ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2013 года N 223

О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

(с изменениями на 5 июля 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 838 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 749);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1575;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 749 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2016 года N 231 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2016, N 0001201603280003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 107 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.02.2017, N 0001201702030021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2017 года N 438 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.04.2017, N 0001201704130020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 796 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2017, N 0001201707100019).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых программ создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения об исключении из федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" начиная с 2013 года мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях ликвидации дублирования мероприятий, предусмотренных указанной программой, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 марта 2013 года N 223

     

Федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

(с изменениями на 5 июля 2017 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации
на 2013-2017 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации
от 4 мая 2012 года N 716-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Государственный заказчик -координатор Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Основные разработчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Цели и задачи Программы

-

цели Программы:
повышение безопасности населения Российской Федерации и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру "112". Задачи Программы:
научно-методическое обеспечение создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112);
создание телекоммуникационной инфраструктуры системы-112;
создание информационно-технической инфраструктуры системы-112;
дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи; создание системы обучения персонала системы-112 и организация информирования населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

целевые индикаторы: доля населения Российской Федерации, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, в общем количестве населения Российской Федерации;
количество субъектов Российской Федерации, в которых система-112 создана в полном объеме;
доля субъектов Российской Федерации, в которых создана автоматизированная система управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи на базе системы-112 с использованием технологий системы ГЛОНАСС, в общем количестве субъектов Российской Федерации;
доля персонала системы-112 и сотрудников взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, прошедших обучение, в общем необходимом их количестве в Российской Федерации. Показатели: сокращение среднего времени совместного реагирования нескольких экстренных оперативных служб (далее - комплексное реагирование) на обращения населения по номеру "112" на территории Российской Федерации по сравнению с 2010 годом;
снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом;
снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом;
сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа будет реализована в течение 5 лет с 2013 по 2017 год.
В 2013 году предусматривается создание системы-112 в 3 субъектах Российской Федерации, в 2014 году - в 6 субъектах Российской Федерации, в 2015 году - в 2 субъектах Российской Федерации, в 2017 году - в 32 субъектах Российской Федерации, завершение создания системы-112 в полном объеме на территории оставшихся 42 субъектов Российской Федерации будет осуществлено в 2018 году после завершения Программы

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 749; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2016 года N 231; в редакции, введенной в действие с 18 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 796. - См. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы в 2013-2017 годах составит 11515,9369 млн. рублей (в ценах соответствующих лет),
в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 5015,675 млн. рублей, из них:
капитальные вложения - 1557,8279 млн. рублей
(в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 1489,1679 млн. рублей);

прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 486,5586 млн. рублей

прочие нужды - 2971,2885 млн. рублей
(в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 1340,0649 млн. рублей);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6500,2619 млн. рублей, из них:

капитальные вложения - 2021,8357 млн. рублей;

прочие нужды - 4478,4262 млн. рублей.

Распределение средств федерального бюджета по годам:
в 2013 году - 2000 млн. рублей;
в 2014 году - 948,4997 млн. рублей;
в 2015 году - 767,171 млн. рублей;
в 2016 году - 695,7456 млн. рублей;
в 2017 году - 604,2587 млн. рублей.

Распределение средств бюджетов субъектов
Российской Федерации по годам:
в 2013 году - 628,8584 млн. рублей;
в 2014 году - 763,2096 млн. рублей;
в 2015 году - 446,6846 млн. рублей;
в 2016 году - 2787,5598 млн. рублей;
в 2017 году - 1873,9495 млн. рублей               

(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 796. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-
экономической эффективности

-

сохранение жизни более чем 23,5 тыс. человек;
прямое позитивное воздействие на социальную и демографическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, а также на параметры их
экономического развития;

общий экономический эффект - 21,56 млрд. рублей за время реализации Программы.

В 2017 году планируется достичь следующих результатов:

доля населения Российской Федерации, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112,
в общем количестве населения Российской Федерации - 62,54 процента;

количество субъектов Российской Федерации, в которых система-112 создана в полном объеме, - 43 единицы;

доля субъектов Российской Федерации, в которых создана автоматизированная система управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи на базе системы-112 с использованием технологий системы ГЛОНАСС, в общем количестве субъектов Российской Федерации - 5,88 процента;

доля персонала системы-112 и сотрудников взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, прошедших профессиональное обучение, в общем необходимом их количестве в Российской Федерации - 66,71 процента;

сокращение среднего времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по номеру "112" на территории Российской Федерации по сравнению с 2010 годом - на 12,51 процента;

снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом - не менее чем на 189,86 тыс. человек;

снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом - не менее чем на 9,493 тыс. человек;

сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2010 годом - на 15233,92 млн. рублей.

Общий экономический эффект от создания системы-112 планируется достичь в 2019 году. После завершения реализации Программы и завершения создания системы-112 на всей территории Российской Федерации планируется начиная с 2019 года поддержание уровня достигнутых результатов

(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 796. - См. предыдущую редакцию)


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного и природного характера, актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют такие службы экстренного реагирования, как служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.

