Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2013 года N 642


Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры и туризма"

(с изменениями на 26 февраля 2021 года)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 25.10.2013 N 1203, от 30.04.2014 N 474, от 15.08.2014 N 930, от 28.11.2014 N 1499, от 12.01.2015 N 7, от 17.02.2015 N 151, от 08.04.2015 N 345, от 16.09.2015 N 1036, от 11.03.2016 N 230, от 13.05.2016 N 498, от 24.06.2016 N 690, от 03.08.2016 N 882, от 29.09.2016 N 1128, от 14.12.2016 N 1463, от 10.01.2017 N 9, от 19.05.2017 N 467, от 13.06.2017 N 560, от 17.07.2017 N 673, от 19.09.2017 N 906, от 29.11.2017 N 1170, от 28.12.2017 N 1347, от 20.04.2018 N 387, от 22.05.2018 N 480, от 29.06.2018 N 661, от 07.09.2018 N 909, от 16.10.2018 N 1045, от 12.12.2018 N 1292, от 27.12.2018 N 1403, от 14.06.2019 N 673, от 25.06.2019 N 740, от 15.08.2019 N 939, от 20.11.2019 N 1290, от 26.12.2019 N 1469, от 03.03.2020 N 167, от 17.07.2020 N 569, от 04.12.2020 N 986, от 30.12.2020 N 1148, от 26.02.2021 N 131)



В соответствии с Постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры и туризма" согласно приложению.


(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 11.03.2016 N 230, от 16.10.2018 N 1045)


2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.


(п. 3 в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 29.11.2017 N 1170)



Первый зам. главы администрации области
А.А.Сазонов



Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 642



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 11.03.2016 N 230, от 13.05.2016 N 498, от 24.06.2016 N 690, от 03.08.2016 N 882, от 29.09.2016 N 1128, от 14.12.2016 N 1463, от 10.01.2017 N 9, от 19.05.2017 N 467, от 13.06.2017 N 560, от 17.07.2017 N 673, от 19.09.2017 N 906, от 29.11.2017 N 1170, от 28.12.2017 N 1347, от 20.04.2018 N 387, от 22.05.2018 N 480, от 29.06.2018 N 661, от 07.09.2018 N 909, от 16.10.2018 N 1045, от 12.12.2018 N 1292, от 27.12.2018 N 1403, от 14.06.2019 N 673, от 25.06.2019 N 740, от 15.08.2019 N 939, от 20.11.2019 N 1290, от 26.12.2019 N 1469, от 03.03.2020 N 167, от 17.07.2020 N 569, от 04.12.2020 N 986, от 30.12.2020 N 1148, от 26.02.2021 N 131)


Паспорт Госпрограммы

Ответственный исполнитель Госпрограммы

Управление культуры и архивного дела области

Соисполнители Госпрограммы

Управление строительства и инвестиций области;

управление по физической культуре и спорту области;

управление по государственной охране объектов культурного наследия области;

комитет по управлению имуществом области;

управление градостроительства и архитектуры области

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 17.07.2017 N 673)

Подпрограммы Госпрограммы

"Наследие" (приложение N 5);

"Искусство" (приложение N 6);

"Развитие туризма" (приложение N 7);

"Обеспечение условий реализации Госпрограммы" (приложение N 8)

Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты)

Федеральный (региональный) проект "Культурная среда";

федеральный (региональный) проект "Творческие люди";

федеральный (региональный) проект "Цифровая культура"

(введена Постановлением администрации Тамбовской области от 25.06.2019 N 740)

Цель Госпрограммы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области, а также развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию

Задачи Госпрограммы

Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области;

обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области;

повышение качества и доступности услуг в сфере туризма;

создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовской области

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 25.06.2019 N 740)

Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации

Прирост количества посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2012 года (2024 год - 145,0%);

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2024 год - 40,0%);

прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом (2024 год - 37%);

прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году (2024 год - 11%);

повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (2024 год - 95%);

уровень удовлетворенности населения качеством предоставления туристских услуг (2024 год - 90%);

отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области (2024 год - 100%);

количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства (2018 год - 100 человек);

увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по отношению к 2012 году (2024 год - 40%);

прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по отношению к 2012 году (2024 год - 134,0%);

количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2024 год - 17 ед.);

количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2024 год - 54 ед.);

количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2024 год - 1429 чел.);

количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку (2024 год - 30 ед.);

количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (2024 год - 695 чел.);

количество грантов некоммерческим организациям на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел (2024 год - 6 ед.);

количество созданных виртуальных концертных залов в Тамбовской области (2024 год - 2 ед.);

количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности (2024 год - 6 ед.);

количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ" (2024 год - 60 ед.)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 25.06.2019 N 740, от 20.11.2019 N 1290)

Сроки и этапы реализации Госпрограммы

Госпрограмма реализуется в три этапа:

I этап - 2014 - 2015 годы;

II этап - 2016 - 2018 годы;

III этап - 2019 - 2024 годы

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 16.10.2018 N 1045)

Объемы и источники финансирования Госпрограммы

Общие затраты на реализацию Госпрограммы в 2014 - 2024 годах за счет всех источников финансирования - 16266608,4 тыс.руб.:

2014 год - 1120938,9 тыс.руб.;

2015 год - 925048,6 тыс.руб.;

2016 год - 1206943,1 тыс.руб.;

2017 год - 1605522,2 тыс.руб.;

2018 год - 1559942,1 тыс.руб.;

2019 год - 1706375,6 тыс.руб.;

2020 год - 1562939,1 тыс.руб.;

2021 год - 2148280,9 тыс.руб.;

2022 год - 1564822,3 тыс.руб.;

2023 год - 1555597,4 тыс.руб.;

