(с изменениями на 12 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 13.12.2021 N 890-ПП, от 10.02.2022 N 83-ПП, от 02.06.2022 N 348-ПП, от 28.07.2022 N 504-ПП, от 04.08.2022 N 527-ПП, от 27.12.2022 N 931-ПП, от 18.01.2023 N 20-ПП, от 09.03.2023 N 167-ПП, от 23.03.2023 N 188-ПП, от 17.08.2023 N 588-ПП, от 19.10.2023 N 752-ПП, от 21.12.2023 N 963-ПП, от 25.12.2023 N 1010-ПП, от 15.02.2024 N 75-ПП, от 12.09.2024 N 604-ПП)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2023 N 622-ПП "Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 19.10.2023 N 752-ПП)
1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области" (прилагается).
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 28.07.2022 N 504-ПП, от 19.10.2023 N 752-ПП)
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года" ("Областная газета", 2013, 13 ноября, N 540-545) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 386-ПП, от 27.05.2014 N 462-ПП, от 24.07.2014 N 625-ПП, от 19.09.2014 N 805-ПП, от 01.10.2014 N 840-ПП, от 23.10.2014 N 909-ПП, от 23.10.2014 N 910-ПП, от 19.11.2014 N 1039-ПП, от 18.12.2014 N 1167-ПП, от 04.03.2015 N 131-ПП, от 02.06.2015 N 460-ПП, от 22.07.2015 N 651-ПП, от 29.07.2015 N 681-ПП, от 16.09.2015 N 828-ПП, от 29.01.2016 N 61-ПП, от 16.02.2016 N 107-ПП, от 02.03.2016 N 134-ПП, от 20.04.2016 N 279-ПП, от 19.07.2016 N 498-ПП, от 12.10.2016 N 718-ПП, от 29.12.2016 N 949-ПП, от 05.07.2017 N 507-ПП, от 24.08.2017 N 609-ПП, от 31.10.2017 N 801-ПП, от 30.11.2017 N 888-ПП, от 14.12.2017 N 937-ПП, от 21.12.2017 N 986-ПП, от 29.12.2017 N 1035-ПП, от 29.03.2018 N 167-ПП, от 03.05.2018 N 248-ПП, от 10.05.2018 N 283-ПП, от 31.05.2018 N 330-ПП, от 27.09.2018 N 647-ПП, от 29.11.2018 N 851-ПП, от 20.12.2018 N 911-ПП, от 26.12.2018 N 958-ПП, от 07.03.2019 N 146-ПП, от 28.06.2019 N 388-ПП, от 07.11.2019 N 771-ПП, от 14.11.2019 N 802-ПП, от 12.12.2019 N 919-ПП, от 19.12.2019 N 947-ПП, от 25.12.2019 N 989-ПП, от 02.04.2020 N 193-ПП, от 16.04.2020 N 239-ПП, от 04.06.2020 N 370-ПП, от 10.12.2020 N 915-ПП, от 24.12.2020 N 996-ПП, от 15.04.2021 N 227-ПП, от 17.06.2021 N 362-ПП и от 29.07.2021 N 464-ПП.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 10.02.2022 N 83-ПП)
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
5. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 13.12.2021 N 890-ПП, от 10.02.2022 N 83-ПП, от 02.06.2022 N 348-ПП, от 28.07.2022 N 504-ПП, от 04.08.2022 N 527-ПП, от 27.12.2022 N 931-ПП, от 18.01.2023 N 20-ПП, от 09.03.2023 N 167-ПП, от 23.03.2023 N 188-ПП, от 17.08.2023 N 588-ПП, от 19.10.2023 N 752-ПП, от 21.12.2023 N 963-ПП, от 25.12.2023 N 1010-ПП, от 15.02.2024 N 75-ПП, от 12.09.2024 N 604-ПП)
Утратил силу с 1 января 2024 года. - Постановление Правительства Свердловской области от 19.10.2023 N 752-ПП.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 19.10.2023 N 752-ПП)
Свердловская область является регионом с выраженным промышленным характером экономического развития и высокой плотностью населения в городах. На сельских территориях Свердловской области проживает 14,2% к общей численности населения, что намного ниже среднероссийского уровня (25,3%). На начало 2023 года на 1000 горожан приходилось 165 сельских жителей.
