ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2004 года N 863-III-ОД
Об областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы"
Изменения:
Постановление Воронежской областной Думы от 29.06.2006 N 548-IV-ОД НГР Ru336000200600403
Постановление Воронежской областной Думы от 28.02.2008 N 1190-IV-ОД НГР Ru36000200800707
В целях создания региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" (далее-Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Финансирование Программы в 2005 году и последующие годы осуществлять в рамках Закона Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Контроль за выполнением программных мероприятий возложить на первого заместитель председателя Воронежской областной Думы Титова Ю.Т.
4. Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках Программы возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Первый заместитель
Председателя областной Думы Ю.Т. Титов
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2008 ГОДЫ" Воронеж 2004
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие инновацион-ной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы". | |
Распоряжение администрации Воронежской области "О разработке областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" от 29.07.2003 года N 1385-р. "Концепция развития промышленности Воронежской области на 2003-2007 годы", утвержденная постановлением администрации Воронежской области от 28.04.2003 года N 320. | ||
Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской об-ласти. | ||
Рабочая группа по разработке программы, созданная в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 29.07.2003 года N 1385-р. | ||
Создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммер-циализации наукоемких технологий. | ||
1. Разработка нормативного, правового и методиче-ского обеспечения развития инновационной деятель-ности в промышленности области. | ||
Срокииэтапы реализации программы | Совершенствование нормативной правовой базы и становление инфраструктуры поддержки инноваци-онной деятельности, создание условий для внедрения инноваций на промышленных предприятиях области. Этап 2. 2007-2008 годы. | |
1. Совершенствование и развитие кадрового потен-циала в научно-технической и инновационной сферах. 2. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности. | ||
Предприятия и организации существующей област-ной инновационной инфраструктуры, высшие учеб-ные заведения, промышленные предприятия, отрасле-вые НИИ и КБ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инноваци-онной деятельности, создаваемые в ходе реализации программы и другие предприятия и организации, при-влекаемые на конкурсной основе. | ||
Объемы и источники финан-сирования | внебюджетные источники - 960,7 млн.руб., в том числе: собственные средства предприятий и организаций -651,5 млн.руб. (57,7%), кредиты коммерческих банков-309,22 млн.руб. (27,4%) | |
Ожидаемые ко-нечные результаты реализации про-граммы | 1. Внедрение новых технологий на промышленных предприятиях области (не менее 80-120 за время реа-лизации программы). | |
Система организа-ции контроля за исполнением про-граммы | Административный контроль за реализацией про-граммы осуществляет государственный заказчик -главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации области. Кон-троль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет главное финансовое управление адми-нистрации области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством. |
Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" разработана в соответствии с требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 02.11.2001 г. N 424, и Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 08.10.2002 года N 863.
Введение
Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" (именуемая в дальнейшем - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 года N 127-ФЗ (в ред. от 24.12.2002 года), Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.03.2002 года, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 года N 1163-р, постановлениями Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" от 07.05.1997 года N 543 (в ред. от года N 999), "Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации" от 12.07.2000 года N 515 (в ред. от года N 786), "О государственном учете результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 26.02.2002 года N 131, Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1998 года N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", постановлением Госкомстата РФ от 22.07.2002 года N 156 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций", а также постановлениями администрации Воронежской области от 27.09.2002 года N 844 "О развитии инновационной деятельности в промышленности области" и от 28.04.2003 года N 320 "О концепции развития промышленности Воронежской области на 2003-2007 годы".
Начиная с 2002 года, комиссией по развитию инновационной деятельности в промышленности области, созданной в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 27.09.2002 года N 844, проводилась активная работа по разработке нормативно-правовой базы инновационной деятельности, в том числе Закона Воронежской области от 11.12.2003 года N 68-ОЗ "Об инновационной политике на территории Воронежской области"; постановления администрации области от 02.10.2003 года N 825 "О проведении ежегодного областного конкурса "Инженер года"; по налаживанию взаимодействия промышленных предприятий с инновационными фирмами, финансово-кредитными учреждениями, научными организациями, вузами. Большинство положительных решений, найденных в ходе работы данной комиссии, нашло отражение в основных положениях программы.
В рамках планируемого вхождения России во Всемирную торговую организацию, усиления конкурентной борьбы становится актуальным активное внедрение инновационного продукта в промышленности. Для защиты отечественного производителя и обеспечения более высоких конкурентных преимуществ отечественных технологий, продукции и услуг, необходимо осуществлять протекционистскую государственную политику по отношению к промышленному комплексу области, в целях его перехода на инновационный путь развития.
Вопрос о необходимости стимулирования инновационной деятельности, формирования единой общегосударственной политики прорабатывался на федеральном уровне еще в начале 90-х годов, но только в 2002 году на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и технологиям были приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Этим документом определены приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий, конкретные меры государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным неоднократно отмечалась необходимость создания благоприятных условий для стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса на российских промышленных предприятиях, в целях повышения их конкурентоспособности; коммерциализации прикладной науки.
