ПРИКАЗ
от 21 декабря 2011 года N 120
В целях реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", создания инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области
приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы" согласно приложению.
2. Отделу общего и дополнительного образования (Шаповалова А.Д.) обеспечить выполнение ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы".
3. Планово-экономическому отделу (Бойцова Е.В.) предусматривать в бюджетной заявке по отрасли "Образование" на 2012-2014 годы средства для финансирования мероприятий ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы".
4. Отделу финансирования и бухгалтерского учета (Юрик А.В.) финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы" осуществлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель комитета
С.В.Тарасов
Паспорт
ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы"
Наименование главного распорядителя бюджетных средств | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Наименование ведомственной целевой программы | Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения), или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта | Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Тарасов Сергей Валентинович |
Обоснование разработки Программы | Разработка Программы обусловлена необходимостью создания в Ленинградской области условий для выявления и сопровождения одаренных детей в региональной образовательной системе в целях их личностного, профессионального и социального развития. |
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Ленинградской области | В сфере социальной политики Программа будет способствовать созданию условий для: |
Цели и задачи ведомственной целевой программы | Цель: |
Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа | Потенциальная численность целевой группы составляет 129435 чел., в том числе 43145 человек, каждый третий обучающийся общеобразовательных школ Ленинградской области, которые будут принимать непосредственное участие в реализации образовательных программ, конкурсных и спортивных мероприятий, исследовательских проектов, профориентационных и социально ориентированных программ, проводимых муниципальными (окружными) центрами по работе с одаренными детьми. Остальные 2/3 численности целевой группы будут включены в реализацию отдельных мероприятий программы |
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы | Разработка комплекта документов и материалов составляющих актуальную региональную концептуальную базу работы с одаренными детьми. |
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы | 1. Комплект документов и материалов, составляющих актуальную региональную концептуальную базу работы с одаренными детьми: издание в 2012 году 1 сборника нормативных правовых документов и методических материалов. |
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ведомственной целевой программы | Мероприятие 1. Обновление региональной концептуальной, нормативно-правовой и информационно-методической базы для работы с одаренными детьми |
Объем финансирования ведомственной целевой программы | 21000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы | 1. Наличие нормативных документов муниципального (окружного) уровня по работе с одаренными обучающимися, согласованных с нормативными требованиями федерального и регионального уровней. |
Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы | Контроль результативности ведомственной целевой программы и контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в форме мониторинга, в ходе проведения которого собирается и анализируется информация о результатах программы. |
Важным условием дальнейшего развития Российского государства является обеспеченность экономики квалифицированными, готовыми к решению задач инновационного развития, кадрами, способными направить свои талант и способности на благо Отечества.
В связи с этим одной из важнейших задач современного этапа модернизации российского образования является формирование образовательной среды, способствующей выявлению талантливых и одаренных детей, раскрытию их способностей, поддержке их в самореализации.
Государственная и региональная политика в области организации работы с одаренными и талантливыми детьми регулируются нормативными правовыми документами:
Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи" (с изменениями от 29 февраля 2008 года N 283);
Мероприятия Приоритетного национального проекта "Образование";
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, Пр-271);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р);
Федеральная целевая программа развития образования в Российской Федерации на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2006 N 146 "О премиях для поддержки талантливой молодёжи";
Сводный перечень целей и задач Правительства Ленинградской области по социально-экономическому развитию Ленинградской области на период до 2013 года и стратегическую перспективу до 2025 года (утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 219);
Долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 N 71 (с изменениями);
Постановление Губернатора Ленинградской области от 04.09.2007 N 166-пг "О премиях Губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи" (с изменениями);
Письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 26.04.2007 N 19-1790/07 "О моделях и технологиях психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательных учреждениях Ленинградской области".
В настоящее время в Ленинградской области задачи выявления и поддержки детской одаренности средствами образования решаются в основном в условиях общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В условиях общеобразовательной школы эта работа осуществляется, как правило, в рамках внеурочной деятельности в таких традиционных формах, как:
- факультативы по учебным предметам,
- индивидуальные (групповые) занятия при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, выставкам и пр.,
- детские объединения по интересам (интеллектуальной, творческой, спортивной направленностей).
В условиях образовательного учреждения дополнительного образования детей традиционно реализуются дополнительные образовательные программы разной направленности в форме детских объединений по интересам (кружки, клубы, студии, секции).
Занятия с обучающимися, как правило, ведут педагогические работники данных образовательных учреждений, что не всегда позволяет обеспечить запросы обучающихся в соответствии с их запросами и способностями.
