Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2012 года N 52

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА N 302 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ"

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}


Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести в приложение к постановлению Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года N 302 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы" следующие изменения:

1) долгосрочную областную целевую программу "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы" (далее - Программа) изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) приложение 2 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

3) приложение 5 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

     Председатель Правительства
     Орловской области

А. П. Козлов


Приложение 1 к постановлению

Правительства Орловской области

от 15 февраля 2012 г. N 52


Приложение к постановлению
Правительства Орловской области
от 7 сентября 2011 г. N 302



Долгосрочная областная целевая программа "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы"

Орловская область 2012 год


Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы"


Наименование программы

"Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы" (далее также – Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";

 Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";

 постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент образования, молодежной политики
 и спорта Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области

Ответственные исполнители Программы

Начальник управления образования Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель Программы - создание на территории Орловской области системы организации здорового, качественного и сбалансированного питания обучающихся образовательных учреждений.
 Задачи:
 1) совершенствование материально-технического обеспечения системы питания в образовательных учреждениях ;

 2) создание новой модели управления системой питания в образовательных учреждениях, совершенствование форм и методов контроля за реализуемой продукцией;

 3) повышение квалификации кадров системы питания
 в образовательных учреждениях

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Увеличение:
 1) количества пищеблоков, оснащенных современной мебелью;

  2) количества пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием;

  3) количества школьников, прошедших медицинское обследование на предмет заболеваний органов пищеварения;

  4) количества работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализовываться в 2013-2017 годах
 в два этапа:
 1) подготовительный этап (2013-2014 годы);

 2) основной этап (2015-2017 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

25 млн рублей из средств областного бюджета, в том числе по годам:
  2013 - 1 млн рублей;

  2014 - 5 млн рублей;

  2015 - 6 млн рублей;

  2016 - 6 млн рублей;

  2017 - 7 млн рублей

В том числе по направлениям затрат

капитальные вложения - 0;

 НИОКР - 0;

 прочие нужды - 25 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Обеспечение детей, обучающихся в образовательных учреждениях области, качественным сбалансированным питанием.
 2. Увеличение:
 количества пищеблоков, оснащенных современной мебелью;

 количества пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием;

 количества работников системы питания, прошедших курсы повышения квалификации.
 3. Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения

1. Анализ проблемной ситуации и обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Государственная политика в области здорового питания - это комплекс мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и экономического положения семьи.

Ведущим фактором в формировании здоровья подрастающего поколения является полноценное сбалансированное питание, которое является необходимым условием гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения детей и подростков.

Наметившийся в последние годы прогресс в социально-экономической сфере определил необходимость реформирования системы образования, успехи которого тесно связаны с сохранением и улучшением здоровья детей, которое, в свою очередь, наряду с другими факторами определяется качеством и сбалансированностью питания учащихся на всех этапах получения образования.

В настоящее время все чаще в качестве российской национальной идеи выдвигается тезис о необходимости сохранения здоровья нации. Общество всерьез задумалось о здоровье нынешнего и будущего поколений страны.

В 2013-2017 годах именно совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях должно стать одним из важнейших показателей всей работы по модернизации системы образования в субъектах Российской Федерации.

Усиление деятельности органов власти всех уровней по совершенствованию питания в образовательных учреждениях обусловлено неблагоприятными показателями состояния здоровья школьников.

В соответствии с Законом Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области" обучающиеся, воспитанники областных и муниципальных учреждений обеспечиваются в соответствии с действующими нормативами бесплатным горячим питанием, иными мерами социальной поддержки по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 22 декабря 2010 года N 444 "Об организации питания обучающихся, воспитанников областных государственных образовательных учреждений" воспитанники областных государственных учреждений обеспечены полноценным питанием в соответствии с натуральными нормами продуктов питания в зависимости от возрастных категорий. В соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на питание в областных государственных учреждениях в настоящее время дополнительно выделено 19 900,5 тыс. рублей. Это позволит увеличить на 34,9 % нормы расходов на питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что полностью соответствует физиологическим нормам потребления.

Придавая особое значение сохранению и укреплению здоровья детей, Правительство Орловской области оказывает поддержку муниципальным образованиям по обеспечению школьников качественным полноценным питанием путем предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам. В соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" расходы на эти цели составят 124,08 млн рублей.

