Правительство Ленинградской области
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 21 декабря 2011 года N 120

     
Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы"



В целях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", создания инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области

приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы" согласно приложению.

2. Отделу общего и дополнительного образования (Шаповалова А.Д.) обеспечить выполнение ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы".

3. Планово-экономическому отделу (Бойцова Е.В.) предусматривать в бюджетной заявке по отрасли "Образование" на 2012-2014 годы средства для финансирования мероприятий ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы".

4. Отделу финансирования и бухгалтерского учета (Юрик А.В.) финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы" осуществлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель комитета
С.В.Тарасов

     

УТВЕРЖДЕН
приказом комитета общего
и профессионального образования
Ленинградской области
от 21 декабря 2011 года N 120

     

Паспорт
ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы"

Наименование главного распорядителя бюджетных средств

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Наименование ведомственной целевой программы

Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения), или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта

Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тарасов Сергей Валентинович

Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21 декабря 2011 года N 120

Обоснование разработки Программы

Разработка Программы обусловлена необходимостью создания в Ленинградской области условий для выявления и сопровождения одаренных детей в региональной образовательной системе в целях их личностного, профессионального и социального развития.

Данная необходимость обусловлена современной государственной и региональной политикой в сфере образования, определенной в следующих нормативных правовых документах:

Указе Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 года N 283);

Мероприятиях Приоритетного национального проекта "Образование";

Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Пр-271);

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);

Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р);

Федеральной целевой программе развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);

Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2006 N 146 "О премиях для поддержки талантливой молодёжи";

Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников";

Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2008 N 74 "Об утверждении правил присуждения премий для поддержки талантливой молодёжи и порядка выплаты указанных премий";

Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 286 "Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников";

Методических рекомендациях Министерства образования и науки по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей от 17.12.2010 N 06-1260;

Областном законе "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" от 22 сентября 2011 года N 72-оз;

Сводном перечне целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 219);

Долгосрочной целевой программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 N 71 (с изменениями);

Постановлении Губернатора Ленинградской области от 04.09.2007 N 166-пг "О премиях Губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи" (с изменениями);

Постановлении Губернатора Ленинградской области от 13.10.2008 N 202-пг "О реализации в Ленинградской области Приоритетного национального проекта "Образование" в части государственной поддержки талантливой молодежи" (с изменениями);

Распоряжении Губернатора Ленинградской области от 12.09.2001 N 426-рг "Об учреждении ежемесячных стипендий Губернатора Ленинградской области для особо одаренных студентов - выпускников школ Ленинградской области из социально незащищенных семей" (с изменениями);

Приказе комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.05.2006 N 395 "Об утверждении Концепции создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся Ленинградской области";

Приказе комитета "Об утверждении Положения об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области" от 10 мая 2011 года N 28;

Письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 19-1790/07 "О моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных учреждениях Ленинградской области"

Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области

В сфере социальной политики Программа будет способствовать созданию условий для:

-
развития региональной системы выявления и содействия детской одаренности средствами образования;

- удовлетворения образовательных запросов обучающихся, семей обучающихся посредством формирования инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей качество, доступность, вариативность и индивидуализацию образования в целях выявления и развития особых способностей детей (интеллектуальных, художественных, спортивных и др.);

- профессионального и личностного роста, реализации творческого потенциала работников региональной системы образования, ведущих работу с одаренными детьми.

В сфере экономической политики Программа предполагает:

- содействие широкому внедрению практико-ориентированного содержания и технологий образования, способствующих подготовке одаренных детей к профессиональному самоопределению и успешной деятельности на рынке труда;

- содействие обеспечению рынка труда Ленинградской области квалифицированными работниками, готовыми трудиться с полным и эффективным приложением своих способностей.

В сфере бюджетной политики Программа обеспечит:

- эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, путем отбора исполнителей на конкурсной основе;

- осуществление реализации бюджетных средств на целевой основе посредством выделения субсидий, что позволит контролируемо осуществлять расходы, а также соблюдать принципы разумной достаточности при формировании структуры бюджетных средств

Цели и задачи ведомственной целевой программы

Цель:

Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области

Задачи:

1. Обновление региональной концептуальной базы работы с одаренными детьми.

