ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2013 года N 166-т/1

Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках

(с изменениями на 19 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФАС России от 23 декабря 2016 года N 1834/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290033);

приказом ФАС России от 26 декабря 2017 года N 1780/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.01.2018, N 0001201801190024);

приказом ФАС России от 13 июля 2018 года N 997/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2018, N 0001201808060024);

приказом ФАС России от 13 декабря 2021 года N 1402/21 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2021, N 0001202112210064) (вступил в силу с 1 января 2022 года);

приказом ФАС России от 11 ноября 2022 года N 797/22 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2022, N 0001202211240042) (вступил в силу с 1 января 2023 года);

приказом ФАС России от 19 октября 2023 года N 750/23 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.11.2023, N 0001202311070005) (вступил в силу с 1 декабря 2023 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590; N 30 (часть 1), ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст.3049; 2006, N 3, ст.301; N 23, ст.2522; N 48, ст.5032; N 50, ст.5354; 2007, N 16, ст.1912; N 25, ст.3039; N 32, ст.4145; 2008, N 7, ст.597; N 17, ст.1897; N 23, ст.2719; N 38, ст.4309; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.142; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119; N 18 (часть 2), ст.2249; N 33, ст.4086, 2010; N 9, ст.960; N 13, ст.1514; N 25, ст.3169; N 26, ст.3350; N 30, ст.4096; N 45, ст.5851; 2011, N 14, ст.1935; N 32, ст.4831; N 42, ст.5925; 2013, N 11, ст.1126; N 13, ст.1555; N 33, ст.4386), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051; 2013, N 27, ст.3602),

приказываю:

1. Утвердить Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках согласно приложению.     

2. Признать утратившим силу приказ ФСТ России от 31.08.2010 N 198-т/1 "Об утверждении Методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки" (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2010, регистрационный N 18594).

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 ноября 2013 года,

регистрационный N 30374

Приложение

     

Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках

(с изменениями на 19 октября 2023 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616), от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть 1), ст.3597; N 30 (часть 2), ст.3616; N 52 (часть 1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 19, ст.2716, N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477), от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть 2), ст.3616; 2011, N 30 (часть 1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051; 2013, N 27, ст.3602) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643).

2. Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - регулирующий орган), субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими (оказывающими) работы (услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъекты регулирования), тарифы, сборы и платы в отношении которых регулируются государством, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и плат на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при грузовых перевозках (далее - грузовые перевозки) на долгосрочный период регулирования методом доходности инвестированного капитала.

3. Настоящие Методические указания определяют основные положения по расчету:

- экономически обоснованных затрат, связанных с реализацией субъектом регулирования функций по удовлетворению потребностей в грузовых перевозках и обеспечению надежного и безопасного функционирования объектов инфраструктуры;

- возврата капитала, определяемого отдельно по базе активов, сформированных до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, активов, созданных после перехода к указанной модели регулирования, а также активов, инвестиции в создание которых финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, внебюджетных фондов и иных государственных средств, привлекаемых субъектом регулирования на возмездной основе;

- нормативной прибыли, обеспечивающей условия для финансирования инвестиций в развитие основных производственных фондов, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, в размерах, предусмотренных инвестиционной программой субъекта регулирования (для ОАО "РЖД" в том числе одобренной Правительством Российской Федерации);

- необходимой валовой выручки, формируемой на долгосрочный период регулирования исходя из объема экономически обоснованных затрат, возврата капитала и нормативной прибыли в части грузовых железнодорожных перевозок, прочих доходов и расходов, а также величин ее корректировки, при необходимости осуществляемой в течение долгосрочного периода регулирования, с учетом уточненных параметров ее расчета (инфляционные показатели, объемы работ, неподконтрольные субъекту регулирования расходы, размер которых определяется условиями договоров со сторонними организациями на выполнение работ, необходимых для оказания регулируемых услуг и нормами законодательства Российской Федерации) и результатов исполнения инвестиционных программ, в том числе в части их соответствия целевым показателям, на основании которых производился расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования;

- индекса изменения тарифов, сборов и платы, рассчитываемого на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной на данный период, при необходимости с учетом результатов ее корректировки, а также принимаемых мер по сглаживанию роста тарифной нагрузки на потребителей услуг по перевозке грузов.

II. Основные методологические принципы определения индекса изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки

4. Индексы изменения тарифов определяются на очередной финансовый год и на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования продолжительностью не менее 5 лет в виде индексов к действующему в предшествующем финансовом году уровню тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки исходя из размера необходимой валовой выручки, проектируемой на долгосрочный период регулирования в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями с учетом решений Правительства Российской Федерации по допустимому уровню индексации тарифов на данные услуги на соответствующий период регулирования.