Площадь территории Свердловской области занимает 1,13% от территории Российской Федерации и составляет 19430,7 тыс. га, из них 13,2% - сельскохозяйственные угодья, 7,6% - пашня и 57,1% - земли сельскохозяйственного назначения. По территории Свердловская область является самой крупной на Урале, однако обеспеченность сельскохозяйственными землями является минимальной и составляет 0,6 га на одного жителя.
Агропромышленный комплекс Свердловской области включает около 300 сельскохозяйственных организаций, более 800 предприятий, осуществляющих производство и переработку пищевых продуктов и напитков, около 700 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Сельскохозяйственные товаропроизводители специализируются на производстве молока, мяса, яйца, картофеля, овощей и фуражного зерна. Растениеводство в сельскохозяйственных организациях в основном ориентировано на производство фуражного зерна, кормов и технических культур с целью обеспечения кормовой базой отрасли животноводства.
По данным статистики, за 2021 год уровень самообеспечения населения Свердловской области (от факта потребления) основными видами сельскохозяйственной продукции составил: по молоку и молокопродуктам - 74,4%, мясу и мясопродуктам - 55,1%, яйцу и яйцепродуктам - 107,1%, картофелю - 88,6%, овощам - 33,3%, фруктам и ягодам - 16,1%. Свердловская область практически в полном объеме обеспечивает население яйцом, яйцепродуктами и картофелем собственного производства. Уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам с 2017 по 2021 год возрос на 7,8 процентных пункта.
Среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства в сопоставимой оценке за период с 2018 по 2022 год колеблются от 5,0 до 8,9 процентных пункта. В неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции 2020 и 2021 годы объемы производства продукции в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года составили 97,7 и 90,7% соответственно.
Пищевая и перерабатывающая промышленность включает в себя 11 отраслей: мясная, молочная, масложировая, хлебопекарная, кондитерская, мукомольно-крупяная, рыбоперерабатывающая, безалкогольная, пивоваренная, табачная, плодоовощная консервация. Предприятиями, производящими пищевые продукты, выпускается практически весь ассортимент продукции, представленной на рынке Свердловской области.
Среднегодовые темпы прироста объема отгруженных товаров собственного производства за период с 2018 по 2022 год колеблются в производстве пищевых продуктов от 2,2 до 10,8%, производстве напитков - от 3,4 до 21,0%. В 2022 году индекс физического объема в производстве пищевых продуктов составил 94,9%, производстве напитков - 87,5%.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
1) недостаточный уровень инвестиционной и инновационной активности организаций агропромышленного комплекса, внедрения наукоемких и цифровых технологий производства продукции при возрастающем уровне конкуренции со стороны соседних регионов. Среднегодовой объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве крупными и средними организациями с 2018 по 2022 год изменился незначительно и составил в 2018 году 6,2 млрд. рублей, в 2022 году - 7,0 млрд. рублей. В производстве пищевых продуктов и напитков объем инвестиций в основной капитал на протяжении 2018 - 2020 годов варьировался от 2,5 млрд. рублей до 4,0 млрд. рублей;
2) ценовой диспаритет между продукцией сельского хозяйства и материально-техническими ресурсами, используемыми в сельскохозяйственном производстве, и низкая рентабельность производства. Значительное влияние на эффективность производства продукции сельского хозяйства оказывает сохраняющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. На конец декабря 2022 года индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции к декабрю 2021 года составил 105,6%, индекс цен производителей промышленных товаров - 104,3%, индекс цен на продукцию инвестиционного назначения - 116,4%;
3) высокий уровень издержек на производство продукции в пищевой и перерабатывающей отрасли, в том числе вследствие необеспеченности отрасли сельскохозяйственным сырьем необходимого объема и качества. Сельскохозяйственные товаропроизводители Свердловской области практически полностью обеспечивают сырьем молокоперерабатывающие предприятия Свердловской области, однако мясоперерабатывающая отрасль практически полностью зависит от привозного сырья как российского, так и импортного производства. Ввиду отсутствия на территории Свердловской области достаточного объема продовольственного зерна единственный производитель муки "Первомайский мукомольный завод" - филиал акционерного общества "Агентство по развитию рынка продовольствия" - закупает зерно в других зернопроизводящих регионах, что в итоге сказывается на стоимости готовой продукции. Хлебокомбинаты закупают муку из других зернопроизводящих регионов, что с учетом логистической составляющей приводит к снижению рентабельности готовой продукции. С 2016 по 2022 год значительно поменялась структура потребительского спроса, что привело к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий на 7,1% и колбасных изделий на 22,4%;
4) импортозависимость в поставках племенных животных и птицы, оборудования для животноводства, кормовых добавок при производстве кормов, вакцин и ветеринарных препаратов, приобретении оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. В птицеводстве высокая импортозависимость в оборудовании для содержания птицы: на начало 2023 года доля импортного клеточного оборудования составляла 43% у птицефабрик мясного направления и 75% у птицефабрик яичного направления.