Правительством области с учетом данных оценки фактического питания школьников, а также в соответствии с концепцией государственной политики в области здорового питания, санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях принято постановление от 31 декабря 2010 года N 473 "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на возмещение расходов бюджетов муниципальных образований на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений", которое регламентирует процедуру предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на возмещение расходов на питание учащихся в размере 50 % фактических затрат, но не более 11 рублей на 1 учащегося в день (данное положение не распространяется на воспитанников областных государственных учреждений (школы-интернаты, детские дома), норма питания которых составляет 164 рубля в день на одного ребенка при предоставлении пятиразового питания).

В целях социальной защиты обучающихся в муниципальных образованиях области приняты постановления об организации питания детей в образовательных учреждениях в 2011 году. В данных постановлениях отмечается, что питание учащихся осуществляется из расчета 22 рублей в день на одного человека, в том числе 11 рублей за счет средств областного бюджета и 11 рублей за счет средств муниципального бюджета.

Нарушение питания детей и подростков является одной из причин увеличения заболеваний органов пищеварения, анемии и болезней, связанных с обменом веществ. При анализе общей заболеваемости детей и подростков в Орловской области в динамике 3 лет (2007-2009 годы) отмечается тенденция к росту заболеваемости органов пищеварения: у детей до 14 лет – на 12,7 %, среди подростков – на 1 %. Около 4,5 % школьников имеют низкую массу тела или сниженный рост, свидетельствующие об остром или хроническом недоедании. К подростковому возрасту (в сравнении с детским – до 14 лет) на 14,8 % вырастает доля больных ожирением. В полтора раза за последние 3 года увеличилась общая заболеваемость подростков по болезням, характеризующимся повышенным артериальным давлением. Указанные заболевания во многом обусловлены несбалансированностью питания, недостаточным содержанием в рационах питания детей дошкольного и школьного возрастов важнейших микронутриентов, витаминов.

Исходя из санитарных правил и норм с января 2010 года горячее питание организовано для всех учащихся общеобразовательных учреждений области. Бесплатное питание получают более 70 тысяч учащихся школ. Охват обучающихся горячим питанием составляет 99,6 % (в 5 начальных школах, в связи с их низкой наполняемостью, организованы "чайные столы"), что значительно выше среднего показателя по Российской Федерации - 77,5 %. Все обучающиеся обеспечиваются двухразовым питанием, а посещающие группу продленного дня – трехразовым.

Согласно основным нормативным документам горячее питание учащиеся получают в школьных столовых. Большинство образовательных учреждений имеют свои школьные столовые, которые отвечают основным санитарно-гигиеническим требованиям. Пищеблоки в школах области обеспечены технологическим и холодильным оборудованием. В настоящее время питание учащихся обеспечивается в 440 школьных столовых. Кроме того, в образовательных учреждениях региона функционирует 310 буфетов. В штатных расписаниях сельских школ сохранены ставки работников пищеблока (от 1 человека в школе с общим количеством учащихся 16-30 учеников до 4 работников в школах с наполняемостью более 200 учеников).

С целью предотвращения негативных явлений, связанных с нарушениями в питании детей, в образовательных учреждениях проводится профилактика микронутриентной недостаточности, ежегодно реализуется 390 тонн йодированной и витаминизированной продукции.

В 2010/2011 учебном году в Орловской области функционировали 17 образовательных учреждений начального профессионального образования и 9 образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 22 декабря 2010 года N 444 "Об организации питания обучающихся, воспитанников областных государственных образовательных учреждений" 100 % учащихся, обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, полностью обеспечены горячим питанием.

Для обеспечения собственных столовых продуктами питания на земельных участках образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области сельскохозяйственного профиля выращено 16 669 ц зерновых культур, 770 ц овощей, которые были использованы для улучшения питания обучающихся.

В последнее время постоянно совершенствуется материально-техническая база столовых и пищеблоков. Только в течение 2010 года пищеблоки областных образовательных учреждений ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 2", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 3", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 4", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 5", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 6", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 17", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 20", ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 22", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 24" были оснащены новым технологическим и холодильным оборудованием, необходимыми помещениями для хранения продуктов питания.

