Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 сентября 2011 года N 302

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 февраля 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 15.02.2012 г. N 52; НГР: ru57000201200068
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677}

Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусматривать необходимое финансирование для реализации утверждаемой настоящим постановлением долгосрочной областной целевой программы.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель

Правительства Орловской области

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 7 августа 2011 г. N 302

(В редакции постановления
Правительства Орловской области
от 15.02.2012 г. N 52)

Долгосрочная областная целевая программа "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы"

Орловская область 2012 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы"


Наименование программы

"Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013-2017 годы" (далее также – Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";

 Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";

 постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент образования, молодежной политики
 и спорта Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Ответственные исполнители Программы

Начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Цель и задачи Программы

Цель Программы - создание на территории Орловской области системы организации здорового, качественного и сбалансированного питания обучающихся образовательных учреждений.
 Задачи:
 1) совершенствование материально-технического обеспечения системы питания в образовательных учреждениях ;

 2) создание новой модели управления системой питания в образовательных учреждениях, совершенствование форм и методов контроля за реализуемой продукцией;

 3) повышение квалификации кадров системы питания
 в образовательных учреждениях

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Увеличение:
 1) количества пищеблоков, оснащенных современной мебелью;

  2) количества пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием;

  3) количества школьников, прошедших медицинское обследование на предмет заболеваний органов пищеварения;

  4) количества работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации

Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализовываться в 2013-2017 годах
 в два этапа:
 1) подготовительный этап (2013-2014 годы);

 2) основной этап (2015-2017 годы)

Объемы и источники финансирования Программы

21,550 млн рублей из средств областного бюджета, в том числе по годам:
 2013 - 1 млн рублей;

 2014 – 4,3 млн рублей;

 2015 – 5,1 млн рублей;

 2016 – 5,1 млн рублей;

 2017 – 6,050 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

В том числе по направлениям затрат

Капитальные вложения - 0;

 НИОКР – 0;

 прочие нужды – 21,550 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Прог раммы и показатели социально-экономической эффективности

1. Обеспечение детей, обучающихся в образовательных учреждениях области, качественным сбалансированным питанием.
 2. Увеличение:
 количества пищеблоков, оснащенных современной мебелью;

 количества пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием;

 количества работников системы питания, прошедших курсы повышения квалификации.
 3. Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения

1. Анализ проблемной ситуации и обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Государственная политика в области здорового питания - это комплекс мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и экономического положения семьи.

Ведущим фактором в формировании здоровья подрастающего поколения является полноценное сбалансированное питание, которое является необходимым условием гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, работоспособности и успешного обучения детей и подростков.

Наметившийся в последние годы прогресс в социально-экономической сфере определил необходимость реформирования системы образования, успехи которого тесно связаны с сохранением и улучшением здоровья детей, которое, в свою очередь, наряду с другими факторами определяется качеством и сбалансированностью питания учащихся на всех этапах получения образования.

В настоящее время все чаще в качестве российской национальной идеи выдвигается тезис о необходимости сохранения здоровья нации. Общество всерьез задумалось о здоровье нынешнего и будущего поколений страны.

В 2013-2017 годах именно совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях должно стать одним из важнейших показателей всей работы по модернизации системы образования в субъектах Российской Федерации.

Усиление деятельности органов власти всех уровней по совершенствованию питания в образовательных учреждениях обусловлено неблагоприятными показателями состояния здоровья школьников.

В соответствии с Законом Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области" обучающиеся, воспитанники областных и муниципальных учреждений обеспечиваются в соответствии с действующими нормативами бесплатным горячим питанием, иными мерами социальной поддержки по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 22 декабря 2010 года N 444 "Об организации питания обучающихся, воспитанников областных государственных образовательных учреждений" воспитанники областных государственных учреждений обеспечены полноценным питанием в соответствии с натуральными нормами продуктов питания в зависимости от возрастных категорий. В соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на питание в областных государственных учреждениях в настоящее время дополнительно выделено 19 900,5 тыс. рублей. Это позволит увеличить на 34,9 % нормы расходов на питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что полностью соответствует физиологическим нормам потребления.

Придавая особое значение сохранению и укреплению здоровья детей, Правительство Орловской области оказывает поддержку муниципальным образованиям по обеспечению школьников качественным полноценным питанием путем предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам. В соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" расходы на эти цели составят 124,08 млн рублей.

