Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2010 года N 321

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2011 г. N 31; НГР: ru57000201100032;
постановление Правительства Орловской области от 12.11.2012 N 412; НГР: RU57000201200993
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677;
постановление Правительства Орловской области от 26.12.2013 N 461; НГР: RU57000201301039}

В целях эффективного развития системы образования в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы" согласно приложению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 02 сентября 2010 г. N 321

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"

Орловская область 2010 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011 -2015 годы"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы" (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";

 Закон Орловской области  от 6 сентября 2013 года N 1525-ОЗ "Об образовании в Орловской области";
(В редакции постановления Правительства Орловской области от 26.12.2013 N 461 )
 Закон Орловской области от 20 декабря 2006 года N 648-ОЗ "Об областной целевой программе развития образования Орловской области на 2006-2010 годы";

 распоряжение Правительства Орловской области от 12 июля 2010 года N 254-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент  образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Руководитель Программы

Руководитель Департамента  образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Ответственный исполнитель Программы

Начальник Управления образования Департамента  образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Цели и задачи Программы

Общей целью Программы является создание условий для наиболее успешной реализации стратегических направлений развития системы образования Орловской области, направленных на повышение качества  и эффективности предоставляемых образовательных услуг.
 Целями Программы являются:
 1) совершенствование механизмов региональной системы оценки качества образования;

 2) обеспечение всеобщего доступа к современным информационным образовательным ресурсам, широкое внедрение программ дистанционного обучения;

 3) совершенствование учительского корпуса региона;

 4) совершенствование системы поддержки талантливых детей;

 5) приведение учебно-материальной базы образовательных организаций в соответствие с современными требованиями;

 6) создание организационного обеспечения системы образования;

 7) обеспечение безопасности учащихся, учебных организаций и образовательного процесса в современных условиях.
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 26.12.2013 N 461 )

Задачами Программы являются:
 1) развитие системы оценки качества образования  в условиях формирования независимой оценки качества образования;

 2) создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов;

 3) выявление и поддержка педагогических кадров  с целью диссеминации передовой педагогической деятельности и стимулирования творчески работающих учителей;

 4) совершенствование региональной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливых детей;

 5) повышение качества проводимой профилактической работы, развитие региональной системы воспитательной работы;

 6) оснащение областных образовательных организаций современным оборудованием;

 7) анализ системы образования в Орловской области;

 8) создание информационного обеспечения для введения федеральных государственных образовательных стандартов;

 9) оснащение системами видеонаблюдения областных образовательных организаций
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 26.12.2013 N 461 )

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1)  обеспечение качества образовательных услуг, соответствующего современным требованиям;

 2)  количество классов общеобразовательных школ, перешедших на федеральные государственные образовательные стандарты;

 3)  оснащённость компьютерной техникой и программным обеспечением;

 4)  оснащённость библиотек от общего количества по области;

 5) удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен не менее чем по 3 предметам, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;

 6)  обеспечение школьников услугами дополнительного образования;

 7) количество обучающихся, принявших участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней;

 8) доля обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, принимающих участие в реализации дополнительных образовательных программ профилактической направленности;

 9) доля педагогических работников системы образования области, принявших участие в творческих конкурсах педагогического мастерства;

 10)  доля областных образовательных учреждений, оснащенных системами видеонаблюдения

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

68,4113 млн рублей, из них: 36,35 - областной бюджет;
30 - федеральный бюджет, в том числе по годам: (В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 N 412 )
 2011 - 29,3313  млн рублей;
(В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 N 412 )
 2012 - 7,27 млн рублей;
(В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 N 412 )
 2013 - 17,27 млн рублей;

 2014 - 7,27 млн рублей;

 2015 - 7,27 млн рублей

В том числе по направлениям затрат

капитальные вложения - 0;

 НИОКР - 0;

 прочие нужды - 68,4113 млн рублей (В редакции постановления Правительства Орловской области от 12.11.2012 N 412 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

1)  улучшение обеспечения качества образовательных услуг, соответствующего современным требованиям;

 2)  развитие системы оценки качества образования в условиях формирования независимой оценки качества образования;

 3)  переход общеобразовательных учреждений на новые образовательные стандарты;

 4) увеличение удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен не менее чем по 3 предметам, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене;

 5) увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней;

 6)  обеспечение школьников услугами дополнительного образования;

 7) создание доступной, эффективной, открытой и востребованной модели непрерывного профессионального роста работников образования;

 8)  увеличение доли педагогических работников системы образования области, принявших участие в творческих конкурсах педагогического мастерства;

 9) улучшение обеспечения качества воспитательной работы;

 10) увеличение доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, принимающих участие в реализации дополнительных образовательных программ профилактической направленности

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем гражданам российского общества. В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Образовательные учреждения являются важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной системы образования - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" положена в основу разработки Программы и определяет основные направления развития общего образования в Орловской области.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечить эффективное использование ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых. Приоритетными направлениями развития системы образования области были и остаются:

повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования;

создание эффективной системы оценки качества образования;

совершенствование роли учителя как ключевой фигуры в реализации государственной политики в области образования, рост уровня его заработной платы;

совершенствование ресурсного обеспечения региональной системы образования;

создание творческой среды для выявления одаренных детей, системы сопровождения талантливой молодёжи.

