Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2020 года N 1013


О внесении изменений в постановление Кабинета Министров республики Татарстан от 28.12.2013 N 1083 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 октября 2023 года N 1216

____________________________________________________________________



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2013 N 1083 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472) следующие изменения:


в наименовании слова "на 2014 - 2022 годы" исключить;


в пункте 1 слова "на 2014 - 2022 годы" исключить;


в государственной программе "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (далее - Программа), утвержденной указанным постановлением:


в наименовании Программы слова "на 2014 - 2022 годы" исключить;


в паспорте Программы:


в строке "Наименование программы" слова "на 2014 - 2022 годы" исключить;


в строке "Государственные заказчики Программы" цифры "2018 - 2022" заменить цифрами "2018 - 2024";


строку "Срок реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"Сроки реализации Программы

2014 - 2024 годы.

I этап: 2014 - 2019 годы,

II этап: 2020 - 2024 годы";


в строке "Перечень подпрограмм" слова "на 2014 - 2022 годы" исключить;


строку "Объем и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2024 годах составит 15 688 488,0 тыс. рублей, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 3 577 558,2 тыс. рублей;

средства бюджета Республики Татарстан - 9 555 098,9 тыс. рублей;

предполагаемые средства местных бюджетов - 2 555 830,9 тыс. рублей, в том числе:

I этап - 8 051 670,7 тыс. рублей, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 787 237,4 тыс. рублей;

средства бюджета Республики Татарстан - 5 735 086,9 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 1 529 346,4 тыс. рублей, в том числе:

     (тыс. рублей)

Источник финансирования

Всего средств

Объемы финансирования по годам (I этап)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Федеральный бюджет

787 237,4

109 110,2

72 825,8

89 282,5

348 873,2

70 035,4

97 110,3

Бюджет Республики Татарстан

5 735 086,9

1 216 164,0

697 012,1

883 611,8

1 194 626,9

742 237,7

1 001 434,4

Местные бюджеты

1 529 346,4

307 600,0

290 707,0

230 392,0

198 628,2

274 544,9

227 474,3

Всего

8 051 670,7

1 632 874,2

1 060 544,9

1 203 286,3

1 742 128,3

1 086 818,0

1 326 019,0

II этап - 7 636 817,3 тыс. рублей <*>, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 2 790 320,8 тыс. рублей;

средства бюджета Республики Татарстан - 3 820 012,0 тыс. рублей;

предполагаемые средства местных бюджетов - 1 026 484,5 тыс. рублей, в том числе:

     (тыс. рублей)

Источник финансирования

Всего средств

Объемы финансирования по годам (II этап)

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Федеральный бюджет

2 790 320,8

582 651,9

1 060 685,1

1 054 260,4

46 361,7

46 361,7

Бюджет Республики Татарстан

3 820 012,0

1 520 135,3

881 370,9

615 027,0

401 739,4

401 739,4

Местные бюджеты

1 026 484,5

205 296,8

205 296,9

205 296,9

205 296,9

205 296,9

Всего

7 636 817,3

2 308 084,1

2 147 352,9

1 874 584,3

653 398,0

653 398,0

--------------------------------

<*> Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов";


строку "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее бюджетной эффективности" изложить в следующей редакции:

"Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее бюджетной эффективности

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достигнуть следующих результатов:

I этап (2014 - 2019 годы):

увеличить степень озеленения поселений к 2014 году до 27 процентов;

к 2019 году:

увеличить долю вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), от общего количества образовавшихся ТКО до 20 процентов;

количество приобретенных контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов составит - 8 штук;

количество обследованных затопленных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан, - 90 единиц;

количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда - 5 штук;

количество выпусков журнала "Георесурсы" тиражом 1 тыс. экземпляров ежегодно - 4 выпуска;

количество построенных биологических очистных сооружений в населенных пунктах Нижнекамского муниципального района - 3 единицы;

ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, - 1 единица;

ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, переведенных в более низкую категорию редкости, - 1 единица;

ежегодное количество видов, выведенных из Красной книги Республики Татарстан, - 1 единица;