2. Формирование инновационных моделей муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

3. Оснащение материально-технической и учебной базы муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

4. Научно-методическое сопровождение деятельности муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми

Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа

Потенциальная численность целевой группы составляет 129435 чел., в том числе 43145 человек, каждый третий обучающийся общеобразовательных школ Ленинградской области, которые будут принимать непосредственное участие в реализации образовательных программ, конкурсных и спортивных мероприятий, исследовательских проектов, профориентационных и социально ориентированных программ, проводимых муниципальными (окружными) центрами по работе с одаренными детьми. Остальные 2/3 численности целевой группы будут включены в реализацию отдельных мероприятий программы

Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы

Разработка комплекта документов и материалов составляющих актуальную региональную концептуальную базу работы с одаренными детьми.

Разработка информационно-методических материалов по результатам регионального эксперимента на тему "Разработка и апробация муниципальных моделей центров по организации работы с одаренными учащимися".

Подготовка и издание статей и информационных материалов, популяризующих научно-методологический подход в работе с одаренными учащимися.

Формирование моделей муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

Оснащение материально-технической и учебной базы муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

Создание системы научно-методического сопровождения деятельности муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми

Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы

1. Комплект документов и материалов, составляющих актуальную региональную концептуальную базу работы с одаренными детьми: издание в 2012 году 1 сборника нормативных правовых документов и методических материалов.

2. Информационно-методический сборник результатов регионального эксперимента на тему "Разработка и апробация муниципальных моделей центров по организации работы с одаренными учащимися": издание в 2013 году 1 сборника.

3. Сборник статей и информационных материалов, популяризующих научно-методологический подход в работе с одаренными учащимися: издание в 2014 году 1 сборника.

4. Формирование моделей муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми, включающей 13 центров:

2012 год: 4 модели;

2013 год: 5 моделей;

2014 год: 4 модели.

5. Укрепление материально-технической базы 5 муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми:

2012 год: 1 муниципальный (окружной) центр;

2013 год: 2 муниципальных (окружных) центра;

2014 год: 2 муниципальных (окружных) центра.

6. Создание системы научно-методического сопровождения деятельности муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

7. Доля одаренных школьников непосредственно обучающихся в муниципальных (окружных) центрах по работе с одаренными детьми не менее 10% от общей численности обучающихся дневных общеобразовательных учреждений муниципальных образований, на территории которых осуществляется деятельность данных центров: 2012 год - 5,5% (7118 чел.); 2013 год - 8% (10354 чел.); 2014 год - 10% (12943 чел.).

8. Доля обучающихся, принимающих участие в конкурсных и спортивных мероприятиях, исследовательских проектах, профориентационных и социально ориентированных программах, проводимых муниципальными (окружными) центрами по работе с одаренными детьми не менее 33% от общей численности обучающихся дневных общеобразовательных учреждений муниципальных образований, на территории которых осуществляется деятельность данных центров: 2012 год - 6,6% (8542 чел.); 2013 год - 19,8% (25628 чел.); 2014 год - 33% (42713 чел.).

9. Увеличение доли учащихся 9-11-х классов, включенных в олимпиадное движение на региональном уровне, с 5,3% (1390 чел.) до 5,6% (1468 чел.): 2012 год - 5,4% (1416 чел.); 2013 год - 5,5% (1442 чел.); 2014 год - 5,6% (1468 чел.)

Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы

Мероприятие 1. Обновление региональной концептуальной, нормативно-правовой и информационно-методической базы для работы с одаренными детьми

Обновление региональной концептуальной базы работы с одаренными детьми: разработка новой, с учетом современных задач в области поддержки детской одаренности, редакции региональной Концепции создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся Ленинградской области; разработка концепции выявления, развития и поддержки одаренных детей по видам одаренности: научной, творческой, технической, спортивной.

Срок выполнения - 2012 год.

Разработка информационно-методических материалов по результатам регионального эксперимента на тему "Разработка и апробация муниципальных моделей центров по организации работы с одаренными учащимися".

Срок выполнения - 2013 год.

Подготовка и издание статей и информационных материалов, популяризующих научно-методологический подходов в работе с одаренными учащимися.

Срок выполнения - 2014 год.

Мероприятие 2. Формирование моделей муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми

Формирование 13 моделей муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

Срок выполнения - 2012-2014 годы.

Мероприятие 3. Оснащение материально-технической и учебной базы центров по работе с одаренными детьми

Оснащение материально-технической и учебной базы 5 муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

Срок выполнения - 2012-2014 гг.

Мероприятие 4. Осуществление научно-методического руководства деятельностью ресурсных центров по работе с одаренными детьми

Научно-методическое сопровождение деятельности муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

Срок выполнения - 2012-2014 гг.

