РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 августа 2008 года N 1240-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
КОНЦЕПЦИЯ
создания системы обеспечения вызова экстренных
оперативных служб через единый номер "112" на базе единых
дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований
Настоящая Концепция разработана Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании Федерального закона "О связи", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб".
Настоящая Концепция обосновывает необходимость разработки и создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер с любого телефонного аппарата (далее - система-112).
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач для обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер "112". В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из 4 действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и 2 новых служб (служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях). В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
В США и Канаде действуют службы вызова экстренных оперативных служб, вызов которых осуществляется по универсальному телефонному номеру "911". Эти службы обеспечивают возможность обращения жителей и организаций в местную систему общественной безопасности.
Первая служба "911" была открыта в феврале 1968 г. в г. Халлевиле (США).
Службы "911" обслуживают городское и сельское население. В сутки они принимают около 300 тыс. вызовов, что составляет более 100 млн. вызовов в год. Для создания и обеспечения работы служб "911" и дальнейшего их совершенствования законодательством ряда штатов введен налог (примерно 0,25 - 0,5 доллара в месяц), взимаемый с абонентов телефонных сетей.
Опыт работы экстренных служб показывает, что для эффективного оказания помощи при возникновении чрезвычайного происшествия в 10 процентах случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы. Службы "911" также позволяют более рационально использовать ресурсы экстренных оперативных служб и обеспечивать их эффективное взаимодействие по ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
Анализ работы служб "911", рассчитанных на обслуживание вызовов только чрезвычайного характера, показывает, что около половины телефонных обращений к службе "911" не являются таковыми. Иначе говоря, на службы поступает значительный процент ложных вызовов. Эти вызовы приводят к возникновению перегрузок на сетях связи, обеспечивающих работу служб "911", следствием чего является отказ или длительное ожидание обслуживания вызовов, носящих действительно чрезвычайный характер.
Для решения этой проблемы предпринимается ряд мер. В частности, дополнительно к службе "911" создается служба "311", которая обслуживает вызовы, не носящие чрезвычайного характера. Вместе с тем не более 50 процентов граждан США знают номера различных специальных экстренных служб, в то время как номер "911" знают все граждане этой страны.
В конце 1980-х годов в США появились первые усовершенствованные аппаратно-программные комплексы служб "Е911" (Enhanced 911), в которых используется оборудование маршрутизации вызовов и ведения компьютерной базы данных, а также обеспечивается цифровой обмен данными по сети связи. Вся обработка информации осуществляется на компьютере - производится автоматическое определение номера и местонахождение позвонившего абонента.
Решением Европейского союза 91/396/ЕЕС от 29 июля 1991 г. определены основные требования к единому номеру помощи в чрезвычайных ситуациях "112". Эти требования дополнены Директивой 98/10/ЕС от 26 февраля 1998 г.
В соответствии с указанным решением номер "112" является обязательным для вызова экстренных служб при возникновении чрезвычайной ситуации, несущей угрозу для жизни и здоровья людей.
Страны Европейского союза подписали в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал "112". Таким образом, находясь в любой из европейских стран, можно в случае необходимости набрать номер "112" и получить требуемую помощь.
В Европе службы спасения строятся практически по тем же принципам, что и в США. Как правило, номер "112" обслуживают либо пожарная служба, либо полиция, которые принимают необходимые меры по экстренному реагированию на полученный вызов и привлекают другие службы.
IV. Опыт функционирования экстренных оперативных служб в России
В Российской Федерации с 1930-х годов существуют такие службы экстренного реагирования, как "01" (служба пожарной охраны), "02" (служба милиции), "03" (служба скорой медицинской помощи), "04" (аварийная служба газовой сети), которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения и при необходимости организуют экстренное реагирование мобильными силами и средствами.
Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях начала создаваться с середины 1990-х годов. В 1998 году для создания единых дежурно-диспетчерских служб городов и районов был разработан пакет документов, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечило объединение службы пожарной охраны и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях в рамках единой дежурно-диспетчерской службы.
В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации круглосуточная регистрация вызовов (сообщений о происшествиях) возложена на дежурные части органов внутренних дел.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации определило, что круглосуточный централизованный прием вызовов от населения, своевременное направление выездных бригад скорой медицинской помощи, оперативное управление и контроль за их работой осуществляют оперативные отделы (диспетчерские) станций скорой медицинской помощи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" образован Национальный антитеррористический комитет, председателем которого является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Федеральной службой безопасности Российской Федерации установлено, что прием сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется в круглосуточном режиме штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.
Аварийные службы газовой сети во многих населенных пунктах уже выполняют функции объединенной аварийной службы жилищно-коммунального хозяйства. Планируется, что такие службы будут созданы для реагирования на аварии в жилищно-коммунальном комплексе муниципальных образований.
Все экстренные службы организуют между собой необходимое взаимодействие, которое регламентируется соответствующими ведомственными нормативными документами.
Российская Федерация совместно со странами Европейского союза подписала в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал номер "112".
Основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:
организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;
организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна", позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
Система-112 должна решать следующие основные задачи:
прием оператором по номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
анализ поступающей информации о происшествиях;
передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);
автоматическое определение номера позвонившего лица (номера "А"), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру "112" (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;
возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам.
Для решения указанных задач необходимо:
разработать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы создания и функционирования системы-112;
подготовить сети связи общего пользования к введению номера "112";
обеспечить организационную и технологическую основу информационного взаимодействия экстренных оперативных служб для своевременной обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по номеру "112", и их эффективного межведомственного взаимодействия в рамках системы-112;
обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала системы-112;
провести информирование населения Российской Федерации о вводе единого номера вызова экстренных оперативных служб "112".
Система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - единые дежурно-диспетчерские службы) дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб:
служба пожарной охраны;
служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
служба милиции;
служба скорой медицинской помощи;
аварийная служба газовой сети;
служба "Антитеррор".
Единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб (далее - дежурно-диспетчерские службы) входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан.
С целью обеспечения координации взаимодействия при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях) по номеру "112" единые дежурно-диспетчерские службы соседних муниципальных образований связаны между собой.
Органы и организации субъекта Российской Федерации, которым необходимо обеспечить информационный обмен с едиными дежурно-диспетчерскими службами и дежурно-диспетчерскими службами, определяются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из местных условий.
Категории единых дежурно-диспетчерских служб определяются исходя из их организационно-штатной структуры, разрабатываемой в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и классификации в соответствии с обслуживанием ими территории со следующей численностью населения:
более 1 млн. человек;
от 250 тыс. до 1 млн. человек;
от 100 до 250 тыс. человек;
от 50 до 100 тыс. человек;
до 50 тыс. человек.