Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2011 года N 433

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОТДЫХ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"

{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677;
постановление Правительства Орловской области от 13.01.2014 N 2; НГР: RU57000201400006}

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 16 мая 2011 года N Пр-1365 по итогам совещания по вопросу организации летнего отдыха детей и подростков, во исполнение распоряжения Правительства Орловской области от 23 июня 2011 года N 272-р Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 14 декабря 2011 г. N 433

Долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы"

Орловская область 2011 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также – программа)

Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

 Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей";

 Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области";

 Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области";

 Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-ОЗ "Об образовании в Орловской области";

 постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года N 321 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы";

 распоряжение Правительства Орловской области от 23 июня 2011 года N 272-р

Заказчик программы

Правительство Орловской области

Разработчик программы

Департамент образования и молодежной политики  Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Руководитель программы

Руководитель Департамента образования и молодежной политики  Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Ответственный исполнитель программы

Начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики  Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Цель и задачи программы

Общей целью программы является создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг.
 Целями и задачами программы являются:
 Цель 1. Обеспечение доступности различных форм отдыха и оздоровления детей Орловской области от 4 до 17 лет.
 Задачи:
 1. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей гарантии на доступный отдых всех детей Орловской области, особую поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
 2. Обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления в определении отдельных категорий детей, которым могут быть оказаны меры социальной поддержки в качестве полной либо частичной оплаты путевок.
 3. Выделение финансовых средств на оплату детских путевок в бюджетах всех уровней отдельной защищенной строкой.
 4. Создание условий для увеличения наполняемости загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений, круглогодичного функционирования учреждений, имеющих соответствующую базу.
 5. Обеспечение организации санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России.
 Цель 2. Совершенствование системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств.
 Задачи:
 1. Развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, упо лномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей.
 2. Внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей.
 3. Организация оптимального межведомственного взаимодействия через активизацию деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей.
 4. Содействие в разработке и реализации муниципальных программ отдыха и оздоровления детей.
 Цель 3. Создание безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей.
 Задачи:
 1. Проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов.
 2. Модернизация материально-технической базы оздоровительных учреждений всех видов в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах.
 3. Капитальный ремонт бюджетных образовательных учреждений Орловской области дополнительного образования детей - детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров.
 4. Обновление технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях.
 5. Совершенствование транспортного обслуживания детей, отдыхающих в загородных оздоровительных учреждениях, обеспечение комплексных мер безопасности при перевозке детей к местам отдыха и обратно.
 6. Увеличение объема и улучшение качества предлагаемых детям оздоровительными учреждениями медицинских, образовательных, психологических, информационных, правовых услуг, услуг по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта.
 7. Приведение в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха.
 8. Организация профилактической работы с детьми в оздоровительных учреждениях всех видов.
 Цель 4. Развитие и совершенствование форм организации детской оздоровительной кампании.
 Задачи:
 1. Развитие и внедрение новых оздоровительных программ, программ тематических смен в оздоровительных учреждениях всех видов.
 2. Создание условий для полноценного отдыха подростков 16 - 18 лет, организация каникулярного отдыха школьников старшего возраста, учащихся в возрасте до 18 лет учреждений начального и среднего профессионального образования.
 3. Совершенствование систем поддержки одаренных детей, активистов детских общественных организаций, трудных подростков, дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления.
 4. Совершенствование организации и содержания деятельности в активных малозатратных формах отдыха, привлечение к участию в них до 70 % школьников.
 5. Разработка и внедрение методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений, развитие единой системы оценки качества.
   Цель 5. Обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами.
 Задачи:
 1. Подготовка и переподготовка административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий.
 2. Развитие дополнительных мер социальной поддержки педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений.
 3. Совершенствование научно-методического и информа-ционно-методического обеспечения деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов.
 4. Создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений.
 5. Стимулирование творческого поиска инновационных подходов к сфере отдыха и оздоровления детей.
 6. Обмен опытом работы сотрудников оздоровительных учреждений всех видов.
 Цель 6. Информационное обеспечение детской оздоровительной кампании, популяризация и повышение привлекательности различных форм отдыха и оздоровления.
 Задачи:
 1. Активизация взаимодействия органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительных учреждений со средствами массовой информации для создания положительного общественного мнения о сфере отдыха и оздоровления детей в Орловской области.
 2. Организация разъяснительной работы с населением о сети учреждений отдыха и оздоровления Орловской области, реализуемых ими программах, порядке приобретения путевок и источниках их оплаты.
 3. Популяризация и активизация деятельности загородных оздоровительных учреждений.
 4. Создание Интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

