В целях совершенствования работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся на современном этапе модернизации региональной системы образования и в соответствии с подпрограммой "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 732 (с изменениями на 30 декабря 2005 года),
приказываю:
1. Утвердить Концепцию создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области (далее - Концепция) согласно приложению 1.
2. Утвердить Перечень приоритетных мер по реализации положений Концепции согласно приложению 2.
3. Утвердить Комплекс мероприятий по реализации Концепции согласно приложению 3.
4. Отделу прогнозирования и развития региональной системы образования (Шаповалова А.Д.):
4.1. Довести Концепцию до муниципальных органов управления образованием и подведомственных Комитету образовательных учреждений.
4.2. Организовать исполнение Комплекса мероприятий по реализации Концепции в части мероприятий, отнесенных к исполнению комитетом.
5. Структурным подразделениям Комитета использовать положения Концепции при организации работы с муниципальными системами образования и подведомственными образовательными учреждениями.
6. Ректору государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования" (Лисицын С.А.) при планировании деятельности института на соответствующий учебный год учитывать положения, предусмотренные Концепцией и Комплексом мероприятий по реализации Концепции.
7. Государственному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект" (Самсонов Р.В.):
7.1. Обеспечить реализацию Концепции совместно с муниципальными органами управления образованием и учреждениями дополнительного образования детей Ленинградской области.
7.2. Осуществлять по согласованию с муниципальными органами управления образованием координацию учреждений образования по развитию направлений Концепции.
7.3. Разработать Программу развития Центра на основе основных положений Концепции.
8. Государственному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр развития дополнительного образования детей "Ладога" (Маевская Т.И.) учитывать в плане деятельности учреждения мероприятия, предусмотренные Концепцией.
9. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
9.1. Довести Концепцию до сведения подведомственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей с целью использования ее положений при планировании работы учреждений с одаренными учащимися.
9.2. Учитывать положения Концепции при разработке мер по выявлению, развитию и поддержке одаренных учащихся в муниципальных образовательных учреждениях, а также при формировании и реализации муниципальных программ развития образования.
9.3. Организовывать работу по реализации Концепции в тесной взаимосвязи с государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель комитета
З.Г.Найденова
Концепция
создания условий для выявления, развития и поддержки
одаренных учащихся в Ленинградской области
В ходе реализации Концепции создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных учащихся в Ленинградской области (далее - Концепция) ставится задача создания системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся, включая целевую поддержку одаренных учащихся, проведение мероприятий федерального и регионального значения, а также условий для более широкого проявления одаренности учащейся молодежи, оптимального ее развития.
Создание системы государственной поддержки и социальной защиты одаренных учащихся преследует следующие основные цели:
- обеспечение основных прав одаренных учащихся на выбор видов и форм деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления и развития любого вида одаренности и способностей учащегося;
- развитие социального творчества одаренных учащихся средствами основного, дополнительного и профессионального образования через совершенствование деятельности творческих объединений, расширение опыта самоуправления, социальной организации, партнерства и взаимодействия воспитанников ученических коллективов;
- повышение качества образовательных услуг, уровня образованности учащихся, проявляющих выдающиеся способности, путем расширения спектра разноуровневых вариативных образовательных программ, в том числе через реализацию индивидуальных образовательных программ и посредством предоставления им специальных стипендий;
- осуществление государственной поддержки одаренных учащихся, включая целевую поддержку, а также проведение мероприятий;
- повышение качества профессиональной подготовки и целевое повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными учащимися;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, целенаправленно и результативно работающих с одаренными учащимися;
- создание нетиповых образовательных учреждений высшей категории для учащихся, проявивших выдающиеся способности;
- осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными учащимися.
Обязанность по созданию условий для более широкого проявления одаренности учащейся молодежи, оптимального ее развития, в том числе с помощью поддержки учащихся, определена федеральным и региональным законодательством.
Государственные гарантии одаренным учащимся в получении качественного образования установил Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (редакция, действующая с 16 марта 2006 года).
Кроме того, право субъектов Российской Федерации создавать учреждения дополнительного образования детей регионального значения определено Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, в статье 26.3 которого отмечено полномочие субъекта Российской Федерации по предоставлению дополнительного образования учащимся в учреждениях регионального значения.
Конкретные направления организации работы с одаренными учащимися в системе образования определены подпрограммой "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732, и региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на соответствующие годы, утверждаемой законом Ленинградской области.