Правительством области с учетом данных оценки фактического питания школьников, а также в соответствии с концепцией государственной политики в области здорового питания, санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях принято постановление от 31 декабря 2010 года N 473 "Об утверждении Порядка предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на возмещение расходов бюджетов муниципальных образований на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений", которое регламентирует процедуру предоставления в 2011 году субсидий из областного бюджета местным бюджетам на возмещение расходов на питание учащихся в размере 50 % фактических затрат, но не более 11 рублей на 1 учащегося в день (данное положение не распространяется на воспитанников областных государственных учреждений (школы-интернаты, детские дома), норма питания которых составляет 164 рубля в день на одного ребенка при предоставлении пятиразового питания).

В целях социальной защиты обучающихся в муниципальных образованиях области приняты постановления об организации питания детей в образовательных учреждениях в 2011 году. В данных постановлениях отмечается, что питание учащихся осуществляется из расчета 22 рублей в день на одного человека, в том числе 11 рублей за счет средств областного бюджета и 11 рублей за счет средств муниципального бюджета.

Нарушение питания детей и подростков является одной из причин увеличения заболеваний органов пищеварения, анемии и болезней, связанных с обменом веществ. При анализе общей заболеваемости детей и подростков в Орловской области в динамике 3 лет (2007-2009 годы) отмечается тенденция к росту заболеваемости органов пищеварения: у детей до 14 лет – на 12,7 %, среди подростков – на 1 %. Около 4,5 % школьников имеют низкую массу тела или сниженный рост, свидетельствующие об остром или хроническом недоедании. К подростковому возрасту (в сравнении с детским – до 14 лет) на 14,8 % вырастает доля больных ожирением. В полтора раза за последние 3 года увеличилась общая заболеваемость подростков по болезням, характеризующимся повышенным артериальным давлением. Указанные заболевания во многом обусловлены несбалансированностью питания, недостаточным содержанием в рационах питания детей дошкольного и школьного возрастов важнейших микронутриентов, витаминов.

Исходя из санитарных правил и норм с января 2010 года горячее питание организовано для всех учащихся общеобразовательных учреждений области. Бесплатное питание получают более 70 тысяч учащихся школ. Охват обучающихся горячим питанием составляет 99,6 % (в 5 начальных школах, в связи с их низкой наполняемостью, организованы "чайные столы"), что значительно выше среднего показателя по Российской Федерации - 77,5 %. Все обучающиеся обеспечиваются двухразовым питанием, а посещающие группу продленного дня – трехразовым.

Согласно основным нормативным документам горячее питание учащиеся получают в школьных столовых. Большинство образовательных учреждений имеют свои школьные столовые, которые отвечают основным санитарно-гигиеническим требованиям. Пищеблоки в школах области обеспечены технологическим и холодильным оборудованием. В настоящее время питание учащихся обеспечивается в 440 школьных столовых. Кроме того, в образовательных учреждениях региона функционирует 310 буфетов. В штатных расписаниях сельских школ сохранены ставки работников пищеблока (от 1 человека в школе с общим количеством учащихся 16-30 учеников до 4 работников в школах с наполняемостью более 200 учеников).

С целью предотвращения негативных явлений, связанных с нарушениями в питании детей, в образовательных учреждениях проводится профилактика микронутриентной недостаточности, ежегодно реализуется 390 тонн йодированной и витаминизированной продукции.

В 2010/2011 учебном году в Орловской области функционировали 17 образовательных учреждений начального профессионального образования и 9 образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Согласно постановлению Правительства Орловской области от 22 декабря 2010 года N 444 "Об организации питания обучающихся, воспитанников областных государственных образовательных учреждений" 100 % учащихся, обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, полностью обеспечены горячим питанием.

Для обеспечения собственных столовых продуктами питания на земельных участках образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования области сельскохозяйственного профиля выращено 16 669 ц зерновых культур, 770 ц овощей, которые были использованы для улучшения питания обучающихся.

В последнее время постоянно совершенствуется материально-техническая база столовых и пищеблоков. Только в течение 2010 года пищеблоки областных образовательных учреждений ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 2", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 3", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 4", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 5", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 6", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 17", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 20", ОГОУ НПО "Профессиональный лицей N 22", ОГОУ НПО "Профессиональное училище N 24" были оснащены новым технологическим и холодильным оборудованием, необходимыми помещениями для хранения продуктов питания.