До начала реформ роль нормативно-финансового регулятора инновационной деятельности выполняла государственная планово-распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.
Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие в значительном научно-техническом потенциале и высококвалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как, например, доля США составляет 36%, Японии - 30%.
В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений; в 1992 году - 16,3%, в 1993 году 17,3%, в 1994 году - 19,5%, в 1995 году - 5,6%, в 1996-2002 годах - около 5%. Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В основных отраслях промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями и разработками.
Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.
Для компенсирования выбывающих основных производственных мощностей на современном научно-техническом уровне потребуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности в промышленном комплексе.
Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции, существенного совершенствования требует инвестиционный механизм инновационной деятельности.
Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
Развитие науки и технологий и формирование национальной инновационной системы служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации, неотъемлемой частью экономической политики государства.
Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно-производственных организаций в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении.
Научные исследования ведут 64 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук. Высшая школа располагает значительным инновационным потенциалом, включая: технологические центры, лаборатории и т.д.
Для научно-технического комплекса области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50% специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземья и занимая 3 место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Число используемых передовых производственных технологий по виду: - проектирование и инжиниринг сократилось с 1998 по 2001 год с 1871 до 315 единиц (в 6 раз), - производство, обработка и сборка -с 882 до 475 единиц (почти в 2 раза). Хотя в последние годы произошли стабилизация и рост объемов научно-технических работ, количества заявок на регистрацию объектов промышленной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере остается сложной. В основных отраслях промышленности число крупных и средних предприятии, применяющих инновационные технологии, не превышает 14%. Всего в последние годы промышленными предприятиями использованы только около 340 передовых технологий.
Сложившаяся ситуация в промышленном комплексе области во многом предопределена падением уровня загрузки производственных мощностей, с этим связано возрастание объема условно-постоянных расходов, повлиявшего на ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и соответственно на объемы собственных средств, направляемых на модернизацию, развитие и научные исследования.
Для повышения эффективности производства, увеличения его объемов и выпуска конкурентоспособной продукции необходимо кардинальное обновление состава производственных фондов. Однако, за счет внутренних ресурсов предприятий - прибыли и амортизационных отчислений - обеспечить внедрение в производство наукоемкой продукции невозможно. Получение долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов осложняется неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, жесткой кредитной политикой коммерческих банков, дороговизной заемных ресурсов.
Другим существенным фактором является отсутствие достоверной и доступной всем заинтересованным предприятиям и организациям, работающим на территории области, информации о разрабатываемых и (или) находящихся в процессе внедрения перспективных инновационных проектах. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла от рождения идеи, до технического воплощения и успешной коммерческой, реализации конечного продукта на рынке.
Не развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм (инновационные центры, техно-внедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно-правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию завершенных НИОКР, а также инновационных проектов промышленных предприятий. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты, как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.
Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие предприятий Воронежской области в Федеральных целевых программах и Федеральной адресной инвестиционной программе (ФЦП и ФАЙЛ), а именно: "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития пауки и техники на 2002-2006 годы"; "Национальная технологическая база на 2002-2006 годы"; "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 годы", "Электронная Россия на 2002-2010 годы" и др. Однако участие в них ограничивается крупными промышленными предприятиями, ведущими научно-технические и инновационные разработки федерального значения, выполняющих государственный оборонный заказ.
В связи с вышеперечисленными проблемами большое количество идей, инновационных проектов так и не доходят до стадии своей коммерческой реализации. Исходя из сказанного выше, возникает необходимость разработки и осуществления последовательной государственной (областной) поддержки инновационной деятельности в промышленности Воронежской области, которая обусловлена:
- фактическим исчерпанием экстенсивных факторов развития промышленного комплекса области;
- усилением, как международной конкуренции, так и конкуренции на внутренних рынках России;
наметившимся прекращением спада производства, что в перспективе, может способствовать росту внутреннего спроса на научно-технические разработки;
необходимостью осуществления роста промышленного производства области на базе внедрения в производство новых наукоемких технологий.
На современном этапе структурной перестройки и технологической модернизации промышленного комплекса проблемы развития инновационной деятельности, а также создания условий для продвижения научно-технических разработок на рынок являются исключительно важными и актуальными для Воронежской области, и требуют формирования целостной системы мер государственного (областного) стимулирования инновационной деятельности в промышленности области на основе программно-целевого подхода.
Цель программы - создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода промышленности области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
1. Разработка нормативного, правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности в промышленности области.
2. Создание условий для становления и развития государственной (об ластной) поддержки инновационной деятельности в промышленности области.
3. Содействие в реализации на промышленных предприятиях области наукоемких инвестиционных проектов, разработка и распространение инновационных технологий.