(с изменениями на 5 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 05.02.2013 N 79-п, от 07.03.2013 N 209-п, от 22.01.2014 N 27-п, от 20.06.2014 N 582-п, от 10.07.2015 N 741-п, от 01.12.2015 N 1299-п, от 06.07.2017 N 548-п, от 21.11.2018 N 841-п, от 29.08.2019 N 636-п, от 01.10.2020 N 787-п, от 21.12.2023 N 1360-п, от 05.02.2024 N 86-п)
Во исполнение статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в целях реализации Закона Ярославской области от 26 декабря 2014 г. N 93-з "Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, а также экспертизы нормативных правовых актов в Ярославской области"
(преамбула в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 21.12.2023 N 1360-п)
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 06.07.2017 N 548-п, от 21.11.2018 N 841-п, от 21.12.2023 N 1360-п)
2. Исключен. - Постановление Правительства Ярославской области от 10.07.2015 N 741-п.
3. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор
Ярославской области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 21.12.2023 N 1360-п, от 05.02.2024 N 86-п)
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок), определяет последовательность действий при проведении оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Ярославской области (далее - проекты актов) и экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза актов).
1.2. В Порядке используются следующие основные понятия и определения:
- проекты актов - проекты законов Ярославской области, проекты нормативных правовых актов Губернатора области, проекты постановлений Правительства области нормативно-правового характера и приказов нормативно-правового характера исполнительных органов Ярославской области;
- обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах Ярославской области требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
- уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - министерство экономического развития Ярославской области, ответственное за организацию деятельности по ОРВ проектов актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, осуществляющее нормативно-правовое, информационное и методическое обеспечение указанной деятельности, оценку качества ее проведения, а также подготовку заключений об ОРВ проектов актов, заключений об экспертизе актов;
- разработчики проектов актов (далее - органы-разработчики) - органы государственной власти Ярославской области (должностные лица органов государственной власти Ярославской области), иные органы, которые в соответствии с Уставом Ярославской области и законодательством Ярославской области вправе вносить проекты актов;
- заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием;
- участники публичных консультаций - субъекты предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, их ассоциации и союзы, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области, экспертные, научные, отраслевые, общественные и иные организации, а также физические и юридические лица, принимающие участие в публичных консультациях при проведении ОРВ проектов актов (экспертизы актов);
- публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами, участниками публичных консультаций идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования (проекта акта), организуемое органом-разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ проектов актов;
- дополнительные публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами, участниками публичных консультаций проекта акта (нормативного правового акта Ярославской области), организуемое уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ проекта акта, при подготовке заключения об экспертизе акта;
- размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования;
- сводка предложений - документ, содержащий все комментарии и предложения, поступившие в рамках публичных консультаций (дополнительных публичных консультаций), а также результат их рассмотрения и его обоснование в случае отказа от учета предложения;
- сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
- заключение об ОРВ проекта акта (далее - заключение об ОРВ) - завершающий процедуру ОРВ проекта акта документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо об отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, областного бюджета, о наличии либо об отсутствии в сводном отчете достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и об учете принципов установления обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ);
- официальный сайт уполномоченного органа на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) - информационный ресурс, определенный для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ проектов актов, экспертизы актов, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах;
- заключение об экспертизе акта - завершающий экспертизу акта документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии в нормативном правовом акте Ярославской области, в отношении которого проводится экспертиза, положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
1.3. Объектами ОРВ являются проекты актов, подготовленные органами-разработчиками и содержащие положения:
- устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Ярославской области обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
- устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Ярославской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях проведения ОРВ проектов актов под иной экономической деятельностью следует понимать взаимосвязанную совокупность процессов, возникающих в результате деятельности общества, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением ресурсов и благ, целью которых является получение максимального положительного результата при потреблении ресурсов и благ.
1.4. ОРВ не проводится в отношении:
1.4.1. Проектов законов Ярославской области:
- устанавливающих, вводящих в действие или прекращающих действие налогов (сборов), изменяющих налоговые ставки (ставки сборов), порядок и срок уплаты налогов (сборов), устанавливающих (отменяющих) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
- регулирующих бюджетные отношения.
1.4.2. Проектов нормативных правовых актов Ярославской области:
- устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
- подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
1.5. ОРВ проводится в целях выявления в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета.
1.6. Задачами проведения ОРВ проекта акта являются:
- объективный анализ обоснованности предлагаемого способа правового регулирования посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
- количественное сопоставление предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого механизма правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
- свободный доступ участников публичных консультаций, заинтересованных лиц для выражения мнения относительно возможных вариантов предлагаемого правового регулирования и обеспечение соответствующего учета такого мнения;
- разделение функций участников процедуры ОРВ путем закрепления за органами-разработчиками обязанности самостоятельного определения необходимости проведения ОРВ по проектам актов, а также по подготовке сводного отчета и проведения публичных консультаций, а за уполномоченным органом - обязанности по размещению на официальном сайте информационных материалов по процедуре ОРВ и подготовке заключения об ОРВ проекта акта;
- обеспечение обязательного наличия заключения об ОРВ проекта акта для проектов актов, указанных в пункте 1.3 данного раздела Порядка.
1.7. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.