Объем финансирования ведомственной целевой программы

21000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 7000,0 тыс. рублей

2013 год - 7000,0 тыс. рублей

2014 год - 7000,0 тыс. рублей

Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы

1. Наличие нормативных документов муниципального (окружного) уровня по работе с одаренными обучающимися, согласованных с нормативными требованиями федерального и регионального уровней.

2. Формирование сети специализированных учреждений (организаций) - региональных и муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми.

3. Обеспеченность реализации программ сопровождения одаренных обучающихся соответствующим оборудованием, в том числе компьютерной мультимедийной техникой, программным обеспечением.

4. Увеличение числа положительных отзывов о работе муниципальных (окружных) центров по работе с одаренными детьми в региональной образовательной системе.

5. Наличие сайтов, блогов педагогов, работающих с одаренными детьми, муниципальных (окружных) центров по проблемам работы с одаренными детьми в различных формах.

6. Наличие программ сопровождения развития одаренных детей.

7. Наличие положительной динамики качества подготовки одаренных детей (по результатам олимпиад, конкурсов, соревнований различных уровней).

8. Наличие Банка данных одаренных детей в региональной и муниципальных образовательных системах.

Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы

Контроль результативности ведомственной целевой программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в форме мониторинга, в ходе проведения которого собирается и анализируется информация о результатах программы.

Результаты мониторинга по утвержденной форме представляются в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности.

Отчет о реализации ведомственной целевой программы представляется по утвержденной форме ежегодно комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности и комитет финансов в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности

     

     

1. Анализ ситуации.

     

Описание целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов ведомственной целевой программы

Важным условием дальнейшего развития Российского государства является обеспеченность экономики квалифицированными, готовыми к решению задач инновационного развития, кадрами, способными направить свои талант и способности на благо Отечества.

В связи с этим одной из важнейших задач современного этапа модернизации российского образования является формирование образовательной среды, способствующей выявлению талантливых и одаренных детей, раскрытию их способностей, поддержке их в самореализации.

Государственная и региональная политика в области организации работы с одаренными и талантливыми детьми регулируются нормативными правовыми документами:

Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 года N 283);

Мероприятия Приоритетного национального проекта "Образование";

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Пр-271);

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);

План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р);

Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2006 N 146 "О премиях для поддержки талантливой молодёжи";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 285 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2008 N 74 "Об утверждении правил присуждения премий для поддержки талантливой молодёжи и порядка выплаты указанных премий";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.10.2007 N 286 "Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников";

Областной закон "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года" от 22 сентября 2011 года N 72-оз;

Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 219);

Долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 N 71 (с изменениями);

Постановление Губернатора Ленинградской области от 04.09.2007 N 166-пг "О премиях Губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи" (с изменениями);

Постановление Губернатора Ленинградской области от 13.10.2008 N 202-пг "О реализации в Ленинградской области Приоритетного национального проекта "Образование" в части государственной поддержки талантливой молодежи" (с изменениями);

Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 12.09.2001 N 426-рг "Об учреждении ежемесячных стипендий Губернатора Ленинградской области для особо одаренных студентов - выпускников школ Ленинградской области из социально незащищенных семей" (с изменениями);

Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 17.05.2006 N 395 "Об утверждении Концепции создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся Ленинградской области";

Приказ комитета "Об утверждении Положения об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области" от 10 мая 2011 года N 28;

Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 19-1790/07 "О моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных учреждениях Ленинградской области".

В настоящее время в Ленинградской области задачи выявления и поддержки детской одаренности средствами образования решаются в основном в условиях общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В условиях общеобразовательной школы эта работа осуществляется, как правило, в рамках внеурочной деятельности в таких традиционных формах, как:

- факультативы по учебным предметам,

- индивидуальные (групповые) занятия при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, выставкам и пр.,

- детские объединения по интересам (интеллектуальной, творческой, спортивной направленностей).

В условиях образовательного учреждения дополнительного образования детей традиционно реализуются дополнительные образовательные программы разной направленности в форме детских объединений по интересам (кружки, клубы, студии, секции).

Занятия с обучающимися, как правило, ведут педагогические работники данных образовательных учреждений, что не всегда позволяет обеспечить запросы обучающихся в соответствии с их запросами и способностями.

