КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2023 года N 1216


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2013 N 1083 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2013 N 1083 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472, от 12.11.2020 N 1013, от 04.05.2021 N 304, от 09.10.2021 N 966, от 09.12.2021 N 1209, от 18.04.2022 N 364, от 18.07.2022 N 685, от 17.05.2023 N 605) следующие изменения:


наименование изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан";


пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - государственная программа).";


пункт 2 изложить в следующей редакции:


"2. Определить Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.";


в пункте 3 слова "соответствующий финансовый год" заменить словами "очередной финансовый год и плановый период", слово "Программы" заменить словами "государственной программы";


государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Кабинета Министров Республики Татарстан согласно приложению.


3. Установить, что настоящее постановление Кабинета Министров Республики Татарстан вступает в силу с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28 декабря 2013 г. N 1083
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 3 октября 2023 г. N 1216)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан"



I. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования


Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.


Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида акционерного общества "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, развитие особо экономической зоны "АлмА".



Атмосферный воздух


По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", уровень загрязнения воздуха в г. Казани и г. Набережные Челны характеризуется как высокий, в г. Нижнекамске характеризуется как "повышенный".


В рамках развития территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды Республики Татарстан в единое цифровое пространство объединены данные с 17 стационарных автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха и 6 передвижных экологических лабораторий. Аккумулированные на едином сервере данные со всех станций контроля обрабатываются с использованием современных цифровых решений.


Территориальная система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха эффективно дополнена системой расчетного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, основанной на сводных расчетах загрязнения атмосферного воздуха. По состоянию на 2023 год система расчетного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха включает в себя актуальные данные по источникам выбросов, функционирующим в городах Казани, Нижнекамске и Елабуге.



Водные ресурсы


Общая площадь водной поверхности в Республике Татарстан составляет 4,4 тыс. кв. километров, или 6,4 процента от площади территории республики. Насчитывается 73 бассейна основных притоков Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, общая гидрографическая сеть с учетом мелких и пересыхающих водных объектов включает 4 100 водотоков общей протяженностью более 20,0 тыс. километров, насчитывается 5 210 рек разного порядка с постоянным течением, 8 073 озера, 7 375 болот, 3 134 родника. По данным государственной статистики, за период с 1968 года на территории республики по естественным и антропогенным причинам, в том числе вследствие заиления, исчезло 1 681 озеро.


Мониторинговые наблюдения для оценки динамики гидрохимического состояния поверхностных водных объектов Республики Татарстан в настоящее время осуществляются в 115 пунктах наблюдения на 64 водных объектах.


Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию водных объектов. Самая напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейне р. Волги: антропогенная нагрузка на водные ресурсы р. Волги в 8 раз выше, чем в среднем по России. С 2019 года в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" в границах Республики Татарстан реализуются мероприятия, направленные на снижение объема отводимых в р. Волга загрязненных сточных вод и ликвидацию (рекультивацию) двух объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу р. Волге.


Объем прогнозных ресурсов пресных подземных вод Республики Татарстан составляет 5,46 млн куб. метров/сутки. На одного жителя приходится 1,45 куб. метров/сутки пресных подземных вод, включая питьевые и технические. Прогнозные ресурсы пресных подземных вод по территории республики распределены неравномерно. Особенно слабо обеспечены прогнозными ресурсами Дрожжановский, Черемшанский, Атнинский, Бавлинский и Альметьевский муниципальные районы.


Снабжение населения Республики Татарстан чистой питьевой водой является одной из первоочередных социальных задач. На территории республики на 01.10.2022 выявлено и разведано 522 месторождения и участков месторождений пресных подземных вод, утвержденные запасы по которым составляют 2 383,873 тыс. куб. метров/сутки, из них 2 336,727 тыс. куб. метров/сутки (402 месторождения) - запасы питьевых подземных вод. Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами подземных вод на одного человека в республике по состоянию на 01.10.2022 составила 0,60 тыс. куб. метров/сутки.


В то же время под влиянием интенсивной хозяйственной деятельности на территории Республики Татарстан активно формируются очаги загрязнения подземных вод, возросло количество водозаборов, на которых установлено ухудшение качества пресных подземных вод. Такая тревожная тенденция обусловливает необходимость организации мониторинга и охраны подземных вод от истощения и загрязнения.