1. Плановая и фактическая наполняемость стационарных летних загородных оздоровительных учреждений, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области.
 2. Охват детей отдыхом в стационарных летних загородных оздоровительных учреждениях, стационарных загородных оздоровительных учреждениях круглогодичного действия, санаторно-оздоровительных учреждениях Орловской области, участием в активных малозатратных формах отдыха.
 3. Показатели выраженного эффекта оздоровления.
 4. Охват оздоровительных учреждений различных видов системными мониторинговыми исследованиями.
 5. Оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности, автобусами для перевозки детей.
 6. Обеспечение загородных оздоровительных учреждений вневедомственной охраной.
 7. Оснащенность палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем.
 8. Доля сотрудников оздоровительных учреждений всех видов, обученных с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий, обеспеченных научно-методическими и информационно-методическими пособиями.
 9. Доля сотрудников оздоровительных учреждений, участвующих в областных конкурсах профессионального мастерства, вариативных программах.
 10. Доля учреждений, участвующих в областном конкурсе "Лучшее учреждение отдыха и оздоровления детей".
 11. Доля загородных оздоровительных учреждений, создавших Интернет-сайты.

Сроки и этапы реализации программы

2012 - 2016 годы

Объемы и источники финансирования программы

Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Объем финансирования - 15,91 млн рублей,
 в том числе по годам реализации:
 2012 год - 2 млн рублей;

 2013 год - 2,84 млн рублей;

 2014 год - 2,5 млн рублей;

 2015 год - 3,57 млн рублей;

 2016 год - 5 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

В том числе по направлениям затрат

Капитальные вложения - 2,91 млн рублей;

 НИОКР - 0;

 прочие расходы - 13 млн рублей
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Развитие материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений для увеличения плановой наполняемости стационарных летних загородных оздоровительных учреждений на 7 %, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия - на 26 %, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области - на 40 %.
 2. Увеличение охвата детей отдыхом в загородных оздоровительных учреждениях на 23 %, участием в активных малозатратных формах отдыха - на 21 %.
 3. Увеличение показателя выраженного эффекта оздоров-ления на 0,4 %.
 4. Охват 90 % оздоровительных учреждений различных видов системными мониторинговыми исследованиями.
 5. Оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности до 25 % от потребности, автобусами для перевозки детей - до 42 % от потребности.
 6. Обеспечение всех загородных оздоровительных учреждений вневедомственной охраной.
 7. Оснащенность до 65 % от потребности палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем.
 8. Организация обучения всех сотрудников оздоровительных учреждений всех видов с учетом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий, обеспечения научно-методическими и информационно-методическими пособиями.
 9. Увеличение до 3 % доли сотрудников оздоровительных учреждений, участвующих в областных конкурсах профессионального мастерства, вариативных программах.
 10. Участие всех загородных оздоровительных учреждений в областном конкурсе "Лучшее учреждение отдыха и оздоровления детей".
 11. Создание Интернет-сайтов всех загородных оздоровительных учреждений.

Ответственный исполнитель программы

Департамент образования и молодежной политики  Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 )

Список исполнителей программных мероприятий

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области;

 Управление труда и занятости Орловской области;

 Управление культуры и архивного дела Орловской области;

 Управление Роспотребнадзора по Орловской области (по согласованию);

 Главное Управление МЧС Российской Федерации по Орловской области (по согласованию);

 Управление внутренних дел по Орловской области (по согласованию);

 Комитет по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму областного Совета народных депутатов (по согласованию);

 Федерация профсоюзов Орловской области (по согласованию);

 органы местного самоуправления (по согласованию);

 бюджетные образовательные учреждения Орловской области дополнительного образования детей - детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры;

 учреждения социального обслуживания населения, семьи;

 центры занятости населения;

 учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей в Орловской области;

 областные общественные детские, молодёжные организации (по согласованию)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Обеспечение доступного и качественного отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений социальной политики в Орловской области. Сложились положительные традиции в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Организованными формами отдыха и оздоровления охвачены практически все дети, а каждый пятый ребенок вовлечен в две и более формы.

Процессы, которые ранее традиционно определялись как ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Сформировалось представление о сфере оздоровления и отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части образовательного процесса.

Развитие системы детского загородного отдыха началось с середины 90-х годов прошлого века, когда большинство учреждений были переданы в областную собственность, что предотвратило их полное разрушение.

В настоящее время в Орловской области 17 детских загородных оздоровительных учреждений, из них 12 в государственной собственности, 1 - в муниципальной, 4 – ведомственных. В инфраструктуру детского отдыха и оздоровления включены также образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, организующие на своей базе оздоровительные лагеря с дневным пребыванием (в 2010 году – 430 лагерей), активные формы отдыха, экономичные по затратам, но эффективные по воспитательным и оздоровительным возможностям (630 палаточных лагерей, оборонно-спортивных лагерей, лагерей труда и отдыха, трудовых бригад, экологических отрядов).