2024 год - 1310198,2 тыс.руб.;

в том числе:

федеральный бюджет - 1421224,9 тыс.руб.:

2014 год - 173396,4 тыс.руб.;

2015 год - 61061,4 тыс.руб.;

2016 год - 148642,5 тыс.руб.;

2017 год - 107084,7 тыс.руб.;

2018 год - 80049,0 тыс.руб.;

2019 год - 148063,2 тыс.руб.;

2020 год - 110861,3 тыс.руб.;

2021 год - 221909,1 тыс.руб.;

2022 год - 146700,7 тыс.руб.;

2023 год - 223456,6 тыс.руб.;

в том числе объем средств, направленных в Тамбовскую область в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" 67726,1 тыс.руб., в том числе:

2018 год - 32726,1 тыс.руб.;

2019 год - 35000,0 тыс.руб.;

бюджет Тамбовской области - 8836704,8 тыс.руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 1542485,2 тыс.руб.;

2014 год - 760366,6 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 115288,7 тыс.руб.;

2015 год - 673631,9 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 132917,3 тыс.руб.;

2016 год - 834459,3 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 70920,7 тыс.руб.;

2017 год - 1124475,9 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 270703,2 тыс.руб.;

2018 год - 853066,9 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 32206,5 тыс.руб.;

2019 год - 836602,0 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 56112,0 тыс.руб.;

2020 год - 771335,5 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 83932,9 тыс.руб.;

2021 год - 1170579,7 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 637160,0 тыс.руб.;

2022 год - 662381,5 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 106210,9 тыс.руб.;

2023 год - 585802,6 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 37033,0 тыс.руб.;

2024 год - 564002,9 тыс.руб.;

местный бюджет - 10878,6 тыс.руб.:

2014 год - 2464,1 тыс.руб.;

2015 год - 53,0 тыс.руб.;

2016 год - 1511,3 тыс.руб.;

2017 год - 2245,6 тыс.руб.;

2018 год - 1419,2 тыс.руб.;

2019 год - 2655,1 тыс.руб.;

2020 год - 93,8 тыс.руб.;

2021 год - 159,8 тыс.руб.;

2022 год - 107,8 тыс.руб.;

2023 год - 155,9 тыс.руб.;

2024 год - 13,0 тыс.руб.;

внебюджетные источники - 5997800,1 тыс.руб.:

2014 год - 184711,8 тыс.руб.;

2015 год - 190302,3 тыс.руб.;

2016 год - 222330,0 тыс.руб.;

2017 год - 371716,0 тыс.руб.;

2018 год - 625407,0 тыс.руб.;

2019 год - 719055,3 тыс.руб.;

2020 год - 680648,5 тыс.руб.;

2021 год - 755632,3 тыс.руб.;

2022 год - 755632,3 тыс.руб.;

2023 год - 746182,3 тыс.руб.;

2024 год - 746182,3 тыс.руб.

(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2021 N 131)



1. Общая характеристика сферы реализации Госпрограммы


В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.


Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.


Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.


На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.


Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.


Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.


В настоящее время инфраструктуру сферы культуры Тамбовского региона составляет 1191 организация различной подчиненности, включая юридические лица и филиалы, из них: 547 библиотек, 32 музея, 32 архива, 516 учреждений культурно-досугового типа, 7 театрально-концертных, 52 образовательных (в т.ч. 16 филиалов), 2 парка культуры и отдыха, 3 центра. В культурно-досуговых учреждениях функционируют 42 киновидеоустановки.


Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет более 7,2 тыс. чел., из которых около 1,7 тыс. трудятся в областных учреждениях.


Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.


Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.


Несовершенна инфраструктура отрасли культуры. В 50% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи. Отсутствуют музеи-заповедники, государственные и муниципальные кинотеатры.


Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась. За последние четыре года число библиотек сократилось с 569 до 544, культурно-досуговых учреждений с 560 до 516.


В среднем по области уровень фактической обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями составляет 89,9%, муниципальными библиотеками - 97%.


Демографическая ситуация в регионе обусловила ежегодное снижение количества пользователей библиотек в среднем по области на 4,1%, или около 24 тыс. чел. Отрицательно сказывается на библиотечном обслуживании отдаленных населенных пунктов и отсутствие библиобусов. Процент охвата населения области библиотечным обслуживанием понижается и в 2012 год, составил 48,8%.


Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений. В течение 2008 - 2012 годов ежегодно число клубных формирований в среднем уменьшалось на 100, а число участников в них - на 1000 человек.


На 01.01.2013 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляет всего 31% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.


Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.


16,2% учреждений испытывают потребность в капитальном ремонте. Здания 5 клубных учреждений находятся в аварийном состоянии.


9,4% учреждений испытывают потребность в приобретении транспортных средств (в т.ч. 23 библиобуса и 37 автоклубов).


Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.


Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6% от необходимой потребности, в 2010 году - на 0,6%, в 2011 году - на 1,3%, в 2012 году - на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.


Наболевшей проблемой является высокая степень износа (в среднем по области 83,4%) парков музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники, кино-, видео- и аудиооборудования, транспорта. Средств на их обновление недостаточно.


Оснащенность культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами недостаточна - в среднем на 1 клуб приходится 1,9 инструмента. Более 2 тыс. музыкальных инструментов (или 63% от общего их числа), которыми оснащены клубные и образовательные учреждения культуры и искусства, находятся в эксплуатации по истечении срока полезного использования.


Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.


Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли. Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году составляло 128, в 2010 году - 133, в 2011 году - 139, в 2012 году - 154.


Уровень оплаты труда работников культуры остается недостаточным. Особенно острая ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности. Средняя зарплата в учреждениях культуры составляет 10,0 тыс. рублей, или 59,5% от средней зарплаты по экономике региона.