Редко привлекаются преподаватели образовательных учреждений профессионального образования, сотрудники научных учреждений, специалисты в определенной области деятельности. Практически не используется сетевой ресурс муниципальной образовательной сети.

При таком подходе не эффективно используются имеющиеся в системе образования ресурсы: кадровые, материально-технические, учебно-лабораторные, которые могут быть направлены на оказание помощи большему числу одаренных детей.

Состав групп обучающихся, формируемых как на базе общеобразовательных учреждений, так и в учреждениях дополнительного образования детей определяется на основе:

а) добровольного выбора содержания и формы занятий,

б) общей успешности, либо простого интереса ребенка к той или иной области деятельности.

Крайне редко в формировании таких групп принимают участие специалисты-практики, которые могли бы содействовать выявлению одаренных и талантливых детей для обучения по специальным программам. В образовательных учреждениях общего и дополнительного образования детей, за исключением отдельных случаев, отсутствует система комплексного (психолого-педагогического и социального) сопровождения одаренных детей.

Имеющий место при организации работы с одаренными обучающимися подход не позволяет в полной мере обеспечить реализацию направлений современной государственной и региональной политики в области выявления и развития одаренных обучающихся.

В связи с этим необходимо формирование системного подхода в реализации данного направления, разработка и включение новых элементов образовательной системы и механизмов взаимодействия всех уровней, на которых осуществляется работа по выявлению и развитию одаренных детей: школьного, муниципального, регионального. Необходимо формирование инновационной образовательной инфраструктуры для работы с талантливыми и одаренными детьми.

Смысл инновационной инфраструктуры заключается в создании в сети новых структур (специализированные учреждения - муниципальные (окружные) центры, работающие с одарёнными детьми по всем направлениям) или же организующих свою деятельность в работе с одарёнными детьми на основе сетевое взаимодействие ряда образовательных учреждений, а так же выстраивании новых связей между ними, возможно, за счёт создания на базе учреждений инновационных площадок, разрабатывающих определённые направления для одарённых детей, реализации инновационных проектов, предназначенных для данной категории детей.

Инновационная образовательная инфраструктура характеризуется новыми элементами содержания образования и систем воспитания, новыми педагогическими технологиями, учебно-методическими и учебно-лабораторными комплексами, новыми формами и средствами обучения, новыми образовательными моделями.

Такие образовательные модели реализуются при наличии современной инфраструктуры, включающей:

а) актуальную концептуальную и нормативно-правовую базу регионального, муниципального и локального уровней, регулирующую работу с одаренными детьми в учреждениях образования разного типа и вида,

б) инновационные образовательные программы и проекты, реализующиеся, в том числе, с использованием ресурсов сетевого взаимодействия образовательных учреждений и дистанционных форм обучения, позволяющие удовлетворить образовательный запрос одаренного ребенка в любой области деятельности,

в) образовательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми, то есть имеющие:

- финансовые, современные материально-технические, учебно-методические ресурсы, необходимые для реализации индивидуальных образовательных программ, дистанционного обучения, внедрения вариативных систем контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся, осуществление образовательного процесса, в том числе, на основе сетевого и/или социального взаимодействия,

- кадровый состав административных и педагогических работников, в том числе педагогов-тьюторов, обеспечивающих обучение и сопровождение одаренных детей,

- возможность предоставить одаренным обучающимся квалифицированное психолого-педагогическое и социальное сопровождение,

- взаимодействие с научно-педагогическими организациями и учреждениями, осуществляющими научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми.

С 2002 года в Ленинградской области действует специализированное образовательное учреждение, ведущее работу с одаренными обучающимися - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект". Основной формой работы Центра является реализация дополнительных образовательных программ в рамках профильных учебных сессий продолжительностью от одной до двух недель. В Центре созданы условия для одновременного проживания и обучения 85 детей. Образовательный процесс ведут опытные учителя, педагоги дополнительного образования детей, а также ведущие преподаватели и ученые системы высшего профессионального образования, лучшие педагоги Ленинградской области. Работа учреждения осуществляется в течение всего учебного года, включая школьные каникулы. Ежегодно на базе Центра "Интеллект" проходят обучение 1100 одаренных школьников из всех муниципальных районов Ленинградской области.

Центр "Интеллект" организует проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, проведение региональных предметных олимпиад, организует учебно-тренировочные сборы по подготовке команд школьников для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, является региональной площадкой для проведения конференций для одаренных обучающихся, научно-практических конференций для педагогов работающих с одаренными детьми.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»