(с изменениями на 17 мая 2023 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472, от 12.11.2020 N 1013, от 04.05.2021 N 304, от 09.10.2021 N 966, от 09.12.2021 N 1209, от 18.04.2022 N 364, от 18.07.2022 N 685, от 17.05.2023 N 605)
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Программа).
(в ред. Постановлений КМ РТ от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 12.11.2020 N 1013)
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 20.05.2013 N 331 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 N 222 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы";
от 20.06.2013 N 418 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2012 N 934 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы";
от 25.11.2013 N 919 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2012 N 934 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472, от 12.11.2020 N 1013, от 04.05.2021 N 304, от 09.10.2021 N 966, от 09.12.2021 N 1209, от 18.04.2022 N 364, от 18.07.2022 N 685, от 17.05.2023 N 605)
(в ред. Постановления КМ РТ от 27.07.2019 N 628)
Наименование программы | Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Программа) | |||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 12.11.2020 N 1013) | ||||||||||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан | |||||||||||||||
Государственные заказчики Программы | Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (2014 - 2017 годы); Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (2014 - 2017 годы); Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам (2018 - 2024 годы); Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан (2014 - 2015 годы); Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан (2015 год); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (2015 - 2016 годы); государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан"; государственное бюджетное учреждение "Центр внедрения инновационных технологий в области сохранения животного мира"; Министерство информатизации и связи Республики Татарстан (с 2019 года - Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан); государственное бюджетное учреждение "Научно-производственное объединение по геологии и использованию недр Республики Татарстан" (с 2021 года); государственное бюджетное учреждение "Главстрой Республики Татарстан" (с 2021 года); органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) | |||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 09.10.2021 N 966) | ||||||||||||||||
Основные разработчики Программы | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан; Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (с 2018 года - Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам) | |||||||||||||||
Цель Программы | Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан | |||||||||||||||
Задачи Программы | Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан; снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан отходами производства и потребления, увеличение объемов отходов, вовлекаемых в технологический цикл для развития производства материальных ресурсов из вторичного сырья, повсеместное обеспечение потребителей предоставлением централизованной коммунальной услуги по обращению с ТКО, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Республики Татарстан; реализация государственной политики по регулированию отношений в сфере геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования государственного фонда недр на территории, а также реализация полномочий по сопровождению государственного экологического мониторинга Республики Татарстан; рациональное использование водных ресурсов Республики Татарстан и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан; сохранение, воспроизводство и рациональное использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан; повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Татарстан в сфере охраны окружающей среды и природопользования; развитие социальной и инженерной инфраструктуры для создания благоприятных условий проживания населения Республики Татарстан | |||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 09.10.2021 N 966) | ||||||||||||||||
Сроки реализации Программы | 2014 - 2026 годы. I этап: 2014 - 2019 годы, II этап: 2020 - 2026 годы | |||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605) | ||||||||||||||||
Перечень подпрограмм | 1. "Регулирование качества окружающей среды Республики Татарстан"; 2. "Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан"; 3. "Государственное управление в сфере недропользования и инструментального сопровождения мониторинга окружающей среды Республики Татарстан"; 4. "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан"; 5. "Сохранение биологического разнообразия Республики Татарстан"; 6. "Воспроизводство и использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан"; 7. "Координирование деятельности служб в сфере охраны окружающей среды и природопользования Республики Татарстан"; 8. "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" | |||||||||||||||
(в ред. Постановлений КМ РТ от 12.11.2020 N 1013, от 09.10.2021 N 966) | ||||||||||||||||
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2026 годах составит 29 511 667,1 тыс. рублей, в том числе: выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 11 083 776,2 тыс. рублей; средства бюджета Республики Татарстан - 15 258 551,6 тыс. рублей; предполагаемые средства местных бюджетов - 3 169 339,3 тыс. рублей, в том числе: I этап - 8 051 670,7 тыс. рублей, в том числе: выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 787 237,4 тыс. рублей, средства бюджета Республики Татарстан - 5 735 086,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1 529 346,4 тыс. рублей, в том числе: (тыс. рублей) | |||||||||||||||
