ПРАВИТЕЛЬСТВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2023 года N 1024


О внесении изменений в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры"



Правительство Тамбовской области постановляет:


1. Внести в государственную программу Тамбовской области "Развитие культуры", утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 20.06.2013 N 642 (в редакции от 07.02.2023) (далее - Госпрограмма), следующие изменения:


1.1. паспорт Госпрограммы изложить в следующей редакции:


"Паспорт

государственной программы

Куратор государственной программы

Михалина Е.С. - заместитель Главы Тамбовской области

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство культуры Тамбовской области

Соисполнители государственной программы

Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области;

департамент по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области

Период реализации государственной программы

Этап I: 2014 - 2022 годы;

этап II: 2023 - 2030 годы

Цели государственной программы

Увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37,071 млн. единиц в год к концу 2030 года;

повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 82 творческих инициатив и проектов;

повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года

Направления (подпрограммы) государственной программы

"Развитие культурной инфраструктуры";

"Вовлечение граждан в деятельность в сфере культуры";

"Развитие деятельности организаций культуры";

"Обеспечение условий реализации Государственной программы"

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Общие объемы финансирования государственной программы на II этапе ее реализации, в 2023 - 2030 годах, за счет всех источников финансирования составят 11704806,7 тыс.руб.:

2023 год - 2616026,7 тыс.руб.;

2024 год - 2568180,6 тыс.руб.;

2025 год - 1204763,9 тыс.руб.;

2026 год - 1086893,9 тыс.руб.;

2027 год - 995804,1 тыс.руб.;

2028 год - 1035684,3 тыс.руб.;

2029 год - 1077159,4 тыс.руб.;

2030 год - 1120293,8 тыс.руб.;

в том числе:

федеральный бюджет - 1382277,7 тыс.руб.:

2023 год - 927703,0 тыс.руб.;

2024 год - 355073,5 тыс.руб.;

2025 год - 49319,4 тыс.руб.;

2026 год - 47029,6 тыс.руб.;

2027 год - 742,3 тыс.руб.;

2028 год - 772,0 тыс.руб.;

2029 год - 802,9 тыс.руб.;

2030 год - 835,0 тыс.руб.;

бюджет Тамбовской области - 9221023,4 тыс.руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 2617566,4 тыс.руб.;

2023 год - 1560626,1 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 1217658,0 тыс.руб.;

2024 год - 2085440,8 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 1289908,4 тыс.руб.;

2025 год - 1027860,5 тыс.руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы, - 110000,0 тыс.руб.;

2026 год - 907177,6 тыс.руб.;

2027 год - 857095,0 тыс.руб.;

2028 год - 891426,8 тыс.руб.;

2029 год - 927131,6 тыс.руб.;

2030 год - 964265,0 тыс.руб.;

местный бюджет - 388,7 тыс.руб.:

2023 год - 184,0 тыс.руб.;

2024 год - 152,6 тыс.руб.;

2025 год - 25,9 тыс.руб.;

2026 год - 26,2 тыс.руб.;

внебюджетные источники - 1101116,9 тыс.руб.:

2023 год - 127513,6 тыс.руб.;

2024 год - 127513,7 тыс.руб.;

2025 год - 127558,1 тыс.руб.;

2026 год - 132660,5 тыс.руб.;

2027 год - 137966,8 тыс.руб.;

2028 год - 143485,5 тыс.руб.;

2029 год - 149224,9 тыс.руб.;

2030 год - 155193,8 тыс.руб.

Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации

Национальная цель развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов".

Целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели к 2030 году:

увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры"


1.2. раздел 1 "Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:


"1. Стратегические приоритеты в сфере реализации

государственной программы



В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.


Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.


Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться, в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.


На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.


Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.


Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.


По состоянию на 01.01.2022 отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.


Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.


На 01.01.2022 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 37,5% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.


Вместе с тем, большинство существующих проблем отрасли культуры связаны с несовершенством инфраструктуры сферы.


Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.


Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений.


Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.


Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.


В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.


Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.


Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.


Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли.


Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов.


На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.


Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив. Модернизация сферы культуры станет ключевым потенциалом развития отрасли.


Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.


Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.


Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за ее пределами.


Реализация государственной программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.


К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.


Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.


Цели государственной политики в сфере культуры определены в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законе Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


Государственная программа реализуется в два этапа:


этап I - 2014 - 2022 гг.;


этап II - 2023 - 2030 гг.


Промежуточные результаты реализации государственной программы на первом этапе (2014 - 2022 годы) - сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации государственной программы, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры, организация и проведение исследований и разработок в части развития сферы культуры, осуществление подготовки и переподготовки персонала, внедрение проектного управления, информационная поддержка государственной программы и др.


На данном этапе внедрены инновации в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг, осуществлена модернизация и развитие необходимой для реализации государственной программы инфраструктуры, созданы условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.


Второй этап (2023 - 2030 годы) государственной программы ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры региона. На данном этапе промежуточными результатами будут являться: продолжение внедрения инноваций и модернизация отрасли культуры, мониторинг, контроль и оценка ее эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры.


Это обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.


Реализация государственной программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:


укрепление единого культурного пространства Тамбовской области на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;


сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций региона как национального богатства и основы единства общества;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»