(с изменениями на 9 февраля 2022 года)
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Города Томска от 09 февраля 2022 года № 102
постановлением Администрации Города Томска от 08 февраля 2021 года № 84
________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 6 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 30.12.2015 №1349, руководствуясь Уставом Города Томска,
постановляю:
1. Утвердить бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отменить:
1) постановление администрации Города Томска от 08.02.2017 №73 "Об утверждении бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года";
2) постановление администрации Города Томска от 06.02.2018 №90 "О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 08.02.2017 №73 "Об утверждении бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года";
3) постановление администрации Города Томска от 06.02.2019 №99 "О внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 08.02.2017 №73 "Об утверждении бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года".
3. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска:
1) опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск";
2) направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Мэр Города Томска
И.Г. Кляйн
Приложение к постановлению
администрации Города Томска
от 05.02.2020 № 105
Бюджетный прогноз
муниципального образования "Город Томск"
на долгосрочный период до 2025 года
Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2025 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом стратегических целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализуемых национальных проектах, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, решением Думы Города Томска от 02.06.2015 № 1300 "О формировании бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 6 лет (на 2020 - 2025 годы) на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 17.09.2019 №817 ,постановлением администрации Города Томска от 08.09.2020 № 816 постановлением администрации Города Томска от 16.09.2021 № 805 на основании постановления администрации Города Томска от 30.12.2015 № 1349 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период".
(Абзац в редакции введенной в действие с 18.02.2022 года постановлением Администрации Города Томска от 09 февраля 2022 года № 102 - см. предыдущую редакцию)
Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества управления в муниципальном образовании "Город Томск" в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политик, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного их роста.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Томск" и качества бюджетной политики на муниципальном уровне.
1. Основные итоги реализации налоговой, бюджетной и
долговой политики муниципального образования "Город Томск"
за 2018 - 2019 годы
Реализация налоговой политики, бюджетной политики и долговой политики муниципального образования "Город Томск" в 2018 - 2019 годах осуществлялась в условиях завершения подстройки экономики и финансового сектора к изменившимся внешним условиям в предыдущие годы, когда отечественная экономика столкнулась с введением финансовых санкций, что спровоцировало скачок волатильности на финансовом рынке.
Завершение адаптационного периода позволяет перевести фокус бюджетной политики на цель по расширению потенциала сбалансированного развития города.
Основными направлениями, призванными характеризовать очередной этап эволюции бюджетной политики, можно отметить - обеспечение устойчивых и предсказуемых экономических условий и стабильных фискальных (налоговых и неналоговых) параметров, формирование стимулов для увеличения инвестиций.
Бюджет муниципального образования "Город Томск" имеет социальную направленность расходования бюджетных средств.
Основные направления налоговой политики определяют ориентиры в налоговой сфере и являются основой для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" в области формирования доходной части.
В целях пополнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2018 - 2019 годах и рационального использования муниципального имущества и земель, находящихся в границах города, были приняты следующие меры:
1. Решением Думы Города Томска от 07.11.2017 № 655 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 05.07.2011 № 171 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск", в случаях ее расчета от кадастровой стоимости земельного участка", предусмотрено изменение срока применения льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия или объектов деревянного зодчества (коэффициента к ставкам арендной платы за землю 0,001) в целях реализации проектов по восстановлению объектов культурного наследия и деревянного зодчества путем привлечения инвесторов-арендаторов, вкладывающих собственные средства в выполнение работ по сохранению указанных объектов.
2. Решением Думы Города Томска от 05.12.2017 № 692 "О внесении изменений в отдельные решения представительного органа муниципального образования "Город Томск", определен перечень документов, подтверждающих статус малоимущих граждан при заявлении льгот по арендной плате за землю и предусмотрено снижение платежной нагрузки по арендной плате за землю в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации открытых спортивных площадок (кроме автодромов) и для эксплуатации автодромов общественными и (или) некоммерческими организациями в целях обеспечения социальной защиты малоимущих граждан и оптимизации платежной нагрузки по арендной плате за землю.
3. Решением Думы Города Томска от 25.12.2017 № 741 "О внесении изменения в решение Думы Города Томска от 04.10.2016 № 362 "О внесении изменений в отдельные решения Думы Города Томска" на срок до 01.01.2019 продлены льготные условия взимания арендной платы за землю для организаций, принявших на себя с согласия дольщиков права и обязанности организаций-застройщиков, в отношении которых введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, посредством применения к ставкам арендной платы за землю понижающего коэффициента в размере 0,01 в отношении земельных участков, предоставленных для завершения строительства многоквартирных домов.
4. Решением Думы Города Томска от 03.04.2018 № 795 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц" внесены изменения в части установления ставок налога для большего количества диапазонов суммарной инвентаризационной стоимости, в рамках соблюдения требований Налогового кодекса Российской Федерации установить более плоскую шкалу ставок в данных диапазонах в целях снижения налоговой нагрузки для населения города.