Практически все кормовые добавки и витамины, используемые при производстве комбикормов, импортируются. Из-за отсутствия в России производства необходимых компонентов большую часть рынка занимают импортные аминокислоты (90%) и витамины (100%) (страны Евросоюза, Китай).
В Свердловской области создана прочная генетическая база для разведения крупного рогатого скота, которая позволяет полностью уйти от импорта племенного скота, но в птицеводстве и свиноводстве ситуация остается сложной и импортозависимость по-прежнему высокая. Племенные птицеводческие предприятия Свердловской области яичного направления на 100% зависят от поставок генетического материала (чистые линии, прародительские формы) из-за рубежа.
Введение санкций (дефицит и удорожание импортных упаковочных, комплектующих и расходных материалов, а также ингредиентов для пищевого производства) подтолкнуло предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области к развитию и усовершенствованию производства, импортозамещению внутри страны (поиску российских аналогов запасных частей, упаковки, комплектующих), использованию механизма параллельного импорта;
5) медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, что приводит к дефициту квалифицированных кадров в агропромышленном комплексе Свердловской области. Численность сельского населения в Свердловской области продолжает сокращаться. На 1 января 2019 года в сельской местности проживало 649,7 тыс. человек, или 15,0% от общей численности населения Свердловской области. На 1 января 2023 года численность сельского населения сократилась до 600 тыс. человек, или 14,2%. В основном происходит отток трудоспособного населения из сельской местности: за период с 2018 по 2022 год доля трудоспособного населения в сельской местности сократилась на 3 процентных пункта и составила 57%. Уровень безработицы среди сельского населения в 1,6 раза превышает уровень безработицы городского населения.
Потребительский рынок является важнейшей частью экономики Свердловской области, обеспечивая потребности жителей в услугах торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. По состоянию на 31 декабря 2022 года потребительский рынок Свердловской области обеспечивает занятость 15,7% работающего населения Свердловской области, формирует 14,9% валового регионального продукта и обеспечивает 23,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Свердловской области (данные показатели в 2018 году - 20,2 и 18% соответственно).
Потребительский рынок Свердловской области характеризуется динамичными темпами роста объемных показателей, увеличением сети розничной торговли и общественного питания, качественным улучшением ее структуры. Оборот розничной торговли за период с 2018 по 2022 год увеличился на 191,0 млрд. рублей и составил 1321,0 млрд. рублей. Доля продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2022 году составила 47,4%, доля непродовольственных товаров - 52,6%. В Свердловской области деятельность осуществляют 27 тыс. объектов торговли, из них 21,9 тыс. магазинов.
Розничная торговая сеть по основным статическим показателям существенно различается в зависимости от территории. В целом по Свердловской области фактическая обеспеченность торговыми площадями в 2022 году составила 1204 кв. метра на 1000 жителей (против 1068 кв. метров в 2018 году), обеспеченность сельского населения - 448 кв. метров на 1000 жителей.
Наиболее развитая инфраструктура отмечается в крупных муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), при этом в отдаленных населенных пунктах торговая сеть развита слабее. По данным органов местного самоуправления муниципальных образований, на 1 января 2023 года из 1598 сельских населенных пунктов Свердловской области:
в 918 - работали магазины, павильоны, киоски;
в 118 - было организовано выездное обслуживание;
в 13 - работали "магазины на дому";