Основная идея создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных учащихся в Ленинградской области состоит в том, что в результате реализации Концепции должно произойти:
- количественный рост выявленных в различных образовательных областях одаренных учащихся и оказание им поддержки со стороны государства;
- возможность и успешность применения учащимися элементов одаренности после окончания учебного заведения;
- совершенствование системы работы с одаренными учащимися;
- повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными учащимися;
- оснащение и материально-техническая поддержка специализированных учреждений по работе с одаренными учащимися, в том числе использующих новые технологии работы с одаренными учащимися;
- ежегодная выплата 15 стипендий Губернатора Ленинградской области одаренным учащимся - выпускникам общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта;
- ежегодная организация и проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;
- проведение различных мероприятий в рамках реализации художественного творчества учащихся;
- поддержка летних творческих школ и тематических смен в образовательных учреждениях для одаренных учащихся;
- проведение ежегодных плановых мероприятий по обеспечению досуга одаренных учащихся;
- создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными учащимися, в том числе в средствах массовой информации.
Используя возможности областного и местных бюджетов, а также бюджетов образовательных учреждений, будут эффективно решаться вопросы обучения и воспитания, социальной защиты, предоставления психологической и педагогической помощи и поддержки одаренным учащимся.
Мероприятия Концепции представляют собой комплекс мер, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности одаренного учащегося (быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности).
Важным направлением этой системы является дополнительное образование одаренных учащихся, которое расширяет культурное пространство самореализации личности одаренного учащегося, стимулирует его к творчеству. Решая проблему одаренных учащихся, дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразных видов организации досуга одаренных учащихся с различными формами образовательной деятельности.
На протяжении трех последних лет в Ленинградской области осуществляются мероприятия по обучению, воспитанию, оздоровлению и отдыху одаренных школьников на базе муниципальных образовательных учреждений.
Так, четырнадцатью муниципальными образованиями проведены конференции, обучающие семинары, учебные и практические лаборатории, сборы, выставки и т.д. в рамках профильного обучения одаренных детей Программы развития образования Ленинградской области с участием 2,9 тысячи учащихся.
За последние четыре года на осуществление мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей из областного бюджета было затрачено:
- 2002 год - 2760,0 тыс.руб.;
- 2003 год - 3600,0 тыс.руб.;
- 2004 год - 4200,0 тыс.руб.;
- 2005 год - 4830,0 тыс.руб.
Важно отметить тенденцию ежегодного увеличения данных расходов.
Из федерального бюджета в Ленинградскую область на эти же цели ежегодно привлекается от 400 до 500 тыс.руб.
В результате проводимой работы с одаренными школьниками в Ленинградской области в 2004-2006 годах осуществлены следующие мероприятия:
- 135 обучающихся Ленинградской области приняли участие в 5-м заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по различным предметам;
- 6 обучающихся области приняли участие в учебно-тренировочных сборах по подготовке сборных команд России в международных олимпиадах по химии, астрономии и информатике;
- 36 обучающихся приняли участие в 7-м всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников "Президентские состязания";
- делегации Ленинградской области по 11 человек принимала участие в театрализованном бале "Выпускник - 200...";
- делегация Ленинградской области принимала участие во встрече одаренных детей России - стипендиатов подпрограммы "Одаренные дети";
- 6 учащимся Ленинградской области были выплачены едино разовые стипендии по 10 тыс. руб.;
- ежегодно проводится 3-й областной (региональный) этап всероссийской олимпиады школьников;
- организованы и проведены учебно-тренировочные сборы по подготовке команды Ленинградской области к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии и информатике на базе ГОУ ДОД "Ленинградский областной центр одаренных школьников "Интеллект";
- одаренные школьники приняли участие в очном туре Российской открытой конференции учащихся "Научный потенциал XXI" движения "Юность, наука, культура", во Всероссийской олимпиаде "Созвездие" научно-исследовательских и творческих проектов по проблемам окружающей среды, конференции "Открытие" и других мероприятиях по результатам отборочных туров;
- проведены ежегодные фестивали-конкурсы творческих коллективов Ленинградской области: "Тихвинский Лель", "Весенний калейдоскоп", "Театр мод", "Золотой петушок";
- выплачивались ежемесячные стипендии Губернатора Ленинградской области одаренным студентам - выпускникам общеобразовательных школ области из социально незащищенных семей;
- организован и проведен региональный этап конкурса обучающихся 10-х классов в рамках подготовки международной встречи молодежи стран России и Франции "Молодежный перекресток" в 2004 году;