ПРИКАЗ
от 10 мая 2011 года N 28
Об утверждении Положения об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области
(с изменениями на 7 июня 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2012 года N 29 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 76, 06.09.2012).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения развития инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области
приказываю:
1. Утвердить Положение об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области согласно приложению.
2. Отделу общего и дополнительного образования (Шаповалова А.Д.) довести настоящий приказ до сведения руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений Ленинградской области.
3. Структурным подразделениям комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным учреждениям Ленинградской области руководствоваться вышеуказанным положением при организации и осуществлении инновационной деятельности.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель комитета
С.В.Тарасов
ПОЛОЖЕНИЕ
об инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области
(с изменениями на 7 июня 2012 года)
1.1. Настоящее Положение разработано на основе действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление инновационной деятельности в сфере образования:
Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями),
приказа комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10 марта 2011 года N 10 "Об утверждении Положения о Совете развития образования Ленинградской области".
1.2. Настоящее Положение регламентирует вопросы организации и осуществления инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области применительно к деятельности:
учреждений (организаций), оказывающих образовательные услуги на территории Ленинградской области,
органов, осуществляющих управление в сфере образования, на территории Ленинградской области,
общественных и иных организаций, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области.
1.3. Инновационная деятельность ведется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, перспектив социально-экономического развития Ленинградской области, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, интеграции региональной системы образования в федеральное и международное образовательное пространство.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
инновация в образовании - нововведение, влияющее на образование как социокультурную ценность, область деятельности, процесс и результат;
инновационная деятельность в образовании - действия, направленные на разработку и (или) осуществление инновационных изменений в образовании;
инновационные изменения в образовании - изменение образовательной системы, обеспечивающее качество образования в соответствии с современными социальными запросами и потребностями;
экспериментальная деятельность - вид инновационной деятельности, направленной на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых ко времени проведения эксперимента не урегулирован законодательством в сфере образования;
инновационный образовательный проект (программа), программа инновационной деятельности - оформленная в соответствии с установленными правилами система действий субъекта образования, направленных на разработку и (или) осуществление инновационных изменений в образовании;
региональный инновационный образовательный проект (программа), региональная программа инновационной деятельности, муниципальный инновационный образовательный проект (программа), муниципальная программа инновационной деятельности - инновационный образовательный проект (программа), программа инновационной деятельности, разработанная по заданию органа управления образованием регионального/муниципального уровня;
продукт инновационной образовательной деятельности - представленный в соответствии с требованиями результат инновационной деятельности субъекта образования;
центр по работе с одаренными детьми - образовательное учреждение дополнительного образования детей, либо структурное подразделение в составе учреждения общего и (или) дополнительного образования детей, осуществляющее функции по выявлению, поддержке, сопровождению одарённых детей и реализующее региональный (муниципальный) инновационный проект (программу), региональную (муниципальную) программу инновационной деятельности.
(Абзац дополнительно включен с 16 сентября 2012 года приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2012 года N 29)
1.5. Инновационная деятельность педагогов, педагогических объединений, образовательных учреждений (организаций), либо объединений образовательных учреждений (организаций) осуществляется в направлении совершенствования практики ее организации, осуществления ресурсного (научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического) обеспечения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2012 года приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2012 года N 29. - См. предыдущую редакцию)
1.6. Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных образовательных проектов (программ), программ инновационной деятельности (раздел IV настоящего Положения), разработанных по заданиям органов, осуществляющих управление в сфере образования, на территории Ленинградской области, а также инициативно разработанных инновационных образовательных проектов (программ), программ инновационной деятельности, которые имеют существенное значение для развития образования.
При реализации инновационного образовательного проекта (программы), программы инновационной деятельности должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований.
2.1. Инновационная деятельность в сфере образования в зависимости от предполагаемых масштабов использования результатов такой деятельности (значимости) может осуществляться:
индивидуально - педагогом;
группой педагогов;
образовательным учреждением (организацией);
объединением образовательных учреждений (организаций);
в масштабе муниципальной образовательной системы;
в масштабе региональной образовательной системы.