Совершенствуется программа самообеспечения продуктами питания школьников. В области сохранены традиции ученических производственных бригад. Многие сельские школы сохранили свои пришкольные участки, которые используются не только для выращивания натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований, но также служат одним из основных источников овощей для школьных столовых. Выращивание овощей на пришкольных участках удешевляет питание школьников в течение учебного года, при этом дает возможность обеспечить им витаминизированное питание в виде овощных блюд. Например, в городе Мценске функционирует 9 общеобразовательных учреждений, которые для увеличения витаминизированных блюд заготавливают (по решению родительских комитетов) овощи, выращенные родителями и учениками.

В Колпнянском, Залегощенском, Новосильском, Шаблыкинском и других районах организованы школьные мини-фермы, где выращивают поросят, птицу, кроликов, что позволяет значительно разнообразить ассортимент и улучшить качество питания детей.

Развивается опыт самообеспечения сельскохозяйственной продукцией интернатных учреждений. Организация тепличных мини-хозяйств в Жилинском и Мценском детских домах позволяет до глубокой осени обеспечивать воспитанников свежей зеленью и овощами.

Успешно функционирует социально-производственный комплекс на базе Троснянской школы-интерната. Подсобное хозяйство учреждения является не только подспорьем для обеспечения питанием воспитанников, но и полноценной производственной базой для привития им навыков сельскохозяйственного труда.

В то же время имеется еще немало вопросов, требующих неотложного решения.

Процент износа технологического оборудования в образовательных учреждениях области на сегодняшний день достаточно высок. Отсутствует горячая проточная вода в 14 школьных столовых, в том числе 5 школах Покровского района, 2 школах Знаменского района, 2 школах Малоархангельского района. Острой остается проблема качества питьевой воды. Значительное количество питьевой воды не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты.

Низкий уровень квалификации работников пищеблоков сказывается на качестве приготовления пищи.

В настоящее время назрела необходимость повышения эффективности функционирования системы организации питания в образовательных учреждениях региона за счет внедрения современных технологий хранения и приготовления пищи, совершенствования материально-технической базы столовых и пищеблоков, подготовки и переподготовки кадров для работы в пищеблоках.

Решение вышеуказанной проблемы требует комплексного, системного подхода. Развитие системы организации питания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, должно осуществляться в рамках четко определенных задач при поддержке всех органов власти Орловской области.

Концептуальный подход к развитию системы организации питания обусловлен тем, что проблемы в области организации питания носят системный характер, так как за последние несколько лет в экономике и социальной сфере региона произошли существенные изменения: обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, растет явная и скрытая безработица, изменилась демографическая ситуация, наблюдается ухудшение здоровья населения.

Проведенный анализ состояния системы организации питания в области позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для ее совершенствования.

Результаты мониторинга, проведенного в образовательных учреждениях области, показали, что негативное воздействие на организацию питания обучающихся оказывают следующие факторы:

несоответствие материально-технической базы столовых и пищеблоков современным требованиям и высокий процент износа холодильного и технологического оборудования (68,4 %);

неэффективность механизма организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях, не имеющих пищеблоков и использующих буфетную продукцию (18,4 % учреждений не имеют пищеблоков);

отсутствие системного программно-целевого подхода к решению проблем школьного питания на региональном и муниципальном уровнях;

недостаточный профессиональный уровень подготовки специалистов, обеспечивающих питание школьников (69 % специалистов не проходили курсовую переподготовку или повышение квалификации).

В сложившейся ситуации разработка областной целевой программы представляется актуальной и оправданной с медико-социальной и демографической точек зрения. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений деятельности по развитию системы образования.

В случае отказа от использования программно-целевого метода образовательные учреждения области в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию организации питания обучающихся, что может привести к неблагоприятным последствиям.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать: разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, ведущая к снижению их ответственности и появлению бессистемности в решении стоящих задач в сфере образования; неэффективное использование бюджетных средств.

Предложенные программные показатели и индикаторы сложились на основании данных анализа показателей результативности деятельности муниципальных образований согласно публичным докладам глав районов (городов), отчетов, подготовленных в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", результатов областного мониторинга состояния питания школьников в Орловской области.

В целях получения информации при разработке Программы планируется использование форм статистической отчетности и мониторинговых исследований по определенным направлениям развития системы образования.

Основанием для разработки Программы являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»