Совершенствуется программа самообеспечения продуктами питания школьников. В области сохранены традиции ученических производственных бригад. Многие сельские школы сохранили свои пришкольные участки, которые используются не только для выращивания натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований, но также служат одним из основных источников овощей для школьных столовых. Выращивание овощей на пришкольных участках удешевляет питание школьников в течение учебного года, при этом дает возможность обеспечить им витаминизированное питание в виде овощных блюд. Например, в городе Мценске функционирует 9 общеобразовательных учреждений, которые для увеличения витаминизированных блюд заготавливают (по решению родительских комитетов) овощи, выращенные родителями и учениками.

В Колпнянском, Залегощенском, Новосильском, Шаблыкинском и других районах организованы школьные мини-фермы, где выращивают поросят, птицу, кроликов, что позволяет значительно разнообразить ассортимент и улучшить качество питания детей.

Развивается опыт самообеспечения сельскохозяйственной продукцией интернатных учреждений. Организация тепличных мини-хозяйств в Жилинском и Мценском детских домах позволяет до глубокой осени обеспечивать воспитанников свежей зеленью и овощами.

Успешно функционирует социально-производственный комплекс на базе Троснянской школы-интерната. Подсобное хозяйство учреждения является не только подспорьем для обеспечения питанием воспитанников, но и полноценной производственной базой для привития им навыков сельскохозяйственного труда.

В то же время имеется еще немало вопросов, требующих неотложного решения.

Процент износа технологического оборудования в образовательных учреждениях области на сегодняшний день достаточно высок. Отсутствует горячая проточная вода в 14 школьных столовых, в том числе 5 школах Покровского района, 2 школах Знаменского района, 2 школах Малоархангельского района. Острой остается проблема качества питьевой воды. Значительное количество питьевой воды не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты.

Низкий уровень квалификации работников пищеблоков сказывается на качестве приготовления пищи.

В настоящее время назрела необходимость повышения эффективности функционирования системы организации питания в образовательных учреждениях региона за счет внедрения современных технологий хранения и приготовления пищи, совершенствования материально-технической базы столовых и пищеблоков, подготовки и переподготовки кадров для работы в пищеблоках.

Решение вышеуказанной проблемы требует комплексного, системного подхода. Развитие системы организации питания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, должно осуществляться в рамках четко определенных задач при поддержке всех органов власти Орловской области.

Концептуальный подход к развитию системы организации питания обусловлен тем, что проблемы в области организации питания носят системный характер, так как за последние несколько лет в экономике и социальной сфере региона произошли существенные изменения: обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, растет явная и скрытая безработица, изменилась демографическая ситуация, наблюдается ухудшение здоровья населения.

Проведенный анализ состояния системы организации питания в области позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для ее совершенствования.

Результаты мониторинга, проведенного в образовательных учреждениях области, показали, что негативное воздействие на организацию питания обучающихся оказывают следующие факторы:

несоответствие материально-технической базы столовых и пищеблоков современным требованиям и высокий процент износа холодильного и технологического оборудования (68,4 %);

неэффективность механизма организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях, не имеющих пищеблоков и использующих буфетную продукцию (18,4 % учреждений не имеют пищеблоков);

отсутствие системного программно-целевого подхода к решению проблем школьного питания на региональном и муниципальном уровнях;

недостаточный профессиональный уровень подготовки специалистов, обеспечивающих питание школьников (69 % специалистов не проходили курсовую переподготовку или повышение квалификации).

В сложившейся ситуации разработка областной целевой программы представляется актуальной и оправданной с медико-социальной и демографической точек зрения. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений деятельности по развитию системы образования.

В случае отказа от использования программно-целевого метода образовательные учреждения области в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию организации питания обучающихся, что может привести к неблагоприятным последствиям.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать: разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, ведущая к снижению их ответственности и появлению бессистемности в решении стоящих задач в сфере образования; неэффективное использование бюджетных средств.

Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании данных анализа показателей результативности деятельности муниципальных образований согласно публичным докладам глав районов (городов), отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", результатов областного мониторинга состояния питания школьников в Орловской области.

В целях получения информации при разработке Программы планируется использование форм статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы образования.

Основанием для разработки Программы являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»