Негативное воздействие вод


По данным мониторинга экзогенных процессов, абразионные и оползневые процессы широко распространены в правобережной части Куйбышевского водохранилища. Протяженность береговой линии Куйбышевского водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 1 392 километра, из них 210 километров подвержено активным абразионным и оползневым процессам. В результате указанных процессов экономике республики ежегодно наносится ущерб в размере более 2 млрд рублей.


По данным 2023 года Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, на территории Республики Татарстан из 926 гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений 168 оцениваются как потенциально опасные гидротехнические сооружения с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности.


По информации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, согласно наихудшему сценарию развития половодья на территории Республики Татарстан в 2023 году в зоне возможного затопления (подтопления) могли оказаться 220 населенных пунктов. Согласно исходным данным на участках береговой линии в границах поселений протяженностью 2,8 тыс. километров под угрозой негативного воздействия вод находятся 186,4 тыс. человек.



Минерально-сырьевая база


Республика Татарстан характеризуется развитым минерально-сырьевым комплексом. Товарную ценность недр Татарстана определяют месторождения нефти, природных битумов и ликвидных видов твердых нерудных полезных ископаемых. Многие из них разрабатываются, освоение других может осуществиться в ближайшей перспективе по мере востребованности экономикой.


Недра Республики Татарстан содержат довольно широкий спектр общераспространенных полезных ископаемых, на основе которых организовано производство и обеспечены полностью или частично потребности экономики республики в песке строительном и силикатном, обогащенной песчано-гравийной смеси, керамическом кирпиче, керамзитовом гравии, извести строительной, щебне строительном, известняковой муке.


На территории Республики Татарстан выявлено и разведано 1 100 месторождений и проявлений твердых нерудных полезных ископаемых, основная часть которых относится к общераспространенным. Республиканским балансом учтено 480 месторождений 13 видов общераспространенных полезных ископаемых, из которых более 30 процентов вовлечено в эксплуатацию.


Для обеспечения потребностей отраслей экономики минеральным сырьем необходимо как расширение сырьевой базы действующих предприятий, так и ее воспроизводство для организации новых производств. Реализация этих мероприятий сопряжена с подготовкой к лицензированию и освоению объектов нераспределенного фонда недр, а также месторождений, не имеющих утвержденные запасы полезных ископаемых.


Воздействие опасных геологических процессов (оползни, карст, овражная и русловая эрозия) на народно-хозяйственные объекты требует учета закономерностей их развития и распространения на территории республики, разработки прогнозов активности опасных экзогенных геологических процессов.



Отходы


Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов.



Накопленный вред окружающей среде


Интенсивное социально-экономическое развитие Республики Татарстан, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов стали основными причинами возникновения объектов прошлого накопленного вреда окружающей среде. В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" с 2017 по 2023 год на территории республики ликвидировано два наиболее опасных объекта накопленного вреда окружающей среде и три несанкционированные свалки в границах городов.



Биологическое разнообразие


В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия на 7 процентах площади Республики Татарстан созданы особо охраняемые природные территории, обеспечены оптимальные условия для сохранения и восстановления природных комплексов, ландшафтов и биологического разнообразия.


По состоянию на 01.01.2023 природно-заповедный фонд Республики Татарстан образуют 193 особо охраняемые природные территории всех уровней общей площадью 465,109 тыс. гектаров, в том числе 187 особо охраняемых природных территорий регионального значения площадью 423,135 тыс. гектаров.


Кроме того, в рамках государственной программы Республики Татарстан предполагаются внедрение и развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях регионального значения, создание условий для интеграции особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития республики.



Охотничьи ресурсы


Площадь охотничьих угодий Республики Татарстан по состоянию на 01.01.2023 составляет 6 309,4 тыс. гектаров, площадь охотничьих угодий, предоставленных для долгосрочного пользования животным миром, - 4 239,2 тыс. гектаров (67,19 процента), площадь общедоступных охотничьих угодий - 1 857,5 тыс. гектаров (29,44 процента).


В Республике Татарстан действуют пять охотничьих заказников общей площадью 212,7 тыс. гектаров, на которых установлен особый правовой режим, ограничено использование животных, ежегодно проводится учет их численности. На 01.01.2023 мониторинг численности охотничьих ресурсов осуществляется по 81 виду охотничьих ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»