В Орловской области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании самых современных методик и программ. Региональная сеть образовательных учреждений насчитывает 839 единиц, в которых обучается 184,2 тыс. человек: дошкольные учреждения - 187; начальные школы/детские сады - 23; общеобразовательные школы 473; учреждения начального профессионального образования 21; учреждения среднего профессионального образования 15; учреждения высшего профессионального образования - 8; детские дома и школы-интернаты - 19; учреждения дополнительного профессионального образования - 3; учреждения дополнительного образования детей - 90.

В общеобразовательных учреждениях Орловской области в 2009 -2010 годах по программам профильного обучения в классах с углублённым изучением отдельных предметов занимаются более 40% школьников 9-11 классов; 15 гимназий и лицеев области дают повышенный уровень образования 30% успешно успевающим школьникам. В 2007 году область стала участником проекта "Гимназический Союз России", что позволило дополнительно привлечь 10 млн рублей, обеспечить необходимым оборудованием базовые образовательные учреждения, которые становятся региональными ресурсными центрами общего образования.

В рамках информатизации образования оборудовано 403 компьютерных класса, имеющих выход в сеть Интернет; более 2,5 тыс. педагогов области прошли курсы повышения квалификации по информационным коммуникативным технологиям.

Вновь создаваемая сеть базовых общеобразовательных школ, являющихся центрами материального обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса, дает возможность внедрять инновационные образовательные программы. Этими центрами стали 51 образовательное учреждение, получившее поддержку Президента Российской Федерации в размере 1 млн рублей. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в эти школы было поставлено 214 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования на общую сумму 56,6 млн рублей.

Реализация программы "Сельский школьный автобус" позволила обеспечить подвоз 1886 учащихся к месту учёбы. Закуплено 53 автобуса на общую сумму 36,7 млн. рублей.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования области является формирование у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни. В большинстве школ созданы условия для организации физического воспитания: спортивные залы - 312; плоскостные сооружения (спортивные площадки) - 690; тиры - 43; бассейны - 5.

Но используемое в учебном процессе оборудование не соответствует современным требованиям и нуждается в обновлении.

Во всех школах Орловской области введены уроки физической культуры в количестве 2 часов в неделю для учащихся 1-11 классов с охватом детей всех физкультурных групп здоровья. Третий дополнительный час занятий физической культурой введен в учебные планы за счет школьного компонента в отдельных классах 217 общеобразовательных школ. Необходимо увеличение часов для занятий физической культурой в школах на всех ступенях обучения.

На территории области работает 40 центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Еще одно важное направление в системе образования за последние три года - создание механизма оценки качества образования. С 2007 года основным составляющим государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных школ стал единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ).

Результаты проведенного в Орловской области ЕГЭ позволяют говорить о стабильной положительной динамике в подготовке выпускников (показатели итоговой аттестации выпускников 11 классов в Орловской области выше общероссийских). Прослеживается тенденция увеличения количества учащихся, получивших 100 баллов по результатам единого государственного экзамена (2007 год - 2 выпускника, 2009 год - 10 выпускников). Необходимо совершенствовать систему оценки качества образования, требуется независимая проверка знаний школьников при переходе их из 4 в 5 и из 9 в 10 классы. На сегодняшний день создано и успешно функционирует областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", основным направлением деятельности которого является организация, обеспечение проведения и подведение итогов государственных экзаменов.

В этой связи необходимо дальнейшее организационное, методическое и технологическое совершенствование деятельности данного центра.

В последние годы в Орловской области создается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Лауреатами премии Президента Российской Федерации за 4 года (2006-2009 годы) в Орловской области стали ПО учащихся. Молодым талантам Орловщины выделены премии в объеме 3,6 млн рублей.

Лауреатами премии Губернатора Орловской области в 2008 году стали 12 представителей талантливой молодежи, на что из средств регионального бюджета выделено 240,0 тыс. рублей. Среди победителей приоритетного национального проекта "Образование" - учащиеся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования. Материальное поощрение талантливой молодежи входит в практику руководителей муниципальных образований.