Система отдыха и оздоровления детей и подростков представляет собой совокупность:

учреждений, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов учреждений;

оздоровительных, образовательных, культурно-досуговых программ различного уровня и направленности, утвержденных в установленном порядке, реализуемых данными учреждениями;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области оздоровления и отдыха детей и подростков;

органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, территориальных федеральных органов исполнительной власти Орловской области, осуществляющих управление в сфере отдыха и оздоровления детей.

Организация отдыха и оздоровления детей понимается как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления - это организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы.

Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления) и временно приспособленными, в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений.

В Орловской области осуществляется координация деятельности в сфере отдыха и оздоровления посредством участия всех заинтересованных ведомств в работе Межведомственного совета по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области, районных, городских межведомственных комиссий. Определены органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченные в сфере отдыха и оздоровления детей, - Департамент образования и молодежной политики Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300)

В связи с изменением механизма финансирования детской оздоровительной кампании приняты Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области", постановление Правительства Орловской области от 27 февраля 2010 года N 56 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2010 году", постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2011 года N 62 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2011 году", которые разделяют полномочия в сфере оздоровления и отдыха детей между органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления.

Во исполнение данных нормативных правовых актов, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N ПР-1726 по итогам совещания по вопросу организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года Департаментом образования и молодежной политики Орловской области, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, Главным управлением МЧС по Орловской области, Управлением внутренних дел по Орловской области, органами местного самоуправления, оздоровительными учреждениями, предприятиями, общественными организациями проведены плановые мероприятия по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300)

Решаются такие задачи, как:

1) сохранение и развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений;

2) обеспечение доступности оздоровления и отдыха для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

3) создание и совершенствование безопасных условий оздоровления и отдыха детей;

4) развитие активных экономичных форм оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи;

5) реализация программ деятельности оздоровительных лагерей различных видов, включающих оздоровительный, воспитательный, образовательный компоненты, способствующие социальной адаптации, выявлению и развитию способностей, положительных личностных качеств детей и подростков.

Начиная с 2003 года ежегодно увеличивались на 5-10 % целевые расходы консолидированного бюджета Орловской области на детскую оздоровительную кампанию. Однако в 2010 году в связи с отменой полномочий фонда социального страхования по оплате детских путевок они составили 171,4 млн руб. (91 % от уровня 2009 года). Несмотря на полностью выполненные обязательства по расходованию средств областного бюджета (39,2 млн руб.) и федерального бюджета (38,0 млн руб.) и их увеличению по сравнению с 2009 годом на 13 и 57 % соответственно, не выполнены плановые показатели финансирования за счет местных бюджетов (58,3 млн руб. вместо 72,0 млн руб.). Финансирование детских путевок в загородные оздоровительные учреждения и лагеря с дневным пребыванием осуществляется за счет областного бюджета отдельной строкой на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей (в 2010 году - 32 млн руб.); выделяются субсидии местным бюджетам на условиях долевой оплаты путевок (в 2010 году – 2,9 млн руб.), которые ежегодно увеличиваются на 10 %.

В 2010 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 87 500 детей и подростков, что на 3 % меньше 2009 года. Незначительное уменьшение охвата достигнуто за счет увеличения активных малозатратных форм отдыха на 10 %, сохранения охвата детей отдыхом в детских загородных оздоровительных лагерях на уровне прошлого года. Однако количество детей, оздоровленных в санаториях области, сократилось на 47 %, в оздоровительных учреждениях за пределами области - на 29 %.

В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление значительно расширился перечень категорий детей, которым оплачиваются путевки за счет областного бюджета. Помимо традиционных расходов на отдых и оздоровление воспитанников детских домов и школ-интернатов оплачиваются путевки:

детям, состоящим в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения Орловской области;

детям, обучающимся в областных государственных учреждениях, в лагеря с дневным пребыванием, организованные на базе этих учреждений;

одаренным детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детям - членам областных общественных детских, молодежных организаций на профильные смены в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, и в палаточные лагеря.

В плановом порядке осуществляются мероприятия по текущему ремонту детских загородных оздоровительных учреждений, устранению нарушений, выявленных надзорными органами. В рамках областных целевых программ "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы", "Комплексная программа по вопросам гражданской обороны, защиты населения на территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2007–2011 годы" детским загородным оздоровительным центрам выделено в течение 2008–2010 годов около 4 млн руб. на обеспечение пожарной безопасности, вывод в единую диспетчерскую дежурную службу "01" .