Редко привлекаются преподаватели образовательных учреждений профессионального образования, сотрудники научных учреждений, специалисты в определенной области деятельности. Практически не используется сетевой ресурс муниципальной образовательной сети.
При таком подходе не эффективно используются имеющиеся в системе образования ресурсы: кадровые, материально-технические, учебно-лабораторные, которые могут быть направлены на оказание помощи большему числу одаренных детей.
Состав групп обучающихся, формируемых как на базе общеобразовательных учреждений, так и в учреждениях дополнительного образования детей определяется на основе:
а) добровольного выбора содержания и формы занятий,
б) общей успешности, либо простого интереса ребенка к той или иной области деятельности.
Крайне редко в формировании таких групп принимают участие специалисты-практики, которые могли бы содействовать выявлению одаренных и талантливых детей для обучения по специальным программам. В образовательных учреждениях общего и дополнительного образования детей, за исключением отдельных случаев, отсутствует система комплексного (психолого-педагогического и социального) сопровождения одаренных детей.
Имеющий место при организации работы с одаренными обучающимися подход не позволяет в полной мере обеспечить реализацию направлений современной государственной и региональной политики в области выявления и развития одаренных обучающихся.
В связи с этим необходимо формирование системного подхода в реализации данного направления, разработка и включение новых элементов образовательной системы и механизмов взаимодействия всех уровней, на которых осуществляется работа по выявлению и развитию одаренных детей: школьного, муниципального, регионального. Необходимо формирование инновационной образовательной инфраструктуры для работы с талантливыми и одаренными детьми.
Смысл инновационной инфраструктуры заключается в создании в сети новых структур (специализированные учреждения - муниципальные (окружные) центры, работающие с одарёнными детьми по всем направлениям) или же организующих свою деятельность в работе с одарёнными детьми на основе сетевое взаимодействие ряда образовательных учреждений, а так же выстраивании новых связей между ними, возможно, за счёт создания на базе учреждений инновационных площадок, разрабатывающих определённые направления для одарённых детей, реализации инновационных проектов, предназначенных для данной категории детей.
Инновационная образовательная инфраструктура характеризуется новыми элементами содержания образования и систем воспитания, новыми педагогическими технологиями, учебно-методическими и учебно-лабораторными комплексами, новыми формами и средствами обучения, новыми образовательными моделями.
Такие образовательные модели реализуются при наличии современной инфраструктуры, включающей:
а) актуальную концептуальную и нормативно-правовую базу регионального, муниципального и локального уровней, регулирующую работу с одаренными детьми в учреждениях образования разного типа и вида,
б) инновационные образовательные программы и проекты, реализующиеся, в том числе, с использованием ресурсов сетевого взаимодействия образовательных учреждений и дистанционных форм обучения, позволяющие удовлетворить образовательный запрос одаренного ребенка в любой области деятельности,
в) образовательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми, то есть имеющие:
- финансовые, современные материально-технические, учебно-методические ресурсы, необходимые для реализации индивидуальных образовательных программ, дистанционного обучения, внедрения вариативных систем контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся, осуществление образовательного процесса, в том числе, на основе сетевого и/или социального взаимодействия,
- кадровый состав административных и педагогических работников, в том числе педагогов-тьюторов, обеспечивающих обучение и сопровождение одаренных детей,
- возможность предоставить одаренным обучающимся квалифицированное психолого-педагогическое и социальное сопровождение,
- взаимодействие с научно-педагогическими организациями и учреждениями, осуществляющими научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми.
С 2002 года в Ленинградской области действует специализированное образовательное учреждение, ведущее работу с одаренными обучающимися - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества "Интеллект". Основной формой работы Центра является реализация дополнительных образовательных программ в рамках профильных учебных сессий продолжительностью от одной до двух недель. В Центре созданы условия для одновременного проживания и обучения 85 детей. Образовательный процесс ведут опытные учителя, педагоги дополнительного образования детей, а также ведущие преподаватели и ученые системы высшего профессионального образования, лучшие педагоги Ленинградской области. Работа учреждения осуществляется в течение всего учебного года, включая школьные каникулы. Ежегодно на базе Центра "Интеллект" проходят обучение 1100 одаренных школьников из всех муниципальных районов Ленинградской области.
Центр "Интеллект" организует проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, проведение региональных предметных олимпиад, организует учебно-тренировочные сборы по подготовке команд школьников для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, является региональной площадкой для проведения конференций для одаренных обучающихся, научно-практических конференций для педагогов работающих с одаренными детьми.