АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2013 года N 642


Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры"

(с изменениями на 2 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 25.10.2013 N 1203, от 30.04.2014 N 474, от 15.08.2014 N 930, от 28.11.2014 N 1499, от 12.01.2015 N 7, от 17.02.2015 N 151, от 08.04.2015 N 345, от 16.09.2015 N 1036, от 11.03.2016 N 230, от 13.05.2016 N 498, от 24.06.2016 N 690, от 03.08.2016 N 882, от 29.09.2016 N 1128, от 14.12.2016 N 1463, от 10.01.2017 N 9, от 19.05.2017 N 467, от 13.06.2017 N 560, от 17.07.2017 N 673, от 19.09.2017 N 906, от 29.11.2017 N 1170, от 28.12.2017 N 1347, от 20.04.2018 N 387, от 22.05.2018 N 480, от 29.06.2018 N 661, от 07.09.2018 N 909, от 16.10.2018 N 1045, от 12.12.2018 N 1292, от 27.12.2018 N 1403, от 14.06.2019 N 673, от 25.06.2019 N 740, от 15.08.2019 N 939, от 20.11.2019 N 1290, от 26.12.2019 N 1469, от 03.03.2020 N 167, от 17.07.2020 N 569, от 04.12.2020 N 986, от 30.12.2020 N 1148, от 26.02.2021 N 131, от 15.11.2021 N 838, от 25.11.2021 N 859, от 08.04.2022 N 281, Постановлений Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 341, от 07.02.2023 N 68, от 26.12.2023 N 1024, от 19.01.2024 N 23, от 02.02.2024 N 56)




В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 07.02.2023 N 68)


1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры" согласно приложению.


(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 11.03.2016 N 230, от 16.10.2018 N 1045, Постановления Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 341)


2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющую обязанности заместителя Главы Тамбовской области Е.С.Михалину.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 341)



Первый зам. главы администрации области
А.А.Сазонов



Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 642



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 07.02.2023 N 68, от 26.12.2023 N 1024, от 19.01.2024 N 23, от 02.02.2024 N 56)




Паспорт государственной программы

(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 26.12.2023 N 1024)

Куратор государственной программы

Михалина Е.С. - заместитель Главы Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство культуры Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области;

департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области

Период реализации государственной программы

Этап I: 2014 - 2022 годы;

этап II: 2023 - 2030 годы

Цели государственной программы

Увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37,071 млн. единиц в год к концу 2030 года;

повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 82 творческих инициатив и проектов;

повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года

Направления (подпрограммы) государственной программы

"Развитие культурной инфраструктуры";

"Вовлечение граждан в деятельность в сфере культуры";

"Развитие деятельности организаций культуры";

"Обеспечение условий реализации Государственной программы"

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Утратила силу. - Постановление Правительства Тамбовской области от 02.02.2024 N 56.

Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации

Национальная цель развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов".

Целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году:

увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры"



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы

(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 26.12.2023 N 1024)



В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.


Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.


Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться, в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.


На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.


Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.


Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.


По состоянию на 01.01.2022 отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.


Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.


На 01.01.2022 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 37,5% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.


Вместе с тем, большинство существующих проблем отрасли культуры связаны с несовершенством инфраструктуры сферы.


Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.


Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений.


Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.


Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.


В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.


Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.


Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.


Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.


Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов.


На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.


Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив. Модернизация сферы культуры станет ключевым потенциалом развития отрасли.


Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.


Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.


Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за ее пределами.


Реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.


К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.


Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»