ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2011 года N 433
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОТДЫХ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"
{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677;
постановление Правительства Орловской области от 13.01.2014 N 2; НГР: RU57000201400006}
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 16 мая 2011 года N Пр-1365 по итогам совещания по вопросу организации летнего отдыха детей и подростков, во исполнение распоряжения Правительства Орловской области от 23 июня 2011 года N 272-р Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 14 декабря 2011 г. N 433
Долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы"
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также – программа) |
Основание для разработки программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчик программы | Департамент образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Руководитель программы | Руководитель Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Ответственный исполнитель программы | Начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Цель и задачи программы | Общей целью программы является создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1. Плановая и фактическая наполняемость стационарных летних загородных оздоровительных учреждений, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области. |
Сроки и этапы реализации программы | 2012 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования - 15,91 млн рублей, |
В том числе по направлениям затрат | Капитальные вложения - 2,91 млн рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Развитие материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений для увеличения плановой наполняемости стационарных летних загородных оздоровительных учреждений на 7 %, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия - на 26 %, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области - на 40 %. |
Ответственный исполнитель программы | Департамент образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Список исполнителей программных мероприятий | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; |
Обеспечение доступного и качественного отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений социальной политики в Орловской области. Сложились положительные традиции в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Организованными формами отдыха и оздоровления охвачены практически все дети, а каждый пятый ребенок вовлечен в две и более формы.
Процессы, которые ранее традиционно определялись как ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Сформировалось представление о сфере оздоровления и отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части образовательного процесса.
Развитие системы детского загородного отдыха началось с середины 90-х годов прошлого века, когда большинство учреждений были переданы в областную собственность, что предотвратило их полное разрушение.
В настоящее время в Орловской области 17 детских загородных оздоровительных учреждений, из них 12 в государственной собственности, 1 - в муниципальной, 4 – ведомственных. В инфраструктуру детского отдыха и оздоровления включены также образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, организующие на своей базе оздоровительные лагеря с дневным пребыванием (в 2010 году – 430 лагерей), активные формы отдыха, экономичные по затратам, но эффективные по воспитательным и оздоровительным возможностям (630 палаточных лагерей, оборонно-спортивных лагерей, лагерей труда и отдыха, трудовых бригад, экологических отрядов).
Система отдыха и оздоровления детей и подростков представляет собой совокупность:
учреждений, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов учреждений;
оздоровительных, образовательных, культурно-досуговых программ различного уровня и направленности, утвержденных в установленном порядке, реализуемых данными учреждениями;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области оздоровления и отдыха детей и подростков;
органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, территориальных федеральных органов исполнительной власти Орловской области, осуществляющих управление в сфере отдыха и оздоровления детей.
Организация отдыха и оздоровления детей понимается как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления - это организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы.
Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления) и временно приспособленными, в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений.
В Орловской области осуществляется координация деятельности в сфере отдыха и оздоровления посредством участия всех заинтересованных ведомств в работе Межведомственного совета по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области, районных, городских межведомственных комиссий. Определены органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченные в сфере отдыха и оздоровления детей, - Департамент образования и молодежной политики Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300)
В связи с изменением механизма финансирования детской оздоровительной кампании приняты Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области", постановление Правительства Орловской области от 27 февраля 2010 года N 56 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2010 году", постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2011 года N 62 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2011 году", которые разделяют полномочия в сфере оздоровления и отдыха детей между органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления.
Во исполнение данных нормативных правовых актов, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N ПР-1726 по итогам совещания по вопросу организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, Главным управлением МЧС по Орловской области, Управлением внутренних дел по Орловской области, органами местного самоуправления, оздоровительными учреждениями, предприятиями, общественными организациями проведены плановые мероприятия по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300)
Решаются такие задачи, как:
1) сохранение и развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений;
2) обеспечение доступности оздоровления и отдыха для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
3) создание и совершенствование безопасных условий оздоровления и отдыха детей;
4) развитие активных экономичных форм оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;
5) реализация программ деятельности оздоровительных лагерей различных видов, включающих оздоровительный, воспитательный, образовательный компоненты, способствующие социальной адаптации, выявлению и развитию способностей, положительных личностных качеств детей и подростков.
Начиная с 2003 года ежегодно увеличивались на 5-10 % целевые расходы консолидированного бюджета Орловской области на детскую оздоровительную кампанию. Однако в 2010 году в связи с отменой полномочий фонда социального страхования по оплате детских путевок они составили 171,4 млн руб. (91 % от уровня 2009 года). Несмотря на полностью выполненные обязательства по расходованию средств областного бюджета (39,2 млн руб.) и федерального бюджета (38,0 млн руб.) и их увеличению по сравнению с 2009 годом на 13 и 57 % соответственно, не выполнены плановые показатели финансирования за счет местных бюджетов (58,3 млн руб. вместо 72,0 млн руб.). Финансирование детских путевок в загородные оздоровительные учреждения и лагеря с дневным пребыванием осуществляется за счет областного бюджета отдельной строкой на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей (в 2010 году - 32 млн руб.); выделяются субсидии местным бюджетам на условиях долевой оплаты путевок (в 2010 году – 2,9 млн руб.), которые ежегодно увеличиваются на 10 %.
В 2010 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 87 500 детей и подростков, что на 3 % меньше 2009 года. Незначительное уменьшение охвата достигнуто за счет увеличения активных малозатратных форм отдыха на 10 %, сохранения охвата детей отдыхом в детских загородных оздоровительных лагерях на уровне прошлого года. Однако количество детей, оздоровленных в санаториях области, сократилось на 47 %, в оздоровительных учреждениях за пределами области - на 29 %.