ежегодное количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий - не менее 1 штуки;

количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий довести до 15 штук;

увеличить долю населения Республики Татарстан, имеющего доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды, до 0,18 процента;

обеспечить долю выполненных в установленные сроки мероприятий Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению инвестиционного климата в Республике Татарстан в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018 - 2019 годы - 100 процентов;

обеспечить эффективность регионального государственного экологического надзора в 3,8 тыс. рублей;

количество вновь созданных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 10 единиц;

количество отремонтированных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 3 единицы;

II этап (2020 - 2024 годы):

к 2024 году:

количество муниципальных районов (городских округов), охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды, - 40 единиц;

количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, - 6 единиц;

количество разработанных и введенных в действие региональных нормативов качества окружающей среды - 40 единиц;

увеличить долю населения от общего числа жителей республики, принимающего участие в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях, до 35,4 процента;

увеличить долю населения, охваченного услугой по обращению с ТКО, от общей численности населения Республики Татарстан до 90 процентов;

увеличить долю утилизированных ТКО в общем количестве образованных ТКО до 6 процентов;

уменьшить долю захороненных ТКО в общем количестве образованных ТКО до 62 процентов;

увеличить долю контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного накопления и сбора ТКО, до 60 процентов;

увеличить долю ТКО, размещенных на современных объектах захоронения ТКО, до 100 процентов;

ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, нарастающим итогом, - 2 штуки;

количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волге, - 2 единицы;

количество извлеченных из реки Волга и утилизированных судов - 21 единица;

обеспечить соотношение количества муниципальных районов Республики Татарстан, охваченных мониторингом опасных экзогенных геологических процессов, к количеству муниципальных районов Республики Татарстан, подверженных негативному влиянию опасных экзогенных геологических процессов, до 38 процентов;

обеспечить соотношение площади территории, охваченной мониторингом геологической среды, к общей площади территории Республики Татарстан до 47 процентов;

обеспечить соотношение утвержденных запасов подземных вод и их прогнозных ресурсов до 43 процентов;

увеличить долю водозаборных сооружений, оснащенных системами учета воды, в общем количестве водозаборных сооружений до 96 процентов;

протяженность расчищенных участков русел рек - 10,2 км;

увеличить долю площади Республики Татарстан, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) всех уровней, в общей площади Республики Татарстан до 6,3 процента;

количество выявленных и пресеченных нарушений на ООПТ Республики Татарстан - ежегодно не менее 690 единиц;

увеличить долю видов охотничьих ресурсов, по которым ведется мониторинг их численности, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Республики Татарстан, до 100 процентов;

увеличить долю выявленных нарушений в сфере федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве установленных фактов нарушений до 90 процентов;

увеличить долю уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферный воздух веществ в общем количестве загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, до 61 процента;

снизить долю автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах в общем количестве проверенных автомобилей до 6,8 процента;

обеспечить долю подтвержденности прогнозов и предупреждений о неблагоприятных явлениях (тенденциях), связанных с состоянием окружающей среды, ее загрязнением, до 93 - 95 процентов;

снизить долю загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 11,1 процента;

увеличить долю рекультивируемых земель до 46 процентов;

увеличить долю нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод до 18,7 процента;

обеспечить долю устраненных нарушений от числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне не менее 96 процентов (показатель группы В.2.5);

обеспечить долю взысканных средств от наложенных штрафов на уровне не менее 70 процентов (показатель группы В.3.1.37);

обеспечить долю предупреждений в общем количестве административных наказаний не менее 10 процентов (показатель В.3.2.9);

обеспечить соотношение количества выданных лицензий к количеству рассмотренных заявлений на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, до 96 процентов";


раздел I Программы изложить в следующей редакции:

"I. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации Программы

Современное состояние окружающей среды



Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Динамичное развитие реального сектора экономики республики, интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов, рост валового регионального продукта создают напряженную ситуацию в сфере экологии. Уровень техногенного воздействия на окружающую среду на территории республики достаточно высок и в первую очередь определяется влиянием промышленного производства.


Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением вредными химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. В крупных городах Республики Татарстан (Казань, Альметьевск) уровень загрязнения воздуха характеризуется как повышенный. Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия топливной и нефтехимической промышленности. В 2019 году общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 69 898 стационарных источников 2 569 предприятий Республики Татарстан составило 291,5 тыс. тонн (на 24,6 тыс. тонн меньше по сравнению с 2018 годом), что объясняется выполнением предприятиями и организациями республики ряда воздухоохранных мероприятий и внедрением передовых современных технологий.


На территории Республики Татарстан продолжает отмечаться высокий уровень загрязнения воды в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования. По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", на территории Республики Татарстан поверхностные воды Куйбышевского водохранилища характеризуются в основном как "загрязненные" и "очень загрязненные", Нижнекамского водохранилища и большинства малых рек - как "очень загрязненные". Основными загрязняющими веществами поверхностных вод рек Республики Татарстан являются соединения азота, меди, марганца, нефтепродукты, трудноокисляемые и легкоокисляемые органические вещества (по показателям химического и биохимического потребления кислорода). Источниками интенсивного загрязнения водных объектов Республики Татарстан являются: поверхностные (ливневые и талые) стоки с сельскохозяйственных земель, главным образом за счет внесения минеральных удобрений и пестицидов, распахивания земель; неочищенные и недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, объектов животноводства, молочной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, практически во всех населенных пунктах республики, в том числе в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны, осуществляется сброс (организованный и неорганизованный) неочищенных дождевых и талых вод.


Анализ результатов государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что в Республике Татарстан сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6 784,7 тыс. гектаров, из них 1 390 тыс. гектаров земель сельхозназначения деградированы, из которых переувлажнено 1 129 тыс. гектаров, заболочено 253,3 тыс. гектаров, засолено 6,7 тыс. гектаров, солонцовые участки земель составляют 1,7 тыс. гектаров, каменистые - 232,3 тыс. гектаров, с легким механическим составом (пески) - 254,2 тыс. гектаров. Площадь земель, нарушенных в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых, составляет 3,0 тыс. гектаров.


Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов.


Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида акционерного общества "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, развитие особо экономической зоны "АлмА". Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации на указанные объекты, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном подходе.


Интенсивное социально-экономическое развитие республики, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства стали основными причинами возникновения прошлого экологического ущерба.


К одному из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба принадлежат загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимой концентрации. Также одним из широко распространенных проявлений накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к отходам 3 - 4 класса опасности.


Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофических масштабов. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию от прошлой хозяйственной деятельности.


В этих условиях обеспечение экологической безопасности, устойчивого развития и высокого качества жизни населения республики требует применения государственных мер регулирования по планомерному снижению негативного влияния всех субъектов хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды в целях его общего улучшения. Решение данной задачи может быть достигнуто только за счет сбалансированности реальных интересов социально-экономического развития Республики Татарстан с требованиями экологической безопасности, обеспечения всесторонней модернизации производства, широкого внедрения наилучших инновационных природоохранных технологий.


Экологическое направление в развитии производственного потенциала как Республики Татарстан, так и Российской Федерации является в настоящее время одной из приоритетных государственных задач.


Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия-2030) является главным документом, определяющим развитие республики в части обеспечения экологической безопасности.


Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество и безопасность жизнедеятельности населения, а также устойчивое состояние биоценоза биотопа естественной экосистемы.


Кроме того, Стратегией-2030 подчеркивается, что человеческий капитал - основной ресурс современной экономики, именно конкуренция за человеческий капитал в настоящее время выходит на первый план в развитии стран и отдельных регионов. Стратегическим приоритетом создания комфортных условий для человеческого капитала является обеспечение экологической безопасности как основы устойчивого развития территорий.


Правовой основой обеспечения экологической безопасности являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, с учетом Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707, Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 года N 12-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Татарстан", Стратегия экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 26.07.2017 N 861-П, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в природоохранной сфере, законы и иные нормативные правовые акты.


Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, рассматривают экологизацию экономики Республики Татарстан как одну из основных задач обеспечения качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики, создания благоприятной окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»