АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2016 года N 230


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ОТ 20.06.2013 N 642 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"


Администрация области постановляет:

1. Внести в постановление администрации области от 20.06.2013 N 642 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" на 2014 - 2020 годы" (в редакции от 16.09.2015) (далее - постановление), следующее изменение:

в наименовании и пункте 1 постановления слова "Развитие культуры" заменить словами "Развитие культуры и туризма";

внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением, изменения, изложив ее в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).

Первый зам. главы администрации области
А.Н.Ганов


Приложение
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 11.03.2016 N 230


Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 642

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)


 Паспорт Госпрограммы

Ответственный исполнитель Госпрограммы

Управление культуры и архивного дела области

Соисполнитель Госпрограммы

Управление строительства и инвестиций области; Управление по физической культуре и спорту области;
Управление по государственной охране объектов культурного наследия области

Подпрограммы Госпрограммы

"Наследие" (приложение N 5);
"Искусство" (приложение N 6);
"Развитие туризма" (приложение N 7);
"Обеспечение условий реализации Госпрограммы" (приложение N 8)

Цель Госпрограммы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области, а также развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию

Задачи Госпрограммы

Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;
повышение качества и доступности услуг в сфере туризма;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовской области

Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации

Прирост количества посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2012 года - 134,6%;
доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения - 37%;
прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом - 25%;
прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году - 9%;
повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры - 95%;
уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления туристских услуг (2020 год - 90%);
отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области - 100%;
количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства - 120 человек;
увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по сравнению с 2012 годом - 40%;
прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году (2020 год - 147%)

Сроки и этапы реализации Госпрограммы

Госпрограмма реализуется в три этапа:
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2018 годы;
III этап - 2019 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Госпрограммы

Общие затраты на реализацию Госпрограммы в 2014 - 2020 годах за счет всех источников финансирования - 7418132,2 тыс. руб.:
2014 год - 1120938,9 тыс.руб.;
2015 год - 925048,6 тыс.руб.;
2016 год - 1364405,2 тыс.руб.;
2017 год - 832713,3 тыс.руб.;
2018 год - 989987,6 тыс.руб.;
2019 год - 1088076,1 тыс.руб.;
2020 год - 1096962,5 тыс.руб.;
в том числе:
федеральный бюджет - 662264,4 тыс. руб.:
2014 год - 173396,4 тыс.руб.;
2015 год - 61061,4 тыс.руб.;
2016 год - 405126,6 тыс.руб.;
2017 год - 5670,0 тыс.руб.;
2018 год - 5670,0 тыс.руб.;
2019 год - 5670,0 тыс.руб.;
2020 год - 5670,0 тыс.руб.;
бюджет Тамбовской области - 3956137,7 тыс.руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 450366,0 тыс.руб.;
2014 год - 760366,6 тыс.руб.;
в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 115288,7 тыс.руб.;
2015 год - 673631,9 тыс.руб.;
в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 132917,3 тыс.руб.;
2016 год - 736625,2 тыс.руб.;
в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 202160,0 тыс.руб.;
2017 год - 446378,5 тыс.руб.;
2018 год - 446378,5 тыс.руб.;
2019 год - 446378,5 тыс.руб.;
2020 год - 446378,5 тыс.руб.;
местный бюджет - 2647,1 тыс.руб.:
2014 год - 2464,1 тыс.руб.;
2015 год - 53,0 тыс.руб.;
2016 год - 130,0 тыс.руб.;
внебюджетные источники - 2797083,0 тыс.руб.:
2014 год - 184711,8 тыс.руб.;
2015 год - 190302,3 тыс.руб.;
2016 год - 222523,4 тыс.руб.;
2017 год - 380664,8 тыс.руб.;
2018 год - 537939,1 тыс.руб.;
2019 год - 636027,6 тыс.руб.;
2020 год - 644914,0 тыс.руб.


 1. Общая характеристика сферы реализации Госпрограммы


В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.

Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.

Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.

Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.

В настоящее время инфраструктуру сферы культуры Тамбовского региона составляет 1191 организация различной подчиненности, включая юридические лица и филиалы, из них: 547 библиотек, 32 музея, 32 архива, 516 учреждений культурно-досугового типа, 7 театрально-концертных, 52 образовательных (в т.ч. 16 филиалов), 2 парка культуры и отдыха, 3 центра. В культурно-досуговых учреждениях функционируют 42 киновидеоустановки.

Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет более 7,2 тыс. чел., из которых около 1,7 тыс. трудятся в областных учреждениях.

Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.

Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.

Несовершенна инфраструктура отрасли культуры. В 50% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи. Отсутствуют музеи-заповедники, государственные и муниципальные кинотеатры.

Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась. За последние четыре года число библиотек сократилось с 569 до 544, культурно-досуговых учреждений с 560 до 516.