В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление значительно расширился перечень категорий детей, которым оплачиваются путевки за счет областного бюджета. Помимо традиционных расходов на отдых и оздоровление воспитанников детских домов и школ-интернатов оплачиваются путевки:
детям, состоящим в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения Орловской области;
детям, обучающимся в областных государственных учреждениях, в лагеря с дневным пребыванием, организованные на базе этих учреждений;
одаренным детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детям - членам областных общественных детских, молодежных организаций на профильные смены в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, и в палаточные лагеря.
В плановом порядке осуществляются мероприятия по текущему ремонту детских загородных оздоровительных учреждений, устранению нарушений, выявленных надзорными органами. В рамках областных целевых программ "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы", "Комплексная программа по вопросам гражданской обороны, защиты населения на территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2007–2011 годы" детским загородным оздоровительным центрам выделено в течение 2008–2010 годов около 4 млн руб. на обеспечение пожарной безопасности, вывод в единую диспетчерскую дежурную службу "01" .
Обновление материальной базы оздоровительно-образовательных центров осуществляется за счет бюджетного финансирования (ежегодно около 500 тыс. руб.) и средств оздоровительных учреждений, полученных за детские путевки и направляемых на текущий ремонт зданий и коммуникаций (ежегодно около 900 тыс. руб.), приобретение оборудования (ежегодно около 700 тыс. руб.). Однако большинство оздоровительных учреждений всех видов не соответствуют современным санитарным требованиям, потребностям детей и родителей, а также национальному стандарту Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007).
Осуществляется работа по кадровому обеспечению детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений. В плановом порядке проводятся семинары-совещания для руководителей, организованы круглогодичные занятия со студентами - будущими вожатыми, что является школой освоения новых педагогических технологий. Полностью укомплектован штат временного обслуживающего персонала. Около 500 студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования привлекаются ежегодно в качестве вожатых, воспитателей, что помогает молодым людям обогащать опыт по выбранной специальности, дает материальную поддержку.
Деятельность оздоровительных учреждений всех видов осуществляется в целях сохранения и укрепления физического и духовного здоровья детей, развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики вредных зависимостей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Эффективно реализованы вариативные образовательные, воспитательные программы детских загородных оздоровительных учреждений. Отдых в загородных оздоровительных учреждениях остается популярным у населения: наполняемость санаториев в 2010 году составила 100 %, оздоровительных лагерей - 97 %, это больше чем в 2009 году. Увеличивается количество путевок, приобретаемых родителями за полную стоимость (319 путевок в лагеря и 232 путевки в санатории области). Растет популярность профильных смен, лагерей, деятельность которых осуществляется на основе образовательных и развивающих программ. Спрос на интересную и полезную программу пребывания детей в лагере растет и нередко превышает спрос на комфортабельные условия проживания.
По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области эффективность оздоровления детей в 2010 году в загородных учреждениях составила 97,5 %.
Усилено внимание к обеспечению безопасности детей, пребывающих в оздоровительных учреждениях всех видов, эта работа носит системный, плановый характер. Благодаря скоординированным действиям заинтересованных ведомств и служб, оздоровительных учреждений в течение последних 5 лет не произошло чрезвычайных ситуаций, пожаров, в которых пострадали дети, случаев массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, правонарушений в отношении детей, дорожно-транспортных происшествий при перевозке детей к месту отдыха.
В условиях социально-экономической нестабильности принимаются меры для обеспечения доступного и качественного детского отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для организации адресной, дифференцированной поддержки семей, пострадавших от экономического кризиса.
Бесплатные путевки в оздоровительные учреждения различных видов получили 20 727 детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 53 % от общего количества охваченных данными формами отдыха, а также 3464 воспитанника детских домов и школ-интернатов. Сотрудники предприятий бюджетной сферы получили 684 путевки в загородные оздоровительные лагеря (центры) на условиях 90 % оплаты за счет местных бюджетов.
180 подростков, состоящих на учете в правоохранительных органах, участвовали в программах социальной реабилитации, военно-патриотического воспитания, общественно полезной деятельности лагеря "Юный десантник", проводимых на базе спортивно-оздоровительного лагеря "Мечта".
Традиционными стали допризывные сборы юношей с дефицитом массы тела, которые проводятся весной и осенью в детском санатории "Орловчанка" при участии военного комиссариата Орловской области, в целях оздоровления и военно-технической подготовки для 240 человек. Оплата путевок осуществляется за счет областного бюджета.
По-прежнему востребованной среди родителей формой оздоровления детей являются лагеря с дневным пребыванием, которые организованы в целях социальной поддержки семей, профилактики безнадзорности детей, особенно в первый месяц лета (охват 37 % школьников). Подростки активно участвуют в малозатратных формах отдыха и оздоровления, содействующих социальной адаптации детей и подростков (охват - 67 %).
Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченными в сфере отдыха и оздоровления детей, проводится работа по популяризации различных видов отдыха и оздоровления в Орловской области, повышению привлекательности загородных оздоровительных учреждений, по разъяснению нового механизма детской оздоровительной кампании среди населения. В рамках мероприятий областной комплексной программы "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы" на эти цели выделено 4,5 млн руб.
Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для обеспечения в полной мере потребности в доступном и качественном отдыхе и оздоровлении детей в Орловской области. Вопрос организации отдыха и оздоровления детей в связи с большой социальной значимостью находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (перечни поручений по вопросам организации детского оздоровительного отдыха от 15 июня 2010 года N Пр-1726 и от 24 ноября 2010 года N Пр-3418), Губернатора Орловской области А. П. Козлова и Правительства Орловской области.