____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления КМ РТ от 28.12.2013 N 1083.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 30 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2013 г. N 418
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 г. N 919
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2013 г. N 1088
____________________________________________________________________
В целях улучшения экологической обстановки на территории Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
3. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ежегодно, до 15 апреля, заключать соглашения о взаимодействии с соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями при реализации мероприятий Программы.
4. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, а также предложить предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы:
обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы;
ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о выполнении мероприятий Программы в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик - координатор | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы | Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" |
Цель и задачи Программы | Цель - повышение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды. Создание территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды"; |
Объемы и источники финансирования Программы с распределением по годам | Средства бюджета Республики Татарстан, предполагаемые средства внебюджетных источников, всего - 6895,98907 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с распределением по годам и показатели бюджетной эффективности Программы | Общий предотвращенный экологический ущерб в результате реализации Программы прогнозируется в размере 12446 млн. рублей. |
Республиканская целевая программа "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013-2015 годы" разработана на основе и в развитие Концепции экологической безопасности Республики Татарстан на 2007-2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 N 438, в целях реализации положений Послания Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан 15 сентября 2011 года.
Основанием для разработки Программы являются Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Республики Татарстан от 22.04.2011 N 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы"; План мероприятий Республики Татарстан по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.2011 N 637; Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на период 2012-2020 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.10.2011 N 893; Инвестиционный меморандум Республики Татарстан на 2012 год, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2011 N 1082.
Программа предусматривает проведение органами государственной власти республиканского уровня, научными учреждениями, предприятиями и организациями широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан.
Программа является инструментом реализации в Республике Татарстан государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленной на обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан в условиях развития реальных секторов экономики.
Программа учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы в части защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Программа является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан или оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных экологических организаций.
В Программе реализован подход обеспечения экологической безопасности с учетом экологических пределов, накладывающих естественные и научно обоснованные ограничения на рост реальных секторов экономики; признания приоритета экологической политики в принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений по текущему и перспективному планированию развития республики.
Указанный подход направлен на развитие стратегии государственной экологической политики Республики Татарстан по сбалансированному решению социально-эколого-экономических задач, снижению рисков для экологической безопасности среды и жизненно важных интересов личности и общества и на повышение конкурентоспособности республики в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Концепция экологической безопасности Республики Татарстан, рассчитанная на 2007-2015 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 N 438, а также Программа социально- экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы и Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года рассматривают экологизацию экономики Республики Татарстан как одну из основных задач обеспечения качества жизни населения Республики Татарстан на основе устойчивого, динамичного развития экономики и создания благоприятной окружающей среды.
Некоторую напряженность в экологическую обстановку республики могут внести реализуемые в настоящее время проекты:
подготовка столицы республики к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года;
развитие комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга".
Промышленно-производственная особая экономическая зона "Алабуга", создаваемая для решения конкретных приоритетных экономических задач оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую промышленность, обрабатывающую промышленность, производство мебели и другое;
строительство электрометаллургического завода "ТатСталь" в Лениногорском муниципальном районе республики;
строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида ОАО "Аммоний" на территории промышленной зоны г. Менделеевска;
строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра.
Трудно переоценить социально-экономическое значение реализации указанных проектов - это и создание дополнительных рабочих мест, и привлекательность республики как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, доступность региона (в том числе транспортная).
Нагрузка на компоненты окружающей среды будет максимальна при проведении подготовительных работ (строительство) реализации республиканских проектов. В ходе эксплуатации указанных объектов воздействие на окружающуюся среду будет максимально снижено за счет применения наилучших существующих технологий.
Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации указанных объектов, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном подходе.
Для Республики Татарстан актуальность улучшения экологической обстановки связана с нарастанием социально-экологической напряженности, увеличением заболеваний, естественной убылью населения.
Решение проблем снижения нагрузки агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, реальных отраслей экономики на окружающую среду и здоровье населения, решение проблем Нижнекамского гидроузла, экологических проблем ресурсо- и недропользования должно носить комплексный характер с применением современных передовых технологий и созданием принципиально новых наукоемких технологий, способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, разработкой действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Характеристику проблем, на решение которых направлена Программа, можно представить в разрезе компонентов окружающей среды.
Регулирование качества окружающей среды. Создание территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды.
Главной целью эколого-экономического регулирования является снижение природоемкости производства. Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Республике Татарстан должно базироваться на нормировании и контроле качества окружающей среды и установлении единых экологических требований к предприятиям-природопользователям.
Важное значение имеет создание системы взаимосвязанных экологических нормативов для компонентов экосистем, внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду для снижения природоемкости производства.
Мероприятия, направленные на регулирование качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой и наибольшим негативным влиянием промышленного производства на здоровье населения, проживающего на этих территориях. Результатом проведенных мероприятий по регулированию и достижению нормативных показателей качества окружающей среды должно стать снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и улучшение качества среды обитания, в том числе - в крупных промышленных центрах республики.
Программа предусматривает решение вопросов дооснащения лабораторий аналитического контроля современными компьютеризованными приборно-инструментальными средствами. Особенно остро ощущается дефицит в высокоинформативных и многофункциональных хроматографических и спектральных приборах, адаптированных к решению задач аналитического контроля объектов окружающей среды.
Осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды республики позволит обеспечить заинтересованные лица оперативной, достоверной и полноценной информацией о состоянии, величине техногенного воздействия на отдельные ее компоненты для принятия решений по улучшению качества окружающей среды.
Атмосферный воздух.
Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов опасности для здоровья человека.
В последние 10 лет в воздушном бассейне отмечаются повышенные концентрации загрязняющих веществ: оксидов азота, оксидов углерода, формальдегида, бенз(а)пирена и других.
В 2011 году общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 49974 стационарных источников составило 277,9 тыс. тонн, что на 15,1 тыс. тонн больше по сравнению с предыдущим годом (в 2010 году - 262,8 тыс. тонн).
Большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников приходится на топливную, химическую и нефтехимическую, теплоэнергетическую промышленные отрасли. Степень улавливания загрязняющих веществ от стационарных источников по региону на 2011 год составляет 53,7 процента от общего количества отходящих загрязняющих веществ.
Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное нарастание массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Водные ресурсы, их качество являются жизне- и средообразующей составляющей, определяющей социальное, экономическое и экологическое благополучие. В связи с этим вопросы комплексного использования, охраны и восстановления водных ресурсов Республики Татарстан относятся к числу приоритетных государственных задач, их решение является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан.
Республика Татарстан в силу своего географического положения и природных условий обладает значительными ресурсами природных вод и является самым многоводным субъектом Российской Федерации в бассейне р. Волги. В республике функционируют четыре водохранилища, два из которых (Куйбышевское и Нижнекамское) используются для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения большинства крупных городов Республики Татарстан: Казани, Нижнекамска, Набережные Челны, Альметьевска, Менделеевска, Мензелинска, а также поселков городского типа Джалиль и Камские Поляны. Общая площадь территории, занятой водными объектами, в Республике Татарстан составляет 440 тыс. гектаров.
Деформация и разрушение экосистем в речных бассейнах приводят к загрязнению водных объектов и изменению структурно-функциональной организации водных экосистем, а сведение лесов - к изменению режима стока и увеличению эрозии и стока наносов, к заилению малых рек. Землепользование в охранных зонах водных объектов и мероприятия по задержанию стока путем создания прудов также приводят к загрязнению водоемов. Качество вод в основных водных источниках остается неудовлетворительным, что актуализирует задачу внедрения передовых технологий водоочистки и водоподготовки, а также обеспечения резервного водоснабжения населения из защищенных подземных источников.
Другим негативным фактором воздействия на поверхностные водные объекты является неудовлетворительное состояние или отсутствие гидротехнических сооружений, абразия берегов, а также загрязнение акваторий водохранилищ затонувшими или брошенными плавсредствами.
Еще одним негативным фактором изменения качества поверхностных вод является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами. Больше всего загрязняют водные объекты предприятия жилищно-коммунального хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Подземные воды являются неотъемлемой составляющей водных ресурсов и представляют собой ценнейшее полезное ископаемое. По приближенным оценкам, потенциальные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод в республике составляют 5,46 млн. куб. метров в сутки.
Вопрос загрязнения подземных вод также стоит в настоящее время очень остро. Существенный рост техногенного влияния на геологическую среду приводит к весьма существенным изменениям ее составных элементов, в частности состава и качества подземных вод.
Несмотря на увеличение производств нефтехимии, нефтепереработки, энергетики, а также наращивание мощностей существующих производств, в последние годы прослеживается тенденция к устойчивому снижению объемов забора и использования воды. Анализ данных по забору воды позволяет сделать вывод о снижении в последние 3 года объемов забора воды в Республике Татарстан на 3,3 процента.
Общий суммарный объем воды, забранной из водных объектов в 2011 году, сокращен на 12,7 млн. куб. метров (менее 2 процентов) по сравнению с 2010 годом и составил 767,0 млн. куб. метров.
Сокращение фактического объема водопотребления из поверхностных и подземных источников происходит за счет внедрения на промышленных предприятиях систем оборотного и повторного использования воды. В 2011 году в Республике Татарстан произошло увеличение по сравнению с 2010 годом расхода воды в системах оборотного и повторного водоснабжения на 0,8 процента.
Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. В целом по республике эффективность работы очистных сооружений в настоящее время колеблется от 40 до 96 процентов, что связано с длительным сроком их эксплуатации, износом технологического оборудования и не всегда удовлетворительным уровнем производственного контроля.
Земельные ресурсы (почвы). Почвенный покров определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Интенсификация землепользования и непрерывно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду приводят к резкой активизации естественных и формированию техногенно-обусловленных геологических процессов, которые приобретают особую значимость на территориях городов, крупных промышленных и инженерных объектов. Одним из наиболее наглядных явлений разрушения почв является образование оврагов.
За последние годы происходит переуплотнение пахотного и подпахотного слоя почв, что способствует выносу значительной части удобрений, пестицидов, ядохимикатов в речную сеть. Этому способствует также водная эрозия, которой подвержено более трети площади всех сельскохозяйственных угодий республики.
Хозяйственная деятельность привела к образованию значительного количества нарушенных земель (карьеров) с полностью уничтоженным почвенным покровом; к потере плодородия и продуктивности почв; к массовому развитию широкого спектра экзогенных геологических процессов, из которых карстовые, оползневые и абразионные относятся к опасным.