ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2023 года N 68


О внесении изменений в постановление администрации области от 20.06.2013 N 642 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры"



Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в постановление администрации области от 20.06.2013 N 642 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры" (в редакции от 30.12.2022) (далее - постановление) следующие изменения:


преамбулу постановления изложить в следующей редакции:


"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";


государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.



Глава Тамбовской области
М.Егоров



Приложение
к постановлению
Правительства Тамбовской области
от 07.02.2023 N 68



Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 642



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Паспорт государственной программы

Куратор государственной программы

Михалина Е.С. - и.о. заместителя Главы

Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство культуры Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области;

управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области

Направления (подпрограммы) государственной программы

"Развитие культурной инфраструктуры";

"Вовлечение граждан в деятельность в сфере культуры";

"Развитие деятельности организаций культуры";

"Обеспечение условий реализации государственной программы"

Структурные элементы государственной программы

Региональный проект "Культурная среда"; <*>

региональный проект "Цифровая культура"; <*>

региональный проект "Творческие люди"; <*>

региональный проект "Развитие искусства и творчества";

региональный проект "Государственная поддержка отрасли культуры";

региональный проект "Поддержка деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере культуры";

комплекс процессных мероприятий "Создание условий для сохранения, использования, популяризации исторического и культурного наследия";

комплекс процессных мероприятий "Обеспечение условий для доступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ";

комплекс процессных мероприятий "Создание условий для развития архивного дела и системы управления в сфере культуры"

Цели государственной программы

Увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37071 тысяч единиц в год к концу 2030 года;

повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 84 творческих инициатив и проектов;

повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года

Задачи государственной программы

Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области;

обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области;

создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Тамбовской области

Показатели государственной программы, их значения на последний год реализации

Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2030 год - 46,0%);

количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2030 год - 32 ед.);

количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2030 год - 47 ед.);

количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, нарастающим итогом (2030 год - 1,517 тыс. чел.);

количество поддержанных творческих инициатив и проектов (2030 год - 84 ед.);

количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (2030 год - 2130 чел.);

число посещений мероприятий организаций культуры (2030 год - 37,071 млн. единиц);

уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (2030 год - 66,6%);

доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2030 год - 97,3%);

условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (2030 год - 130,0%)

Сроки и этапы реализации государственной программы

Государственная программа реализуется в два этапа:

I этап: 2014 - 2022 годы;

II этап: 2023 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы

Общие затраты на реализацию II этапа государственной программы в 2023 - 2030 годах за счет всех источников финансирования - 8434412,8 тыс.руб.:

2023 год - 1397526,5 тыс.руб.;

2024 год - 1359780,5 тыс.руб.;

2025 год - 953387,0 тыс.руб.;

2026 год - 875867,2 тыс.руб.;

2027 год - 908955,6 тыс.руб.;

2028 год - 943367,1 тыс.руб.;

2029 год - 979154,7 тыс.руб.;

2030 год - 1016374,2 тыс.руб.;

в том числе:

федеральный бюджет - 534288,8 тыс.руб.:

2023 год - 220204,6 тыс.руб.;

2024 год - 244588,8 тыс.руб.;

2025 год - 65629,4 тыс.руб.;

2026 год - 713,8 тыс.руб.;

2027 год - 742,3 тыс.руб.;

2028 год - 772,0 тыс.руб.;

2029 год - 802,9 тыс.руб.;

2030 год - 835,0 тыс.руб.;

бюджет Тамбовской области - 7469095,9 тыс.руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 421278,5 тыс.руб.;

2023 год - 1117176,0 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 136719,8 тыс.руб.;

2024 год - 1054724,5 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 284558,7 тыс.руб.;

2025 год - 827193,9 тыс.руб.;

2026 год - 825283,1 тыс.руб.;

2027 год - 858295,0 тыс.руб.;

2028 год - 892626,8 тыс.руб.;

2029 год - 928331,6 тыс.руб.;

2030 год - 965465,0 тыс.руб.;

местный бюджет - 331,3 тыс.руб.:

2023 год - 168,8 тыс.руб.;

2024 год - 133,6 тыс.руб.;

2025 год - 28,9 тыс.руб.;

внебюджетные источники - 430696,8 тыс.руб.:

2023 год - 59977,1 тыс.руб.;

2024 год - 60333,6 тыс.руб.;

2025 год - 60534,8 тыс.руб.;

2026 год - 49870,3 тыс.руб.;

2027 год - 49918,3 тыс.руб.;

2028 год - 49968,3 тыс.руб.;

2029 год - 50020,2 тыс.руб.;

2030 год - 50074,2 тыс.руб.


________________


* Региональные проекты обеспечивают достижение целей, показателей и результатов соответствующих федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Культура".



1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы


В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.


Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.


Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.


На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.


Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.


Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральное и музыкальное искусство, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.


По состоянию на 01.01.2022 отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.


Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.


На 01.01.2022 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 37,5% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.


Вместе с тем, большинство существующих проблем отрасли культуры связаны с несовершенством инфраструктуры сферы.


Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.


Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений.


Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.


Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.


В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.


Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.


Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности не позволяют областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.


Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.


Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов.


На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.


Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив. Модернизация сферы культуры станет ключевым потенциалом развития отрасли.


Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.


Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требуют широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливают необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.


Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа Тамбовщины как в ее границах, так и за ее пределами.


Реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.


К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.


Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.


Цели государственной политики в сфере культуры определены в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законе Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


Государственная программа реализуется в два этапа:


I этап - 2014 - 2022 гг.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»