Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 20.06.2013 N 642 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры и туризма" (в редакции от 08.04.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
в наименовании и пункте 1 слова "Развитие культуры и туризма" заменить словами "Развитие культуры";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющую обязанности заместителя Главы Тамбовской области Е.С.Михалину.";
2. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры и туризма", утвержденную постановлением, (далее - Госпрограмма) следующие изменения:
паспорт Госпрограммы, разделы 1 - 7 Госпрограммы изложить в редакции согласно приложению N 1;
приложения N 1 - 3 к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложениям N 2 - 6;
дополнить Госпрограмму приложением N 3а в редакции согласно приложению N 7;
приложение N 4 к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложению N 8;
дополнить Госпрограмму приложением N 4а в редакции согласно приложению N 9;
приложения N 5 - 8 к Госпрограмме изложить в редакции согласно приложениям N 10 - 13;
в приложении N 14 к Госпрограмме в пункте 1 слова "Развитие культуры и туризма" заменить словами "Развитие культуры";
в приложении N 15 к Госпрограмме в пункте 1 слова "Развитие культуры и туризма" заменить словами "Развитие культуры";
в приложении N 16 к Госпрограмме в пункте 1 слова "Развитие культуры и туризма" заменить словами "Развитие культуры";
в приложении N 19 к Госпрограмме в пункте 10 слова "Развитие культуры и туризма" заменить словами "Развитие культуры".
3. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 642
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСПРОГРАММА)
Ответственный исполнитель Госпрограммы | Управление культуры и архивного дела области |
Соисполнители Госпрограммы | Управление строительства и инвестиций области; управление по физической культуре и спорту области; управление по государственной охране объектов культурного наследия области; комитет по управлению имуществом области; управление градостроительства и архитектуры области |
Подпрограммы Госпрограммы | "Наследие" (приложение N 5 к Госпрограмме); "Искусство" (приложение N 6 к Госпрограмме); "Развитие туризма" (приложение N 7 к Госпрограмме); "Обеспечение условий реализации Госпрограммы" (приложение N 8 к Госпрограмме) |
Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты) | Федеральный (региональный) проект "Культурная среда"; федеральный (региональный) проект "Творческие люди"; федеральный (региональный) проект "Цифровая культура" |
Цели Госпрограммы | Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области; увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37071 тыс. единиц в год к концу 2030 года; повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 84 творческих инициатив и проектов; повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года |
Задачи Госпрограммы | Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области; обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Тамбовской области |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации | I этап: прирост количества посещений учреждений культуры по сравнению с 2012 годом (2021 год - 135,0%); доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2022 год - 38,0%); прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом (2021 год - 28%); прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по сравнению с 2012 годом (2021 год - 9,5%); повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (2021 год - 95%); отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области (2021 год - 100%); количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства (2018 год - 100 чел.); увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по отношению к 2012 году (2021 год - 40%); количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2022 год - 17 ед.); количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2022 год - 27 ед.); количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2020 год - 287 чел.); количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2022 год - 887 чел.); количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку (2020 год - 10 ед.); количество поддержанных творческих инициатив и проектов (2022 год - 42 ед.); количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (2020 год - 174 чел.); количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (2022 год - 1598 чел.); количество грантов некоммерческим организациям на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел (2021 год - 1 ед.); количество созданных виртуальных концертных залов (2020 год - 2 ед.); количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности (2021 год - 3 ед.); количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ" (2021 год - 30 ед.); число посещений культурных мероприятий (2022 год - 14250 тыс. ед.); уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (2022 год - 64,8%); доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2022 год - 97,1%); II этап: доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2030 год - 46,0%); количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2030 год - 27 ед.); количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2030 год - 46 ед.); количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, нарастающим итогом (2030 год - 1,517 тыс. чел.); количество творческих инициатив и проектов, получивших государственную поддержку (2030 год - 84 ед.); количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (2030 год - 2130 чел.); число посещений культурных мероприятий (2030 год - 17860 тыс. ед.); уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (2030 год - 66,6%); доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2030 год - 97,3%); условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (2030 год - 130,0%) |