Источник финансирования | Всего средств | Объемы финансирования по годам (I этап) | ||||||||||||||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |||||||||||
Федеральный бюджет | 787 237,4 | 109 110,2 | 72 825,8 | 89 282,5 | 348 873,2 | 70 035,4 | 97 110,3 | |||||||||
Бюджет Республики Татарстан | 5 735 086,9 | 1 216 164,0 | 697 012,1 | 883 611,8 | 1 194 626,9 | 742 237,7 | 1 001 434,4 | |||||||||
Местные бюджеты | 1 529 346,4 | 307 600,0 | 290 707,0 | 230 392,0 | 198 628,2 | 274 544,9 | 227 474,3 | |||||||||
Всего | 8 051 670,7 | 1 632 874,2 | 1 060 544,9 | 1 203 286,3 | 1 742 128,3 | 1 086 818,0 | 1 326 019,0 | |||||||||
II этап - 21 459 996,4 тыс. рублей <*>, в том числе: выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 10 296 538,8 тыс. рублей, средства бюджета Республики Татарстан - 9 523 464,7 тыс. рублей, предполагаемые средства местных бюджетов - 1 639 992,9 тыс. рублей, в том числе: (тыс. рублей) | ||||||||||||||||
Источник финансирования | Всего средств | Объемы финансирования по годам (II этап) | ||||||||||||||
2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | 2025 г. | 2026 г. | ||||||||||
Федеральный бюджет | 10 296 538,8 | 1 347 012,0 | 998 611,8 | 3 217 993,7 | 2 041 840,4 | 2 391 010,7 | 254 902,1 | 45 168,1 | ||||||||
Бюджет Республики Татарстан | 9 523 464,7 | 1 752 734,3 | 1 766 415,3 | 2 543 386,0 | 1 404 390,2 | 1 085 971,1 | 485 283,9 | 485 283,9 | ||||||||
Местные бюджеты | 1 639 992,9 | 205 296,9 | 252 934,0 | 252 978,0 | 232 196,0 | 232 196,0 | 232 196,0 | 232 196,0 | ||||||||
Всего | 21 459 996,4 | 3 305 043,2 | 3 017 961,1 | 6 014 357,7 | 3 678 426,6 | 3 709 177,8 | 972 382,0 | 762 648,0 | ||||||||
-------------------------------- <*> Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов | ||||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605) | ||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее бюджетной эффективности | Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достигнуть следующих результатов: I этап (2014 - 2019 годы): увеличить степень озеленения поселений к 2014 году до 27 процентов; к 2019 году: увеличить долю вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), от общего количества образовавшихся ТКО до 20 процентов; приобрести 8 штук контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов; обследовать 90 единиц затопленных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан; ликвидировать 5 объектов накопленного экологического вреда; количество выпусков журнала "Георесурсы" тиражом 1 тыс. экземпляров ежегодно - 4 выпуска; количество построенных биологических очистных сооружений в населенных пунктах Нижнекамского муниципального района - 3 единицы; ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, - 1 единица; ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, переведенных в более низкую категорию редкости, - 1 единица; ежегодное количество видов, выведенных из Красной книги Республики Татарстан, - 1 единица; ежегодное количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий - не менее 1 штуки; количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий довести до 15 штук; увеличить долю населения Республики Татарстан, имеющего доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды, до 0,18 процента; обеспечить долю выполненных в установленные сроки мероприятий Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению инвестиционного климата в Республике Татарстан в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018 - 2019 годы - 100 процентов; обеспечить эффективность регионального государственного экологического надзора в 3,8 тыс. рублей; количество вновь созданных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 10 единиц; количество отремонтированных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 3 единицы; II этап (2020 - 2026 годы): к 2021 году: обеспечить долю устраненных нарушений от числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне не менее 97,2 процента (показатель группы В.2.5); обеспечить долю взысканных средств от наложенных штрафов на уровне не менее 74,2 процента (показатель группы В.3.1.37); обеспечить долю предупреждений в общем количестве административных наказаний до 39,6 процента (показатель группы В.3.2.9); к 2022 году: обеспечить количество выявленных и пресеченных нарушений на особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан (далее - ООПТ) ежегодно не менее 690 единиц; обеспечить соотношение количества выданных лицензий и количества рассмотренных заявлений на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых до 96 процентов; к 2024 году: количество муниципальных районов (городских округов), охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды, - 40 единиц; количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, - 6 единиц; ликвидировать 2 наиболее опасных объекта накопленного экологического вреда; ликвидировать 2 объекта накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волге; протяженность расчищенных участков русел рек - 21,3 километра; увеличить долю видов охотничьих ресурсов, по которым ведется мониторинг их численности, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Республики Татарстан, до 100 процентов; обеспечить долю площади охотничьих угодий, на которых проведены биотехнические мероприятия, в общей площади охотничьих угодий до 100 процентов; увеличить долю нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод до 19 процентов; к 2025 году: увеличить долю водозаборных сооружений, оснащенных системами учета воды, в общем количестве водозаборных сооружений до 97 процентов; увеличить долю площади Республики Татарстан, занятой ООПТ всех уровней, в общей площади Республики Татарстан до 7 процентов; обеспечить долю привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не