5. В целях определения индекса изменения тарифов на грузовые перевозки, производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- экономически обоснованные затраты по операционной деятельности субъекта регулирования, определяемые с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, требований законодательства Российской Федерации;

- возврат капитала по объектам основных средств субъекта регулирования за исключением объектов, созданных за счет выпуска облигаций, размещаемых в целях привлечения средств федерального бюджета на условиях возвратности (далее - облигации), рассчитываемый на основе линейного способа начисления исходя из установленных настоящими Методическими указаниями сроков использования соответствующих объектов основных средств;

- возврат капитала, рассчитываемый в части инвестиций, финансируемых за счет выпуска облигаций, с привлечением средств федерального бюджета на условиях возвратности;

- нормативная чистая прибыль (доход на капитал), определяемая исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов субъекта регулирования, созданных до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, планируемых в течение долгосрочного периода регулирования объемов ввода в эксплуатацию объектов основных средств, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, планируемого объема инвестиций, финансируемых за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации, внебюджетных фондов и иных государственных средств, привлекаемых на возмездной основе, структуры источников финансирования инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в части грузовых перевозок, доходности на капитал, рассчитываемой дифференцированно по капиталу, сформированному до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, и капиталу, формируемому в течение долгосрочного периода регулирования;

- сальдо прочих доходов (с учетом бюджетных ассигнований, направляемых на компенсацию выпадающих доходов по грузовым перевозкам) и расходов за исключением расходов, связанных с выплатой процентов по кредитам и займам и выплатами купонного дохода по облигациям, учет которых предусмотрен при определении дохода на капитал;

- расходы, включающие налоговые платежи, в том числе, налог на прибыль, определяемые исходя из установленных налоговым законодательством Российской Федерации налоговых ставок с учетом планируемых на долгосрочный период регулирования постоянных налоговых активов и налоговых обязательств субъекта регулирования.

6. Расчет размера экономически обоснованных затрат осуществляется отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Указанный расчет производится в текущем финансовом году t, предшествующем первому году долгосрочного периода регулирования t + 1 на базе отчетных данных о расходах за финансовый год t - 1, предшествующий текущему году, по видам деятельности "грузовые перевозки" и "предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок", сформированных в соответствии с приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311 "Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2011 года, регистрационный N 20470), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 26.12.2011 N 330 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 года, регистрационный N 22834). Расчет осуществляется путем поэлементного проектирования затрат на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования с учетом ежегодной экономии подконтрольных субъекту регулирования расходов в размере от 1 до 2%.

Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса изменения тарифов, сборов и платы на грузовые перевозки, производится без учета расходов по перевозке грузов, следующих транзитом по территории Российской Федерации по тарифам, установленным в соответствии с международными отраслевыми соглашениями.

7. Нормативная прибыль определяется методом доходности инвестированного капитала на основе раздельного учета базового и инвестированного капитала, а также капитала, сформированного за счет выпуска облигаций, в рамках которого:

- базовый капитал определяется исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов, сформированных до начала долгосрочного периода регулирования, и на каждый год долгосрочного периода регулирования корректируется с учетом величины накопленного возврата капитала по соответствующим активам;

- инвестированный капитал определяется на основе планируемых в течение долгосрочного периода регулирования объемов ввода в эксплуатацию объектов основных средств нематериальных активов как суммарная остаточная стоимость фактически введенных в эксплуатацию в период регулирования объектов в рамках реализации инвестиционных проектов субъекта регулирования. При этом в структуре инвестированного капитала отдельно учитываются бюджетные инвестиции в виде субсидий и взносов в уставный капитал субъекта регулирования, а также бюджетные средства, привлекаемые на возвратной основе (средства федерального бюджета на условиях возвратности);

- капитал, сформированный за счет выпуска облигаций, определяется как суммарный объемов инвестиционных средств, привлеченных по результатам их эмиссии.

При отклонении расчетного индекса тарифов от индекса, определенного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации более чем на 3 процентных пункта, формирование инвестированного капитала осуществляется без учета переоценки соответствующих активов.

Расчет нормативной прибыли методом доходности инвестированного капитала осуществляется при наличии согласованной и утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы субъекта регулирования с указанием направлений использования инвестиционных ресурсов и источников финансирования инвестиций, формируемой с учетом сроков действия долгосрочного периода регулирования (на период продолжительностью не менее 5 лет), а также при наличии раздельного учета базового и инвестированного капитала субъекта регулирования ведется отдельно от бухгалтерского и налогового учета.

8. Возврат капитала рассчитывается с учетом средних сроков полезного использования объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до начала долгосрочного периода регулирования и в течение долгосрочного периода регулирования, которые составляют:

- для базового капитала - 15 лет;

- для инвестированного капитала - 40 лет.

Возврат капитала, сформированного за счет выпуска облигаций, определяется исходя из условий и сроков погашения облигаций соответствующего вида.