Сроки и этапы реализации Госпрограммы | Госпрограмма реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2022 годы; II этап: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Госпрограммы | I этап: 2014 - 2022 годы Общие затраты на реализацию Госпрограммы в 2014 - 2022 годах за счет всех источников финансирования - 12321203,9 тыс. руб.: 2014 год -- 1120938,9 тыс. руб.; 2015 год - 925048,6 тыс. руб.; 2016 год - 1206943,1 тыс. руб.; 2017 год - 1605522,2 тыс. руб.; 2018 год - 1559942,1 тыс. руб.; 2019 год - 1706375,6 тыс. руб.; 2020 год - 1562939,1 тыс. руб.; 2021 год - 1371992,4 тыс. руб.; 2022 год - 1261321,9 тыс. руб.; II этап: 2023 - 2030 годы Общие затраты на реализацию Госпрограммы в 2023 - 2030 годах за счет всех источников финансирования - 8692661,0 тыс. руб.: 2023 год - 1370103,9 тыс. руб.; 2024 год - 1431114,6 тыс. руб.; 2025 год - 893404,1 тыс. руб.; 2026 год - 926960,5 тыс. руб.; 2027 год - 961860,4 тыс. руб.; 2028 год - 998155,7 тыс. руб.; 2029 год - 1035902,4 тыс. руб.; 2030 год - 1075159,4 тыс. руб.; в том числе: I этап: 2014 - 2022 годы федеральный бюджет - 1284781,1 тыс. руб.: 2014 год - 173396,4 тыс. руб.; 2015 год - 61061,4 тыс. руб.; 2016 год - 148642,5 тыс. руб.; 2017 год - 107084,7 тыс. руб.; 2018 год - 80049,0 тыс. руб.; 2019 год - 148063,2 тыс. руб.; 2020 год - 110861,3 тыс. руб.; 2021 год - 244695,1 тыс. руб.; 2022 год - 210927,5 тыс. руб.; II этап: 2023 - 2030 годы федеральный бюджет - 650331,4 тыс.руб.: 2023 год - 311828,7 тыс.руб.; 2024 год - 338502,7 тыс.руб.; в том числе объем средств, направленных в Тамбовскую область в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" I этап: 2014 - 2022 годы 67726,1 тыс.руб., в том числе: 2018 год - 32726,1 тыс. руб.; 2019 год - 35000,0 тыс. руб.; I этап: 2014 - 2022 годы бюджет Тамбовской области - 7667192,3 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 848997,8 тыс.руб.; 2014 год - 760366,6 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 115288,7 тыс.руб.; 2015 год - 673631,9 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 132917,3 тыс.руб.; 2016 год - 834459,3 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 70920,7 тыс.руб.; 2017 год - 1124475,9 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 270703,2 тыс.руб.; 2018 год - 853066,9 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 32206,5 тыс.руб.; 2019 год - 836602,0 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 56112,0 тыс.руб.; 2020 год - 771335,5 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 83932,9 тыс. руб.; 2021 год - 843966,6 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 37172,6 тыс.руб.; 2022 год - 969287,6 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 49743,9 тыс.руб.; II этап: 2023 - 2030 годы бюджет Тамбовской области - 7596183,5 тыс.руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 553363,5 тыс.руб.; 2023 год - 1002457,0 тыс.руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 209365,1 тыс.руб.; 2024 год - 1036819,4 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 343998,4 тыс.руб.; 2025 год - 837770,0 тыс.руб.; 2026 год - 871280,2 тыс.руб.; 2027 год - 906132,1 тыс.руб.; 2028 год - 942377,4 тыс.руб.; 2029 год - 980072,2 тыс.руб.; 2030 год - 1019275,2 тыс.руб.; I этап: 2014 - 2022 годы местный бюджет - 10749,5 тыс.руб.: 2014 год - 2464,1 тыс.руб.; 2015 год - 53,0 тыс.руб.; 2016 год - 1511,3 тыс.руб.; 2017 год - 2245,6 тыс.руб.; 2018 год - 1419,2 тыс.руб.; 2019 год - 2655,1 тыс.руб.; 2020 год - 93,8 тыс.руб.; 2021 год - 175,1 тыс.руб.; 2022 год - 132,3 тыс.руб.; II этап: 2023 - 2030 годы местный бюджет - 464,8 тыс.руб.: 2023 год - 252,3 тыс. руб.; 2024 год - 212,5 тыс. руб.; I этап: 2014 - 2022 годы внебюджетные источники - 3358301,0 тыс. руб.: 2014 год - 184711,8 тыс.руб.; 2015 год - 190302,3 тыс.руб.; 2016 год - 222330,0 тыс.руб.; 2017 год - 371716,0 тыс.руб.; 2018 год - 625407,0 тыс.руб.; 2019 год - 719055,3 тыс.руб.; 2020 год - 680648,5 тыс.руб.; 2021 год - 283155,6 тыс.руб.; 2022 год - 80974,5 тыс.руб.; II этап: 2023 - 2030 годы внебюджетные источники - 445681,3 тыс.руб.: 2023 год - 55565,9 тыс.руб.; 2024 год - 55580,0 тыс.руб.; 2025 год - 55634,1 тыс.руб.; 2026 год - 55680,3 тыс.руб.; 2027 год - 55728,3 тыс.руб.; 2028 год - 55778,3 тыс. руб.; 2029 год - 55830,2 тыс. руб.; 2030 год - 55884,2 тыс. руб. |
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться, в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.
Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.
По состоянию на 01.01.2022, отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.
Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.
Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.
Несовершенна инфраструктура отрасли культуры. В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.
Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.
Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений. В течение 2008 - 2012 годов ежегодно число клубных формирований в среднем уменьшалось на 100, а число участников в них - на 1000 человек.
На 01.01.2013 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 31% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.
Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.
Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6% от необходимой потребности, в 2010 году - на 0,6%, в 2011 году - на 1,3%, в 2012 году - на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.
Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.
Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли. Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году составляло 128, в 2010 году - 133, в 2011 году - 139, в 2012 году - 154.
На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за рубежом.