Обновление материальной базы оздоровительно-образовательных центров осуществляется за счет бюджетного финансирования (ежегодно около 500 тыс. руб.) и средств оздоровительных учреждений, полученных за детские путевки и направляемых на текущий ремонт зданий и коммуникаций (ежегодно около 900 тыс. руб.), приобретение оборудования (ежегодно около 700 тыс. руб.). Однако большинство оздоровительных учреждений всех видов не соответствуют современным санитарным требованиям, потребностям детей и родителей, а также национальному стандарту Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007).

Осуществляется работа по кадровому обеспечению детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений. В плановом порядке проводятся семинары-совещания для руководителей, организованы круглогодичные занятия со студентами - будущими вожатыми, что является школой освоения новых педагогических технологий. Полностью укомплектован штат временного обслуживающего персонала. Около 500 студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования привлекаются ежегодно в качестве вожатых, воспитателей, что помогает молодым людям обогащать опыт по выбранной специальности, дает материальную поддержку.

Деятельность оздоровительных учреждений всех видов осуществляется в целях сохранения и укрепления физического и духовного здоровья детей, развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики вредных зависимостей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Эффективно реализованы вариативные образовательные, воспитательные программы детских загородных оздоровительных учреждений. Отдых в загородных оздоровительных учреждениях остается популярным у населения: наполняемость санаториев в 2010 году составила 100 %, оздоровительных лагерей - 97 %, это больше чем в 2009 году. Увеличивается количество путевок, приобретаемых родителями за полную стоимость (319 путевок в лагеря и 232 путевки в санатории области). Растет популярность профильных смен, лагерей, деятельность которых осуществляется на основе образовательных и развивающих программ. Спрос на интересную и полезную программу пребывания детей в лагере растет и нередко превышает спрос на комфортабельные условия проживания.

По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области эффективность оздоровления детей в 2010 году в загородных учреждениях составила 97,5 %.

Усилено внимание к обеспечению безопасности детей, пребывающих в оздоровительных учреждениях всех видов, эта работа носит системный, плановый характер. Благодаря скоординированным действиям заинтересованных ведомств и служб, оздоровительных учреждений в течение последних 5 лет не произошло чрезвычайных ситуаций, пожаров, в которых пострадали дети, случаев массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, правонарушений в отношении детей, дорожно-транспортных происшествий при перевозке детей к месту отдыха.

В условиях социально-экономической нестабильности принимаются меры для обеспечения доступного и качественного детского отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для организации адресной, дифференцированной поддержки семей, пострадавших от экономического кризиса.

Бесплатные путевки в оздоровительные учреждения различных видов получили 20 727 детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 53 % от общего количества охваченных данными формами отдыха, а также 3464 воспитанника детских домов и школ-интернатов. Сотрудники предприятий бюджетной сферы получили 684 путевки в загородные оздоровительные лагеря (центры) на условиях 90 % оплаты за счет местных бюджетов.

180 подростков, состоящих на учете в правоохранительных органах, участвовали в программах социальной реабилитации, военно-патриотического воспитания, общественно полезной деятельности лагеря "Юный десантник", проводимых на базе спортивно-оздоровительного лагеря "Мечта".

Традиционными стали допризывные сборы юношей с дефицитом массы тела, которые проводятся весной и осенью в детском санатории "Орловчанка" при участии военного комиссариата Орловской области, в целях оздоровления и военно-технической подготовки для 240 человек. Оплата путевок осуществляется за счет областного бюджета.

По-прежнему востребованной среди родителей формой оздоровления детей являются лагеря с дневным пребыванием, которые организованы в целях социальной поддержки семей, профилактики безнадзорности детей, особенно в первый месяц лета (охват 37 % школьников). Подростки активно участвуют в малозатратных формах отдыха и оздоровления, содействующих социальной адаптации детей и подростков (охват - 67 %).

Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченными в сфере отдыха и оздоровления детей, проводится работа по популяризации различных видов отдыха и оздоровления в Орловской области, повышению привлекательности загородных оздоровительных учреждений, по разъяснению нового механизма детской оздоровительной кампании среди населения. В рамках мероприятий областной комплексной программы "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы" на эти цели выделено 4,5 млн руб.

Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для обеспечения в полной мере потребности в доступном и качественном отдыхе и оздоровлении детей в Орловской области. Вопрос организации отдыха и оздоровления детей в связи с большой социальной значимостью находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (перечни поручений по вопросам организации детского оздоровительного отдыха от 15 июня 2010 года N Пр-1726 и от 24 ноября 2010 года N Пр-3418), Губернатора Орловской области А. П. Козлова и Правительства Орловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»