9. Доходная база, учитываемая при определении индексов изменения тарифов формируется исходя из условия тарификации грузовых железнодорожных перевозок по всей номенклатуре перевозимых грузов на уровне базовых величин тарифов, установленных регулирующим органом, без учета изменения доходов, связанных с реализацией субъектом регулирования права по изменению уровня тарифов в установленных ценовых пределах (за исключением изменения доходов от реализации тарифных решений в рамках установленных ценовых пределов, принятых в целях выполнения общегосударственных задач по поддержке российской транспортной системы и отдельных отраслей экономики).

При формировании доходной базы субъекта регулирования не учитываются финансовые результаты (дополнительные доходы и потери), связанные с изменением субъектом регулирования тарифов в пределах установленного ценового коридора, в связи с чем индексы изменения тарифов определяются без учета финансовых рисков от реализации данных тарифных решений.

10. Индексы изменения тарифов, установленные на долгосрочный период регулирования, подлежат корректировке в случае отклонения фактических параметров их расчета от прогнозных. При этом в целях недопущения в течение долгосрочного периода регулирования значительных колебаний параметров индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, корректировка индексов изменения тарифов осуществляется в пределах, предусмотренных пунктом 48 настоящих Методических указаний.

11. В целях защиты грузоотправителей от резкого роста тарифной нагрузки при реализации долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала регулирующим органом осуществляется перераспределение необходимой валовой выручки в пределах одного долгосрочного периода регулирования.

12. Определенные в соответствии с настоящими Методическими указаниями индексы применяются к действующим в предшествующем финансовом году:

- ставкам тарифов, сборов и платы, определяемым по правилам разделов 2 и 4 части I Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года N 47-т/5 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2003 года, регистрационный N 4882), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 21 октября 2003 года N 85-т/1 (зарегистрировано Минюстом России 31 декабря 2003 года, регистрационный N 5374); приказами ФСТ России от 14 сентября 2004 года N 71-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6075); от 26 октября 2004 года N 140-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2004 года, регистрационный N 6163); от 26 октября 2004 года N 141-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2004 года, регистрационный N 6174); от 16 декабря 2004 года N 295-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 года, регистрационный N 6202); от 29 декабря 2004 года N 422-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2005 года, регистрационный N 6273); от 17 мая 2005 года N 204-т/5 (зарегистрирован Минюстом России 6 июня 2005 года, регистрационный N 6685); от 13 декабря 2005 года N 617-т/5 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2005 года, регистрационный N 7287); от 18 апреля 2006 года N 79-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2006 года, регистрационный N 7851); от 25 апреля 2006 года N 83-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7858); от 25 апреля 2006 года N 84-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2006 года, регистрационный N 7867); от 19 июня 2006 года N 129-т/2 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8080); от 19 июня 2006 года N 133-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2006 года, регистрационный N 7936); от 9 декабря 2006 года N 355-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2006 года, регистрационный N 8627); от 4 декабря 2007 года N 410-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2007 года, регистрационный N 10721); от 25 апреля 2008 года N 83-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 мая 2008 года, регистрационный N 11627); от 24 декабря 2008 года N 462-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2008 года, регистрационный N 13028); от 30 декабря 2008 года N 474-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2008 года, регистрационный N 13053); от 14 августа 2009 года N 188-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2009 года, регистрационный N 15080); от 24 декабря 2009 года N 497-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2010 года, регистрационный N 15954); от 27 февраля 2010 года N 28-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный N 16710); от 7 декабря 2010 года N 388-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2010 года, регистрационный N 19203); от 20 мая 2011 года N 104-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2011 года, регистрационный N 21205); от 29 июля 2011 года N 182-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2011 года, регистрационный N 21961); от 6 декабря 2011 года N 318-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2011 года, регистрационный N 22607); от 4 мая 2012 года N 78-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2012 года, регистрационный N 24789); от 27 ноября 2012 года N 303-т/3 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2012 года, регистрационный N 26052); от 18 декабря 2012 года N 396-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26459); от 9 апреля 2013 года N 61-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2013 года, регистрационный N 28176); от 5 июня 2013 года N 105-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 15 июля 2013 года, регистрационный N 29069), от 17 июля 2013 года N 140-т/6 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 года, регистрационный N 29393);

- ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта", утвержденным постановлением ФЭК России от 19 июня 2002 года N 35/12 (зарегистрировано Минюстом России 8 августа 2002 года, регистрационный N 3678), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением ФЭК России от 7 октября 2003 года N 82-т/3 (зарегистрировано Минюстом России 15 октября 2003 года, регистрационный N 5175), приказами ФСТ России от 19 июня 2006 года N 131-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8072), от 10 июня 2009 года N 119-т/4 (зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 года, регистрационный N 14092);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»