менее 86 процентов; увеличить долю рекультивируемых земель до 47 процентов; к 2026 году: увеличить долю населения от общего числа жителей республики, принимающего участие в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях, до 35,8 процента; увеличить долю ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО до 21 процента; увеличить долю контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного накопления ТКО, до 35 процентов; увеличить долю муниципальных районов Республики Татарстан, охваченных мониторингом опасных экзогенных геологических процессов, в общем количестве муниципальных районов Республики Татарстан, подверженных негативному влиянию опасных экзогенных геологических процессов, до 39,4 процента; увеличить долю площади территории, охваченной мониторингом геологической среды, в общей площади территории Республики Татарстан до 48,6 процента; увеличить долю утвержденных запасов подземных вод в общем объеме их прогнозных ресурсов до 44 процентов; снизить долю автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах в общем количестве проверенных автомобилей до 6,6 процента; снизить долю загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 10,9 процента; обеспечить снижение количества фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Татарстан до 45 единиц (показатель группы А.3); обеспечить снижение доли загрязненных земельных участков в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления по отношению к предыдущему году до 19,5 процента (показатель группы А.3) | |||||||||||||||
(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605) |
(в ред. Постановления КМ РТ от 12.11.2020 N 1013)
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Динамичное развитие реального сектора экономики республики, интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов, рост валового регионального продукта создают напряженную ситуацию в сфере экологии. Уровень техногенного воздействия на окружающую среду на территории республики достаточно высок и в первую очередь определяется влиянием промышленного производства.
Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением вредными химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. В крупных городах Республики Татарстан (Казань, Альметьевск) уровень загрязнения воздуха характеризуется как повышенный. Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия топливной и нефтехимической промышленности. В 2019 году общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 69 898 стационарных источников 2 569 предприятий Республики Татарстан составило 291,5 тыс. тонн (на 24,6 тыс. тонн меньше по сравнению с 2018 годом), что объясняется выполнением предприятиями и организациями республики ряда воздухоохранных мероприятий и внедрением передовых современных технологий.
На территории Республики Татарстан продолжает отмечаться высокий уровень загрязнения воды в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования. По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", на территории Республики Татарстан поверхностные воды Куйбышевского водохранилища характеризуются в основном как "загрязненные" и "очень загрязненные", Нижнекамского водохранилища и большинства малых рек - как "очень загрязненные". Основными загрязняющими веществами поверхностных вод рек Республики Татарстан являются соединения азота, меди, марганца, нефтепродукты, трудноокисляемые и легкоокисляемые органические вещества (по показателям химического и биохимического потребления кислорода). Источниками интенсивного загрязнения водных объектов Республики Татарстан являются: поверхностные (ливневые и талые) стоки с сельскохозяйственных земель, главным образом за счет внесения минеральных удобрений и пестицидов, распахивания земель; неочищенные и недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, объектов животноводства, молочной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, практически во всех населенных пунктах республики, в том числе в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны, осуществляется сброс (организованный и неорганизованный) неочищенных дождевых и талых вод.
Анализ результатов государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что в Республике Татарстан сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6 784,7 тыс. гектаров, из них 1 390 тыс. гектаров земель сельхозназначения деградированы, из которых переувлажнено 1 129 тыс. гектаров, заболочено 253,3 тыс. гектаров, засолено 6,7 тыс. гектаров, солонцовые участки земель составляют 1,7 тыс. гектаров, каменистые - 232,3 тыс. гектаров, с легким механическим составом (пески) - 254,2 тыс. гектаров. Площадь земель, нарушенных в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых, составляет 3,0 тыс. гектаров.
Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов.
Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида акционерного общества "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, развитие особо экономической зоны "АлмА". Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации на указанные объекты, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном подходе.
Интенсивное социально-экономическое развитие республики, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства стали основными причинами возникновения прошлого экологического ущерба.
К одному из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба принадлежат загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимой концентрации. Также одним из широко распространенных проявлений накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к отходам 3 - 4 класса опасности.
Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофических масштабов. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию от прошлой хозяйственной деятельности.