивую положительную динамику.
Так, объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области во все уровни бюджетов, увеличился с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 160,6 млрд рублей в 2018 году.
При этом доля налогов, остающихся на территории области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.
Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,6% в 2018 году.
Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:
- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;
- проведением "налогового маневра";
- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;
- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.
Правительство Астраханской области совместно с Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации рассматривает возможность внесения изменений в налоговое законодательство.
За период с 2015 по 2018 год общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области увеличился с 31,3 до 42,8 млрд рублей. Темп роста к 2017 году составил 116,3%, к 2016 году - 143,1%, к 2015 году - 136,9%.
По темпу роста налоговых и неналоговых доходов среди субъектов Российской Федерации Астраханская область занимала по итогам 2018 года 23 место, по итогам 2017 года - 6 место, по итогам 2016 года - 81 место.
По динамике роста доходов в Южном федеральном округе Астраханская область занимает по итогам 2018 года второе место с показателем темпа роста 116,27% после Республики Калмыкия (118,43%) (темп роста по ЮФО - 109,59%).
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2018 год составило 42 847,4 млн рублей или 109,9% от прогнозных назначений. Исполнение первоначального бюджета Астраханской области составило 119,9% (таблица 1).
Основной причиной увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета Астраханской области является рост доходов по налогу на прибыль организаций вследствие увеличения платежей по данному налогу от крупных налогоплательщиков.
Кроме того, на увеличение доходов повлияло принятие законов Астраханской области, отменяющих ряд льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, а также увеличение ставок транспортного налога.
Основные доходные источники | Фактическое исполнение | Первоначальный прогноз на 2018 год | Факт за 2018 год | Процент исполнения первоначального плана 2018 года (%) | Темп роста фактического исполнения за 2018 год к фактическому исполнению (%) | ||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2015 года | 2016 года | 2017 года | ||||
Налоговые и неналоговые доходы | 31300,9 | 29938,9 | 36851,8 | 35732,9 | 42847,4 | 119,9 | 136,9 | 143,1 | 116,3 |
Налоговые доходы | 29111,7 | 27967,7 | 34919,3 | 33924,8 | 40861,6 | 120,4 | 140,4 | 146,1 | 117,0 |
Налог на прибыль организаций | 7984,9 | 6055,4 | 11283,5 | 9542,3 | 14400,3 | 150,9 | 180,3 | 237,8 | 127,6 |
Налог на доходы физических лиц | 11653,5 | 11842,0 | 12555,8 | 12378,7 | 14098,1 | 113,9 | 121,0 | 119,1 | 112,3 |
Акцизы на алкогольную продукцию и пиво | 60,6 | 31,1 | 188,7 | 250,5 | 247,3 | 98,7 | 408,1 | 795,2 | 131,1 |
Акцизы на нефтепродукты | 1746,2 | 2353,1 | 1746,3 | 1623,3 | 1896,4 | 116,8 | 108,6 | 80,6 | 108,6 |
Налог по упрощенной системе | 1349,1 | 1369,1 | 1493,7 | 1478,6 | 1733,1 | 117,2 | 128,5 | 126,6 | 116,0 |
Единый налог на вмененный доход | 425,8 | 447,7 | 423,7 | 451,8 | 385,6 | 85,3 | 90,6 | 86,1 | 91,0 |
Налог на имущество организаций | 4022,2 | 3881,9 | 5121,4 | 6145,3 | 5869,4 | 95,5 | 145,9 | 151,2 | 114,6 |
Транспортный налог | 688,5 | 699,2 | 783,7 | 765,5 | 823,1 | 107,5 | 119,5 | 117,7 | 105,0 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 21,3 | 21,3 | 18,6 | 21,9 | 14,8 | 67,6 | 69,5 | 69,5 | 79,6 |
Прочие налоговые доходы | 1159,6 | 1266,9 | 1303,9 | 1266,9 | 1393,5 | 110,0 | 120,2 | 110,0 | 106,9 |
Неналоговые доходы | 2189,1 | 1971,2 | 1932,5 | 1808,1 | 1985,8 | 109,8 | 90,7 | 100,7 | 102,8 |
Доходы от использования имущества | 887,9 | 902,2 | 880,6 | 811,4 | 897,1 | 110,6 | 101,0 | 99,4 | 101,9 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 87,4 | 50,0 | 60,2 | 57,8 | 49,2 | 85,1 | 56,3 | 98,4 | 81,7 |
Доходы от продажи имущества и земельных участков | 365,2 | 294,8 | 332,8 | 316,7 | 255,7 | 80,7 | 70,0 | 86,7 | 76,8 |
Штрафы, санкции, возмещение вреда | 507,5 | 414,4 | 402,1 | 392,5 | 550,3 | 140,2 | 108,4 | 132,8 | 136,9 |