На сегодняшний день накоплен значительный опыт организации взаимодействия экстренных оперативных служб при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и в основном решены вопросы обеспечения связи дежурно-диспетчерских служб с соответствующими экстренными оперативными службами.

Однако за последнее время социально-экономические условия жизнедеятельности населения кардинально изменились. Активная его часть стала чрезвычайно мобильной, напряженные грузопотоки и пассажиропотоки, высокая плотность населения в городах, большое количество мест массового пребывания людей, значительный уровень террористической угрозы и т.д. поставили перед государством и его экстренными оперативными службами новые, более высокие, требования к оперативности и эффективности реагирования на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях).

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы экстренных оперативных служб приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, недостаточным уровнем готовности персонала к работе при взаимодействии нескольких экстренных оперативных служб, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Опыт работы экстренных оперативных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при происшествиях или чрезвычайных ситуациях в 10 процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной оперативной службы.

Актуальность проблемы обусловливается сохранением значительного количества погибших и пострадавших людей, а также значительными размерами прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году количество умерших от внешних причин смерти составило 216867 человек.

Следует отметить, что наиболее тяжкими последствиями отличаются происшествия и чрезвычайные ситуации, требующие именно комплексного реагирования.

Важнейшим показателем эффективности действий экстренных оперативных служб является время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствий происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).

Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова (сообщения о происшествии) до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112) в Курской области, в результате ее развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15-25 процентов. В результате этого число погибших и пострадавших, а также общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7-9 процентов.

Минимальный эффект достигается для простых ситуаций с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо комплексное реагирование.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования, создание и организацию функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, подсистем приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.

Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта зарубежных стран и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях), является создание системы-112.

В результате реализации федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа) прогнозируется снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан Российской Федерации, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Программа обеспечит решение части задач в рамках разрабатываемой государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу "Антитеррор".

При этом сохраняется возможность осуществить вызов экстренных оперативных служб пользователем услуг связи посредством набора номера, предназначенного для вызова отдельной экстренной оперативной службы (в настоящее время это номера "01", "02", "03" и т.д.).

В соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р, осуществлялось пилотное внедрение системы-112 в Астраханской, Калужской и Курской областях. В Астраханской и Калужской областях за счет собственных средств было выполнено техническое проектирование системы-112.

В Курской области в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Курской области на основе софинансирования развернута пилотная зона системы-112.

В ходе практического создания системы-112 было определено, что ключевой проблемой является неготовность инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб для обеспечения работы единого номера "112". В Курской области было выявлено частичное отсутствие единых дежурно-диспетчерских служб или низкий уровень их автоматизации в районных центрах муниципальных образований, слабая подготовленность кадрового состава, а также отсутствие информированности населения о создании системы-112.

Как показал опыт, задачи, которые необходимо решить для создания системы-112 надлежащего качества, требуют иных подходов к этой проблеме. Это связано с целым рядом объективных причин, в том числе с организационной и технической неготовностью дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб к работе в рамках системы-112. Не готовы к развертыванию системы-112 ее информационная и телекоммуникационная составляющие, причем практически по всем регионам страны.

Не создана учебно-методическая база для подготовки операторского, диспетчерского и руководящего персонала системы-112, не проведена работа по информированию населения о создании новой системы вызова экстренных оперативных служб и порядке ее использования.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 749. - См. предыдущую редакцию)

Главной проблемой, требующей скорейшего решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных оперативных служб. Повышение безопасности населения, являющееся прямым следствием улучшения организации взаимодействия экстренных оперативных служб, определяет приоритетность решения этой проблемы. Необходимостью ее решения обусловлено принятие следующих документов:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1240-р об одобрении Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";

поручение Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N ВП-П10-903 о проработке предложения о проекте федеральной целевой программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 716-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2012-2017 годы".

При полномасштабном развертывании системы-112 в Российской Федерации потребуются существенные капитальные вложения, составляющие значительную долю от планируемых затрат и определяющие потребность в государственных инвестициях.

С учетом уровня риска гибели людей и ущерба, наносимого национальным интересам Российской Федерации, эффективное реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области обеспечения безопасности населения.

Государственное управление созданием системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Недостаточно разработан механизм координации действий органов исполнительной власти на федеральном уровне, что ведет к определенной разобщенности при создании системы-112, организации ее функционирования и использования. Действующие нормативные правовые акты не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.

Реализуемые в субъектах Российской Федерации мероприятия носят эпизодический характер, система-112, отвечающая в полном объеме требованиям Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958, не создана целиком ни в одном субъекте Российской Федерации.

В сложившейся ситуации для обеспечения решения указанных проблем в приемлемые сроки требуется использование механизма федеральных целевых программ.

Такой подход позволит обеспечить снижение потерь населения и повышение экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности населения и координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Работы по созданию и развертыванию системы-112 носят комплексный межведомственный характер. Применение механизма федеральных целевых программ при создании системы-112 в субъектах Российской Федерации обосновано прежде всего:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»