2.2. Инновационная деятельность осуществляется:
педагогом - в отношении собственной инновационной деятельности по согласованию с руководителем образовательного учреждения, в котором работает данный педагог;
группой педагогов - в отношении инновационной деятельности данной группы педагогов по согласованию с руководителями образовательных учреждений, в которых работают данные педагоги;
образовательным учреждением (организацией) - в отношении собственной инновационной деятельности по согласованию с органом самоуправления (педагогического, управляющего советов) образовательного учреждения;
объединением образовательных учреждений (организаций) - в отношении инновационной деятельности данного объединения по согласованию с органом самоуправления (педагогического, управляющего советов) каждого образовательного учреждения, участвующего в таком объединении;
органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, - в отношении инновационной деятельности в масштабе муниципальной образовательной системы на основании нормативного акта об организации такой деятельности;
комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области - в отношении инновационной деятельности в масштабе региональной образовательной системы на основании распоряжения об организации такой деятельности.
2.3. Основной целью инновационной деятельности на любом ее уровне является реализация инновационного образовательного проекта (программы), программы инновационной деятельности, утвержденной в установленном порядке (раздел IV настоящего Положения).
2.4. Образовательному учреждению (организации), реализующем инновационный проект (программу), имеющий существенное значение для развития региональной системы образования, может присваиваться в установленном порядке статус "инновационная площадка" как на региональном (далее - "региональная инновационная площадка"), так и на муниципальном (далее - "муниципальная инновационная площадка") уровнях управления образованием.
2.4.1. Статус региональной инновационной площадки также может присваиваться муниципальному центру по работе с одарёнными детьми, реализующему или на базе которого реализуется региональный инновационный проект (программа), региональная программа инновационной деятельности.
(Пункт дополнительно включен с 16 сентября 2012 года приказом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2012 года N 29)
2.5. Инновационная деятельность образовательного учреждения (организации), имеющего статус "инновационная площадка", в зависимости от ее содержания может осуществляться в следующих формах:
экспериментальная площадка - если основным содержанием является получение нового теоретического (научного) и (или) практического опыта (п.1.4 настоящего Положения);
апробационная площадка (творческая лаборатория) - если основным содержанием является апробация, практическая отработка теоретической модели (концепции, проекта), проводимая под руководством научно-педагогических учреждений (организаций);
инновационная площадка - если основным содержанием является внедрение и реализация инновационных образовательных программ, моделей организации образовательного процесса, управления образовательным учреждением (образовательной системой);
ресурсный центр - если основным содержанием является обобщение и распространение освоенного инновационного опыта.
2.6. Деятельность образовательного учреждения без статуса "инновационная площадка" также считается инновационной, если ее содержание соответствует смыслу п.1.4, 1.5 настоящего Положения.
3.1. Общее управление инновационной деятельностью в региональной системе образования осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Комитет).
Инновационной деятельностью в муниципальной системе образования руководит орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
3.2. При организации и управлении инновационной деятельностью Комитет:
обеспечивает разработку и утверждает региональные нормативные акты, регулирующие организацию и осуществление инновационной деятельности;
направляет и контролирует деятельность региональных структур (Совета развития образования Ленинградской области, координационных советов, временных проблемных групп), курирующих вопросы развития региональной системы образования;
обеспечивает организацию и осуществление экспертизы документов и материалов по вопросам инновационного развития региональной системы образования;
готовит технические задания на разработку и (или) реализацию региональных инновационных образовательных проектов (программ), региональных программ инновационной деятельности (далее - региональный проект (программа);
устанавливает общие (рамочные) требования к оформлению (формы) заявочных документов, региональных проектов (программ), представляемых на экспертизу для присвоения статуса "региональная инновационная площадка", результатов инновационной образовательной деятельности, экспертных заключений и иных документов по вопросам инновационного развития региональной системы образования;
формирует сеть региональных инновационных площадок и контролирует их деятельность;
оказывает ресурсную поддержку реализации региональных проектов (программ);
организует и проводит региональные совещания, конференции, выставки, конкурсы и иные мероприятия, направленные на распространение инновационного опыта;
осуществляет мониторинг и оценку результатов инновационной деятельности в региональной системе образования;
осуществляет информирование субъектов региональной системы образования, населения Ленинградской области по вопросам инновационного развития образования, в том числе посредством региональных информационных ресурсов в сети Интернет.
3.3. При организации и управлении инновационной деятельностью на муниципальном уровне функции и полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, аналогичны функциям и полномочиям Комитета.
3.4. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, ежегодно направляют в Комитет информацию о муниципальных инновационных площадках, действующих на территории муниципального образования, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных муниципальных проектов (программ) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство Ленинградской области в сфере образования (при необходимости).
4.1. Порядок утверждения инновационного образовательного проекта (программы), программы инновационной деятельности на любом уровне устанавливается с учетом настоящего Положения.