В текущем учебном году стипендии Губернатора Орловской области получают 596 учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, студентов средних и высших учебных заведений, аспирантов, достигших особых успехов в учебной и научной деятельности как в целом по курсу, так и по отдельным дисциплинам.

В течение 3 лет 6 молодых ученых за лучшие научно-исследовательские работы, представляющие интерес как для развития региона, так и науки в целом, награждаются премией Губернатора Орловской области в сумме 25 тыс. рублей каждая.

С 2002 года в Орловской области присуждается ежегодная премия имени А.П. Киселева за лучшую работу по математике. Для совершенствования работы по выявлению и поддержке одаренных школьников и талантливой молодёжи необходимо ежегодное проведение муниципальных предметных олимпиад школьников, областных межвузовских олимпиад, областного межвузовского конкурса научных студенческих проектов.

Ключевой фигурой в реализации государственной политики в области образования является учитель. В системе образования области трудится более 30 тыс. педагогических работников.

Инновационный характер осуществляемых перемен в образовании требует повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Ежегодно более 5 тыс. специалистов проходят через различные виды курсовой подготовки. За последние 5 лет произошли серьезные изменения в обучении руководящих и педагогических работников. В ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" возрос заказ на методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов. Большое внимание уделяется внедрению современных образовательных технологий. 1773 педагога прошли специальный курс обучения и эффективно внедряют в учебную деятельность информационные компьютерные программы. Количество экспериментальных площадок за последние 3 года возросло в 1,5 раза.

Для диссеминации передового педагогического опыта необходимо шире использовать такие формы работы, как школы-лаборатории, мастер-классы, дискуссионные клубы, профессиональные конкурсы и т. д.

Беспокоит проблема старения педагогических кадров, средний возраст учителя в Орловской области составляет 44 года. Необходимо совершенствовать работу по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения, внести серьезные изменения в систему педагогического образования.

Реализация областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2006-2010 годы" (далее также - программа) позволила частично преодолеть спад в отрасли, добиться развития и увеличения форм и объемов участия государства в поддержке образования, сформулировать ключевые направления развития отрасли.

Необходимо отметить, что в рамках реализации долгосрочной областной программы "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы" применение программно-целевого метода позволило добиться хороших результатов в развитии сферы образования в Орловской области за прошедшие годы.

Удалось создать региональную нормативно-правовую базу, обеспечивающую реализацию государственной образовательной политики в сфере образования.

Создано областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", которое осуществляет мониторинговые исследования состояния и развития региональной системы образования, обеспечивает статистическую отчётность. В рамках реализации программы областными и муниципальными органами управления образования осуществляется издание публичных докладов о деятельности системы образования в Орловской области.

Удалось разработать нормативно-правовую базу для перехода муниципальных общеобразовательных учреждений на новую отраслевую систему оплаты труда. Все работники муниципальных школ переведены на оплату труда по новой системе. В настоящее время необходима разработка механизмов для внедрения отраслевой системы оплаты труда в образовательных учреждениях всех типов и видов.

За время реализации программы были внедрены различные модели профильного обучения, которое является серьезным ресурсом развития системы общего образования и в наибольшей степени позволяет удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся.

На III ступени обучения (10-11 классы) в Орловской области в 2008-2009 учебном году обучались 8276 человек, из них 2371 человек (28,6% от общего количества учащихся на III ступени обучения) обучались в классах с профильным обучением; 690 человек (8,3%) углубленно изучали отдельные общеобразовательные предметы; 5215 человек (63%) занимались в общеобразовательных классах.

Однако, не во всех общеобразовательных учреждениях удалось организовать классы с профильным обучением в связи с небольшим количеством учеников в классе. В проекте Программы планируется разработать механизмы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся, введения программ модульного обучения.

В рамках реализации муниципальных программ модернизации системы образования начался процесс оптимизации сети образовательных учреждений: реорганизации малокомплектных школ, ликвидации неперспективных школ.

Из планируемых 42 малокомплектных школ с численностью до 10 человек 42 малокомплектные школы реорганизованы путем присоединения к базовым общеобразовательным учреждениям либо ликвидированы (что составляет 100% от целевого показателя).

В рамках реализации программы недостаточно эффективно удалось реализовать мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений в связи с недостаточным финансированием за счёт средств областного бюджета. В 2008 году на эти цели было выделено 27 млн рублей, что составляет 43,3% от предусмотренного в программе финансирования.

В 2009 году на эти цели было выделено 6,53 млн рублей, что составляет 10,7% от предусмотренного в программе финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»