5. Решением Думы Города Томска от 19.06.2018 № 850 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 24.12.2013 № 934 "О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлен размер выкупной цены указанных земельных участков на 2018 год в размере 50%, с 2019 года - 100% их кадастровой стоимости в целях обеспечения повышения спроса на оформление в собственность земельных участков собственниками объектов производственного, административного, коммерческого назначения, создания благоприятных условий для инвестиционного климата.
6. Решением Думы Города Томска от 28.08.2018 № 886 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 05.07.2011 № 172 "Об утверждении Положения "О переходе на взимание арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и предоставленными в аренду от имени муниципального образования "Город Томск", от кадастровой стоимости земельных участков" установлена арендная плата за земельные участки, предоставленные для целей комплексного развития территорий, в размере равном размеру земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка в целях создания благоприятных условий для инвесторов-застройщиков, планирующих возведение объектов капитального строительства, реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в рамках комплексного развития территории муниципального образования "Город Томск".
7. Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 983 "О внесении изменений в отдельные решения Думы Города Томска" внесены изменения, которыми уточнены виды объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и уточнено понятие льготной категории "дети-инвалиды" по взиманию земельного налога.
8. Решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 984 "О внесении изменения в решение Думы Города Томска от 21.09.2010 № 1596 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск" в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста внесены изменения, призванные сохранить льготы гражданам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
9. Решением Думы Города Томска от 28.05.2019 № 1092 "О внесении изменения в решение Думы Города Томска от 02.02.2016 № 129 "Об утверждении Положения "Об установлении льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и объектов деревянного зодчества, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск" предусматривается распространение применения льготной арендной платы ко всем объектам культурного наследия, выполненным из любых материалов, а не только из дерева в качестве основного строительного материала.
Всего по результатам аукционов на право заключения договоров аренды с августа 2016 года заключено 25 договоров аренды объектов культурного наследия и деревянного зодчества, в том числе в 2019 году - 10 договоров аренды по следующим адресам:
ул.Гоголя, 14/6; ул.Гоголя,14; ул.Гоголя,14/3; ул.Советская,93; ул.Красноармейская,78; пер. Кустарный, 6; ул.Гоголя, 14/4; ул.Свердлова, 4; ул.Гоголя, 14а; пер.Кустарный, 4.
В соответствии с Положением об установлении льготной арендной платы и её размеров в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и объектов деревянного зодчества, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", утвержденным решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 129, и условиями договоров аренды, начиная с 2017 года по 6 объектам установлена льготная арендная плата в размере 10% арендной платы.
По двум договорам аренды объектов деревянного зодчества, заключенным с ООО "Импульс-К" и ООО "К27", выполнившим работы по ремонту арендуемых объектов, установлена арендная плата в размере 1 рубль в год на срок действия договора аренды.
10. Решением Думы Города Томска от 28.05.2019 № 1098 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1145 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц" предусмотрены изменения диапазонов суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с целью предотвращения значительного увеличения налоговой нагрузки в результате роста коэффициента-дефлятора, устанавливаемого Минэкономразвития Российской Федерации.
11. Ежегодно распоряжением администрации Города Томска утверждается Сводный план мероприятий по развитию налоговой базы и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" (на 2018 год - распоряжение администрации Города Томска от 26.12.2017 № р1721, на 2019 год - от 15.01.2019 № р35), включающий в себя перечень мероприятий, реализуемых в течение текущего года, для решения вопросов по развитию налогооблагаемой базы территории, сокращению ненаблюдаемой экономики, повышению деловой активности хозяйствующих субъектов на территории города, повышению эффективности использования земельных ресурсов, обеспечению полноты взимания налоговых и неналоговых доходов, совершенствованию нормативной правовой базы в части доходных источников бюджета города.
12. В соответствии с постановлением Мэра города Томска от 14.08.2003 № 338 "Об утверждении Положения "О постоянно действующей комиссии по пополнению доходной части городского бюджета" в новой редакции" продолжает осуществлять свою деятельность постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части городского бюджета (далее - ПДК), которая создана с целью решения вопросов по исполнению доходной части бюджета города, сокращению задолженности организаций и физических лиц по налоговым и неналоговым платежам.
В 2018 году проведено 24 заседания ПДК, на которых рассмотрено 165 организаций:
- 139 организаций, имеющих задолженность по уплате налоговых и неналоговых платежей в размере 337,3 млн р. (в т.ч. в бюджет города - 103,9 млн р.);
- 26 организаций в рамках работы с неформальной занятостью (выявлено 148 работников, с которыми не заключены трудовые договоры, трудоустроено 59 работников).
В результате проведенных мероприятий по исполнению решений комиссии по состоянию на 01.01.2019 сумма погашенной задолженности составила 272,5 млн р. (80,8 % от суммы рассмотренной задолженности), в т.ч. в бюджет города - 92,6 млн р. (89,1 % от суммы рассмотренной задолженности), из них:
- НДФЛ - 85,6 млн р., в т.ч. в бюджет города - 21,4 млн р.;
- земельный налог - 32,9 млн р.;
- арендная плата за землю - 2,2 млн р.;