В среднем по области уровень фактической обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями составляет 89,9%, муниципальными библиотеками - 97%.

Демографическая ситуация в регионе обусловила ежегодное снижение количества пользователей библиотек в среднем по области на 4,1%, или около 24 тыс. чел. Отрицательно сказывается на библиотечном обслуживании отдаленных населенных пунктов и отсутствие библиобусов. Процент охвата населения области библиотечным обслуживанием понижается и в 2012 году, составил 48,8%.

Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений. В течение 2008 - 2012 годов ежегодно число клубных формирований в среднем уменьшалось на 100, а число участников в них - на 1000 человек.

На 01.01.2013 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляет всего 31% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.

Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.

16,2% учреждений испытывают потребность в капитальном ремонте. Здания 5 клубных учреждений находятся в аварийном состоянии.

9,4% учреждений испытывают потребность в приобретении транспортных средств (в т.ч. 23 библиобуса и 37 автоклубов).

Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.

Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6% от необходимой потребности, в 2010 году - на 0,6%, в 2011 году - на 1,3%, в 2012 году - на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.

Наболевшей проблемой является высокая степень износа (в среднем по области 83,4%) парков музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники, кино-, видео- и аудиооборудования, транспорта. Средств на их обновление недостаточно.

Оснащенность культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами недостаточна - в среднем на 1 клуб приходится 1,9 инструмента. Более 2 тыс. музыкальных инструментов (или 63% от общего их числа), которыми оснащены клубные и образовательные учреждения культуры и искусства, находятся в эксплуатации по истечении срока полезного использования.

Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.

Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли. Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году составляло 128, в 2010 году - 133, в 2011 году - 139, в 2012 году - 154.

Уровень оплаты труда работников культуры остается недостаточным. Особенно острая ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности. Средняя зарплата в учреждениях культуры составляет 10,0 тыс. рублей, или 59,5% от средней зарплаты по экономике региона.

На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.

Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.

Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.

Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.

Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за рубежом.

Наряду со сферой культуры еще одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения, является туризм.

Сфера туризма охватывает въездной и внутренний туризм и опирается на существующие и развивающиеся туристские возможности региона, являющиеся потенциалом для обеспечения качественного и разнопланового отдыха, пропаганды здорового образа жизни.

Тамбовская область в настоящее время не входит в число регионов с традиционно развитым туристским сектором, не сформирован положительный имидж области как туристического региона. Вместе с тем она обладает многими перспективными возможностями развития различных видов туризма.

Туризм представляет собой отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование и валоризацию ресурсов историко-культурного и природного наследия, традиций.

В рамках развития туристской индустрии области могут создаваться самые разнообразные продукты, базирующиеся на различных особенностях территорий, где они реализуются, на различных сочетаниях товаров и услуг, представляемых клиентам. Поэтому в пределах региона можно создать весьма широкий ассортимент туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую аудиторию потребителей.

В настоящее время инфраструктура туризма региона находится в стадии развития.

Одни виды туризма требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристской инфраструктуры, высокого качества услуг, другие могут развиваться в условиях практически полного их отсутствия. Но и в одном и в другом случаях туризм рассматривается как сфера экономической деятельности, способная дать стимул в развитии экономики области и создать условия для ее роста.

На туристском рынке региона туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют 55 компаний, включая 2 туроператора и 53 туристических агентства.

На территории области работают 67 коллективных средств размещения с количеством койкомест 9803 единицы. Открыты 15 крупных торгово-развлекательных и досуговых комплексов, широко развита структура пунктов общественного питания.

Санаторно-оздоровительный комплекс Тамбовской области представлен 19 предприятиями, из них: базы отдыха - 11 единиц, санатории - 8 единиц.

Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики региона определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.

Включение области в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов. Необходима разработка моделей наиболее перспективных предприятий турбизнеса с представлением их экономических характеристик, определение туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических и природных территорий, активизация экономики области.

Популяризация экскурсионных туров по культурно-познавательным маршрутам будет способствовать повышению образовательного и культурного уровня населения России, уважения к своей национальной культуре и традициям, развитию патриотического и интернационального воспитания молодого поколения страны, пробуждению у людей чувства национального самосознания.

В современной экономике развитие туризма во многом зависит от создания и развития наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и др.

Кластерная система способствует увеличению туристического потока и туристской привлекательности муниципальных образований области, развитию туристской инфраструктуры, образованию новых рабочих мест.

В целях увеличения информационного обеспечения и создания комфортной информационной среды в сфере туризма и туристской деятельности на территории области должна быть создана сеть туристско-информационных центров, как инструмента взаимодействия всех участников туристского рынка, способствующего развитию туристского потенциала региона.

Реализация Госпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»