Недействующий
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 1995 года N 233


Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей               

(с изменениями на 10 марта 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу со 2 октября 2012 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 17 сентября 2012 года N 933

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212 (Российская газета, N 55, 20.03.97);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 470 (Российская газета, N 163, 19.08.2003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации N 7, 14.02.2005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752 (Российская газета, N 279, 12.12.2006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 216 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009).

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о внешкольном учреждении в РСФСР.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
                                   В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 марта 1995 года N 233

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном учреждении дополнительного образования детей

(с изменениями на 10 марта 2009 года)

     

     

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность следующих государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы;

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного.

(Пункт 1 в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752. - См. предыдущую редакцию)          

2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга;

удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом (абзац дополнительно включен с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752).

3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций (пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

4. В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и иностранными (пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию).

6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.

7. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется уставом учреждения.

8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

II. Организация учреждения

9. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752. - См. предыдущую редакцию.

10. Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя (пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

11. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

12. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

Учреждение как юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием (абзац в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

13. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию).

14. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения.

Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.

Аттестация государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится соответствующими государственными органами управления образованием.

Для проведения аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящего аттестацию органа.

В состав комиссии не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.

Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).  

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию)

14_1. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 - см. предыдущую редакцию).     

(Пункт дополнительно включен с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212)

15. Учреждение может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляющие полностью или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные структурные подразделения.

Филиалы (отделения) проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752. - См. предыдущую редакцию)

16. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом (пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию).

17. Учреждение может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя (абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

18. Ликвидация учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).

III. Основы деятельности

19. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

20. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

21. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.

22. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.

23. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей) (пункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию).

     

24. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 212, - см. предыдущую редакцию).

Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и организациям по договору с ними (абзац в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 752, - см. предыдущую редакцию).